Дело № 2-3222/2023
50RS0001-01-2022-002225-74
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
04 мая 2023 г. г. Балашиха Московской области
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кулаковой А.Л.
при помощнике Гумашвили М.З.,
с участием представителя ответчика по доверенности Постевка Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Урман Ксении Львовны к Государственному казенному учреждению Московской области «Центр занятости населения Московской области» о признании незаконными действия, обязании назначить материальную помощь,
УСТАНОВИЛ:
Истец Урман К.Л. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Московской области «Центр занятости населения городских округов Балашиха и Реутов», в котором просит признать незаконными действия ГКУ МО «ЦЗН МО» по г.о.Балашиха, выразившиеся в отказе назначить материальную помощь по заявлениям от 27.01.2022 и 25.10.2021, обязать ГКУ МО «ЦЗН МО» назначить материальную помощь. В обоснование требований указывает, что она с 25.10.2021 состояла на учете в ГКУ ЦЗН г.о. Балашиха в качестве безработного, назначена перерегистрация на 14.01.2022. 13.01.2022 оформила обращение в ГКУ ЦЗН по г.о. Балашиха, в котором указала, что находится на листе нетрудоспособности, приложив к нему справку поликлиники № 2 ГБУЗ Балашихинская областная больница. Приказом директора ГКУ ЦЗН по г.о. Балашиха от 19.01.2022 Урман К.Л. приостановлена выплата пособия по безработице, а затем снята с регистрационного учета (приказ № 01/00669 от 24.01.2022). 27.01.2022 Урман К.Л. обратилась в ГКУ ЦЗН с заявлением о постановке на учет в качестве безработного. Приказом 01/01491 от 14.02.2022 Урман К.Л. признана безработной с 25.10.2022 по 24.01.2023. Приказами за № 01/02455 от 10.03.2022, и 01/02454 от 10.03.2022 отменены приказы о приостановлении выплаты пособия по безработице и о снятии с регистрационного учета с 18.12.2021. 15.02.2022 и 10.03.2022 Урман К.Л. обратилась в ГКУ ЦЗН по г.о. Балашиха о назначении материальной помощи. Ответом директора ГКУ ЦЗН по г.о. Балашиха Османова ОА от 14.03.2022 в назначении материальной помощи отказано со ссылкой на то, что Урман К.Л. нарушены сроки и условия перерегистрации безработных граждан без уважительных причин. При этом, не указано каким образом Урман К.Л. нарушила сроки перерегистрации при постановке на учет 27.01.2022, в связи с чем ей отказано в назначении материальной помощи в неоплачиваемый период. Также не учтены сведения больничного листа с отметкой лечебного учреждения о его выдаче Урман К.Л. лишь 09.03.2022. Ссылки директора ГКУ ЦЗН Османова на Правила оказания материальной помощи от 12.02.2019 не указывают на какие-либо нарушения, допущенные Урман К.Л., неявки без уважительных причин на перерегистрацию, на отсутствие уважительных причин при предъявление листка нетрудоспособности 10.03.2022. Указанный порядок не предусматривает основания для отказа в назначении материальной помощи в связи с предъявлением листка нетрудоспособности с нарушением срока его предоставления (27.01.2022) в случае отказа лечебного учреждения своевременно его выдать.
Протокольным определением произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного казенного учреждения Московской области «Центр занятости населения городских округов Балашиха и Реутов» на надлежащего – Государственное казенное учреждение Московской области «Центр занятости населения Московской области».
В судебное заседание истец Урман К.Л. не явилась, извещена.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Московской области «Центр занятости населения Московской области» по доверенности Постевка Е.П. в судебном заседании против иска возражала, представив письменный отзыв, приобщенный к материалам дела.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им материальной помощи в неоплачиваемый период лицу, состоящему на учете в качестве безработного.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 г. N1032-1 (ред. от 19.11.2021г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту именуемый — Закон о занятости), безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
Условия и сроки выплаты пособия по безработице установлены статьей 32 Закона о занятости. Так, согласно ч. 2, ч. 6 данной статьи, решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
В случаях нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного выплата пособия по безработице приостанавливается на один месяц. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию (ч.3 ст. 35 Закона о занятости).
Ч. 2 ст. 35 Закона о занятости установлено, что при длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного.
Урман К.Л. обратилась в ГКУ МО «ЦЗН городских округов Балашиха и Реутов» с заявлением в электронной форме посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее - Единая цифровая платформа), в связи с чем на нее
25.10.2021 была заведена карточка персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы № 01-21-ФИО6 (далее по тексту именуемая — КПУ № ФИО7).
03.11.2021 был издан приказ № 01/82183, согласно которому истец была признана безработной и назначено выплата пособия по безработице на период три месяца с 25.10.2021 по 24.01.2022.
13.01.2022 Урман К.Л. было направлено уведомление с приглашением явиться 14.01.2022 на промежуточную явку с целью выдачи двух направлений на подходящую работу.
В ответ на вышеуказанное уведомление истец 13.01.2022 направила на электронную почту ответчика письмо (обращение), в котором сообщила о том, что явиться на перерегистрацию не сможет в связи заболеванием с приложением нечитабельной, ненадлежащим образом оформленной справки.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.12.2021 № 16-1/10/В-17244, ст. 6, ст. 11 «Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений», документом, подтверждающим период временной нетрудоспособности, может являться справка, содержащая информацию о периоде временной нетрудоспособности, выданная медицинской организацией в соответствии с Порядком выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утв.приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.09.2020 № 972н, в форме бумажного документа.
Истцу Урман К.Л. был дан ответ за исх. № 1-16/27 от 10.02.2022, что ответчик не может принять копию справки оформленную ненадлежащим образом в качестве доказательства пропуска явки на перерегистрацию, как уважительной причины.
Поэтому, в связи с нарушением без уважительных причин условий и сроков перерегистрации на период с 18.12.2021 по 17.01.2022 был издан приказ № 01/00402 от 19.01.2022 о приостановке выплаты пособия по безработице.
24.01.2022 был издан приказ № 01/00669 о прекращении выплаты пособия по безработице и снятии с учета в связи с длительной неявкой (более) месяца безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
27.01.2022 истец вновь обратилась в ГКУ МО «ЦЗН городских округов Балашиха и Реутов» с заявлением в электронной форме посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее - Единая цифровая платформа), в связи с чем, на нее была заведена новая карточка персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы № 01-22-00485 (далее по тексту именуемая — КПУ № 00485).
28.01.2022 Урман К.Л. было направлено уведомление о назначении промежуточной явки на перерегистрацию 31.01.2022 с выдачей направлений № 1, № 2 на работу. Без уважительных причин истец на перерегистрацию не явилась.
Повторная перерегистрация была назначена на 04.02.2022 на 09 час.30 мин. о чем также 01.02.2022 была уведомлена Урман К.Л.
Поскольку Урман К.Л. 04.02.2022 не предоставила документ, подтверждающий уважительную причину неявки в установленный срок для оказания государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, ей было отказано в установлении статуса безработной.
14.02.2022 был издан № 01/01489 об отмене ранее принятого приказа № 01/01184 от 04.02.2022 и был издан приказ № 01/01491 о признании истца, зарегистрированной в целях поиска подходящей работы, безработной и назначении пособия по безработице.
Следующая явка на перерегистрацию по КПУ № 00485 была назначена на 02.03.2022 в 13 ч.00 мин., но истец на перерегистрацию в установленное время не явилась и не уведомила об уважительных причинах неявки, в связи с чем был издан приказ № 01/02453 от 10.03.2022 о прекращении выплаты пособия по безработице и снятии с учета в связи с длительной неявкой (более) месяца безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
В случае, если гражданин был снят с учета в качестве безработного за неявку в органы службы занятости более месяца, а затем представил листок нетрудоспособности, подтверждающий уважительную причину неявки, приказ о снятии с регистрационного учета в качестве безработного подлежит отмене, производится выплата пособия по безработице и продолжается работа по оказанию содействия гражданину в поиске подходящей работы (ст. 60 Правил о соцвыплатах).
Руководствуясь вышеизложенными нормами, а также представленным и должным образом оформленным истцом листком нетрудоспособности № ФИО5, ответчик в последствии пересмотрел решение о снятии истца с регистрационного учета и прекращении выплаты пособия по КПУ № ФИО8, и издал приказ № 01/02455 от 10.03.2022 (отменяющий приказ № 01/00402 от 19.01.2022) и приказ № 01/02454 от 10.03.2022 (отменяющий приказ № 01/00699 от 24.01.2022).
При этом, оценка действиям ГКУ ЦЗН по г.о.Балашиха по принятию листков нетрудоспособности была дана решением Балашихинского городского суда от 04.04.2022 по делу №2-2432/2022 по иску Урман К.Л. к ГКУ ЦЗН г.о.Балашиха о признании приказов незаконными, взыскании компенсации морального вреда, в удовлетворении иска отказано.
В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.
Порядок выплаты материальной помощи регулируется Приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2019 N 55424)
Согласно п. 126 Правил, основанием для оказания материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, является решение центра занятости населения об оказании материальной помощи исходя из объемов субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на социальные выплаты безработным гражданам.
Согласно п. 130 вышеуказанных Правил решение об оказании матпомощи безработному гражданину не принимается в случае наличия в истекшем месяце безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
15.02.2022 и 10.03.2022 Урман К.Л. обратилась к ответчику с письменным заявлением об оказании материальной помощи.
На данное письменное заявление был дан официальный ответ за исх.№1-16/60 от 14.03.2022, согласно которому в оказании материальной помощи было отказано по следующим основаниям:
1) согласно ст.36 Закона о занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, органами службы занятости может оказываться матпомощь.
2) Правила оказания материальной помощи гражданам и условия ее выплаты устанавливаются согласно раздела IV «Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам», утвержденные Приказом Минтруда России от 22.02.2019 г. № 116н.
Руководствуясь статьей 36 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а также Правилами оказания материальной помощи гражданам и условиями ее выплаты, утвержденными Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. N 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам», согласно которым право на получение материальной помощи имеют безработные граждане, утратившие право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также граждане в период профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, суд приходит к выводу, что соответствующими работниками Центра занятости в пределах предоставленных им полномочий было принято верное решение об отказе в назначении материальной помощи, в связи с наличием в истекшем месяце истцом без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Любая предусмотренная законом гарантия осуществляется посредством реализации субъективного гражданского права, которое представляет собой меру возможного поведения, реализуемого гражданином только в установленном законом порядке и в предусмотренных законом случаях. Нарушение порядка реализации права означает выход за пределы дозволенного и не может порождать у государства корреспондирующей обязанности по реализации предусмотренных законом гарантий.
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что с 23.12.2019 истцу выплачивается страховая пенсия на основании ст.15 ФЗ «О страховых пенсиях» по старости, что усматривается из справки УПФР о назначении пенсиях.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Урман К.Л. при подаче заявлений о назначении ей материальной помощи не относилась к категориям лиц, установленных ст. 36 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
При этом судом учитывается, что назначение материальной помощи по условиям, установленным указанной нормой права, является право, а не обязанностью органа, назначающего такую выплату.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что с 23.12.2019 истцу выплачивается страховая пенсия на основании ст. 15 ФЗ «О страховых пенсиях» по старости, что подтверждается справкой УПФР о назначении пенсии, в связи с чем на момент обращения с заявлением о назначении материальной помощи Урман К.Л. не относилась к категориям лиц, установленных ст. 36 Закона РФ «О занятости населения в РФ».
Таким образом, оснований для признания незаконными действия Государственному казенному учреждению Московской области «Центр занятости населения Московской области», выразившиеся в отказе назначить материальную помощь, обязании ответчика назначить материальную помощь не имеется, заявленный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Урман Ксении Львовны к Государственному казенному учреждению Московской области «Центр занятости населения Московской области» о признании незаконными действия, обязании назначить материальную помощь, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Л. Кулакова
Решение в окончательной форме принято 21.07.2023.
Судья А.Л. Кулакова