61RS0023-01-2023-001907-88
№ 2-2480/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 июня 2023 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой Ю.А., при секретаре Шкарине А.В., с участием прокурора Корчагиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Гнездиловой Е.А. к Администрации <адрес>, об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> на основании коллективного обращения жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства Администрацией <адрес> при переселении граждан из аварийного жилья, подлежащего сносу.
Проверкой установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу 07.10.2021, что подтверждается постановлением Администрации <адрес> № и включен в муниципальную программу <адрес> «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан» сроком расселения до 31.12.2027.
Основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также необходимости последующего переселения граждан, послужило заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, принятию решения о согласовании переустройства жилых и нежилых помещений в жилых домах об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 17.09.2021 №.
Согласно вышеуказанного заключения, составленного по результатам обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> и заключения, выполненного МУП <адрес> «БТИ» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома установлено, что основные конструктивные элементы жилого дома находятся в аварийном состоянии, имеют разрушения и повреждения, приводящие к деформации или образованию трещин снижающих их несущую способность и ухудшающих их эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом, в связи с чем принято решение о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, в соответствии со ст. 33, 34 Постановления Правительства Российской Федерации № от 28.01.2006.
Согласно техническому заключению, выполненного МУП <адрес> «БТИ» от 12.08.2021 №, несущие конструкции здания находятся в аварийном состоянии с угрозой обрушения, создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Постановлением Администрации <адрес> от 27.12.2018 № утверждена муниципальная программа <адрес> «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», срок реализации которой 2019 - 2030 годы. Приложением № данной программы утвержден перечень многоквартирных домов, в который включен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, расселение которого планируется в 2027 году, что не отвечает требованиям вышеуказанного законодательства, нарушает права жильцов дома на благоприятные и безопасные условия проживания.
До настоящего времени Гнездилова Е.А. вынуждена проживать в жилом помещении, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности, аварийным и подлежащем сносу в связи с угрозой обрушения.
Кроме того, согласно сведениям, предоставленным жильцами, техническое состояние дома быстро ухудшается, так как за короткий промежуток времени на доме появились многочисленные новые разнонаправленные трещины в цоколе, вертикальные трещины на стенах, прогибы потолочной поверхности, трещины в местах сопряжения стен и потолка.
Затягивание сроков сноса дома влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду проживания, поскольку указанные сроки не отвечают принципу разумности и влекут дальнейшую эксплуатацию дома, состояние которого грозит обрушением и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.
Просит суд обязать Администрацию <адрес> в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу заключить с Гнездиловой Е.А. соглашение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение в размере, определенном в соответствии с отчетом об оценке стоимости квадратного метра изымаемого жилого помещения. Прекратить право собственности Гнездиловой Е.А. на жилое помещение по адресу: <адрес> признать право собственности муниципального образования «<адрес>» на изымаемое жилое помещение по адресу: <адрес>.
Помощник прокурора Корчагина А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Гнездилова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель Администрации <адрес> в суд не явился, извещен надлежащим образом, письменных возражений не представил.
Выслушав помощника прокурора Корчагину А.Ю., изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> на основании коллективного обращения жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства Администрацией <адрес> при переселении граждан из аварийного жилья, подлежащего сносу.
Гнездилова Е.А. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно ст. 14 ЖК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, помимо прочего, учет муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям законодательства.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самосто�����������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как непригодность для проживания, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Проверкой установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу 07.10.2021, что подтверждается постановлением Администрации <адрес> № и включен в муниципальную программу <адрес> «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан» сроком расселения до 31.12.2027.
Основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также необходимости последующего переселения граждан, послужило заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, принятию решения о согласовании переустройства жилых и нежилых помещений в жилых домах об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 17.09.2021 №.
Согласно вышеуказанного заключения, составленного по результатам обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> и заключения, выполненного МУП <адрес> «БТИ» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома установлено, что основные конструктивные элементы жилого дома находятся в аварийном состоянии, имеют разрушения и повреждения, приводящие к деформации или образованию трещин снижающих их несущую способность и ухудшающих их эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом, в связи с чем принято решение о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, в соответствии со ст. 33, 34 Постановления Правительства Российской Федерации № от 28.01.2006.
Согласно техническому заключению, выполненному МУП <адрес> «БТИ» от 12.08.2021 №, несущие конструкции здания находятся в аварийном состоянии с угрозой обрушения.
Постановлением Администрации <адрес> от 27.12.2018 № утверждена муниципальная программа <адрес> «Оказание мер по улучшению жилищных условий отдельным категориям граждан», срок реализации которой 2019 - 2030 годы. Приложением № данной программы утвержден перечень многоквартирных домов, в который включен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, расселение которого планируется в 2027 году, что не отвечает требованиям вышеуказанного законодательства, нарушает права жильцов дома на благоприятные и безопасные условия проживания.
До настоящего времени Гнездилова Е.А. вынуждена проживать в жилом помещении, признанном непригодными для проживания по критериям безопасности, аварийным и подлежащем сносу в связи с угрозой обрушения.
Кроме того, согласно сведениям, предоставленным жильцами, техническое состояние дома быстро ухудшается, так как за короткий промежуток времени на доме появились многочисленные новые разнонаправленные трещины в цоколе, вертикальные трещины на стенах, прогибы потолочной поверхности, трещины в местах сопряжения стен и потолка.
Также к собственникам дома предъявлены требования о сносе дома за счет собственных средств в срок до 01.11.2024.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.
Установленный Администрацией <адрес> срок сноса дома за счет собственных средств до 01.11.2024 не отвечает принципу разумности, так как составляет длительный промежуток времени.
Решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, который должен носить разумный характер, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Суд считает, что затягивание сроков сноса дома влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду проживания, поскольку указанные сроки не отвечают принципу разумности и влекут дальнейшую эксплуатацию дома, состояние которого грозит обрушением и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.
С учетом времени необходимого для исполнения решения суда, суд считает необходимым установить сроки для его исполнения: для заключения соглашения об изъятии жилого помещения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.06.2023.