Дело № 33-6047/2020 (2-5813/2020)
УИД72RS0025-01-2020-003205-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень |
21 декабря 2020 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: |
Плосковой И.В., |
судей: |
Пленкиной Е.А., Смоляковой Е.В., |
при секретаре: прокурора: |
Магдич И.В., Макаровой Н.Т., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации в лице прокурора М.О.Ш. на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 сентября 2020 года, которым постановлено:
«В иске Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуре в защиту интересов Российской Федерации к АО «Транснефть-Сибирь», ООО «Агентство по землеустройству «ВЕЛЕС» о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, находящемуся в выделе 5 квартала 86 Мулымского участкового лесничества Советского района ХМАО-Югры, отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Смоляковой Е.В., ходатайство прокурора М.Н.Т., о принятии отказа от апелляционного представления, пояснения представителя ответчика АО «Транснефть-Сибирь» Ш.Б.В., представителя ответчика ООО «Агентство по землеустройству «ВЕЛЕС» Р.Т.В., не возражавших против прекращения производства по апелляционной жалобе, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Транснефть-Сибирь» (далее – «Транснефть-Сибирь»), обществу с ограниченной ответственностью «Агентство по землеустройству «ВЕЛЕС» (далее – ООО «Агентство по землеустройству «ВЕЛЕС») о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду в выделе 5 квартала 86 Мулымского участкового лесничества Советского района Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, в размере 163991 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании материалов, поступивших из Советского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Природнадзор Югры), проведена проверка по факту незаконной рубки лесных насаждений в выделе квартала 86 Мулымского участкового лесничества Советского территориального отдела - лесничества Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В рамках осуществления федерального государственного лесного надзора в границах Советского территориального отдела - лесничество Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в выделе 5 квартала 86 Мулымского участкового лесничества Природнадзором Югры 15 февраля 2019 года проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований лесного законодательства Российской Федерации. В ходе патрулирования произведен визуальный осмотр участков лесного фонда, по результатам которого установлено, что в границах выдела 5 квартала 86 Мулымского участкового лесничества, Советского территориального отдела - лесничества, проводятся работы по реконструкции нефтепровода, связанные с вырубкой лесных насаждений по границе линейного объекта, что подтверждается выпиской из акта патрулирования в лесах № 05-062/2019. Природнадзором Югры 01 марта 2019 года произведен замер площади вырубленного лесного участка, прилегающего к магистральному нефтепроводу, который составил 0,0303 га. В ходе проведения проверки было установлено, что лесной участок в выделе 5 квартала 86 Мулымского участкового лесничества, Советского территориального отдела - лесничества предоставлен АО «Транснефть-Сибирь» Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по договору аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов № 0116/18-11-ДА от 10 декабря 2018 года во временное пользование. Основаниями для использования лесов в соответствии со статьями 9, 26,71, 72, 45, 88 части 1 Лесного Кодекса Российской Федерации, статьями 22, 25 части 1 Земельного кодекса Российской Федерации являются договор аренды, проект освоения лесов, лесная декларация. Проверка показала, что АО «Транснефть-Сибирь» в отсутствие разрешительных документов, а именно: лесной декларации, 15 февраля 2019 года приступило к проведению работ по реконструкции нефтепровода, связанных с вырубкой лесных насаждений, по границе линейного объекта в выделе 5 квартала 86 Мулымского участкового лесничества Советского территориального отдела - лесничества Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Из материалов проверки следует, что между АО «Транснефть-Сибирь» и подрядчиком ООО «Агентство по землеустройству «Велес» 09 февраля 2018 года заключен контракт на выполнение комплекса землеустроительных работ по отводу земельных участком под объекты Программы ТПР 2019 АО «Транснефть-Сибирь». Доверенным лицом ООО «Агентство по землеустройству «Велес» 23 января 2019 года подана лесная декларация в территориальный отдел Советского лесничества, однако данная лесная декларация была составлена с нарушениями, в связи с чем не была принята лесничеством, о чем письмом от 29 января 2019 года АО «Транснефть-Сибирь» было уведомлено. Имеющиеся нарушения в Лесной декларации были устранены и данная лесная декларация была зарегистрирована в Советском лесничестве за № 24 от 13 февраля 2019 года, то есть за два дня до начала рубки лесных насаждений. При проверке установлено, что АО «Транснефть-Сибирь» 15 февраля 2019 года произвело незаконную рубку лесных насаждений, тогда как согласно зарегистрированной лесной декларации период использования лесов был установлен только с 24 февраля 2019 года по 09 ноября 2019 года. Таким образом, не убедившись в наличии зарегистрированной лесной декларации, АО «Транснефть-Сибирь» приступило к выполнению работ по реконструкции нефтепровода, связанных с вырубкой лесных насаждений по границе линейного объекта, тем самым нарушив закон. Постановлением Советского отдела Природнадзора Югры от 30 марта 2019 года № 05-051/2019 АО «Транснефть-Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб. Решением Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 мая 2019 года жалоба АО «Транснефть-Сибирь» на постановление по делу об административном правонарушении от 30 марта 2019 года оставлена без удовлетворения, постановление по существу оставлено без изменения. В соответствии с пунктами 3, 4 договора аренды арендатор обязан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации подавать лесную декларацию, а также осуществлять установленный договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией. Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Отсутствие зарегистрированной лесной декларации у юридического лица влечет возможность бесконтрольного, нерационального использования лесов и как следствие, угрозу возникновения негативных последствий для земель лесного фонда. Считает, что в нарушение требований лесного и земельного законодательства ответчик АО «"Транснефть-Сибирь» произвел вырубку лесных насаждений на участке лесного фонда в вышеуказанном квартале Мулымского лесничества без оформления необходимых для этого документов, в частности без лесной декларации, тем самым причинив вред лесному фонду. Природнадзором Югры произведен расчет ущерба, причиненного лесному фонду Советского территориального отдела лесничества, размер которого рассчитан в соответствии с методикой исчисления вреда, и составил 163991 руб.
Помощник природоохранной прокуратуры Тюменской области Е.А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика АО «Транснефть-Сибирь» в судебном заседании иск не признал и показал суду, что для целей проведения реконструкции магистрального нефтепровода «Краснолененск-Шаим- Конда» разработана и утверждена проектная документация по замене трубы на участке. Для проведения нефтепровода согласно проекту организации строительства для выполнения сварочно-монтажных работ устраивается временный вдоль трассовый строительный проезд. Для устройства лежневой дороги приобретен лесоматериал. Для реализации проектных решений по строительству нефтепровода заключен контракт от 25 декабря 2018 года на выполнение строительно-монтажных работ. Согласно представленным в материалы дела счет - фактурам закуплены ООО «Сибинстрой плюс», являющийся субподрядной организацией для выполнения в том числе подготовительных работ, что отражено в контракте от 25 декабря 2018 года, закупил хлысты смеси лиственных пород общим объемом 1000 куб.м. (дата передачи 14 февраля 2019 года), закупил хлысты смеси лиственных и хвойных пород общим объемом 3125 куб.м. (дата передачи 13 февраля 2019 года). Таким образом, на момент проведения патрулирования в лесах Советским Природнадзором Югры 15 февраля 2019 года субподрядной организацией ООО «Сибинстрой плюс» для устройства вдоль трассового строительного проезда, в целях реализации реконструкции магистрального нефтепровода была приобретена и складирована древесина на участке лесного фонда в выделе 5 квартала 86 Мулымского участкового лесничества Советского территориального отдела - лесничества Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт осуществления 15 февраля 2019 года производственной деятельности. Считает, что истцом не доказан факт рубки леса 15 февраля 2019 года, поскольку актом от 15 февраля 2019 года установлен тот факт, что проводятся подготовительные работы по подготовке леса, а тот факт, что проводится рубка леса не установлено. АО «Транснефть-Сибирь» не производило рубку леса, а 15 февраля 2019 года только завезла технику на лесной участок, проложила лежню для ввоза техники, оборудовала вагончики для людей. На фото- таблице к акту от 15 февраля 2019 года не спиленный лес, это лесные хлесты, потому что место болотистое и необходимо по ним ввозить технику. Считает, что АО «Транснефть-Сибирь» не причинило никакого ущерба государству. Тот факт, что деревья были спилены, установлен только 01 марта 2019 года, тогда как с 24 февраля 2019 года АО «Транснефть-Сибирь» уже осуществляет рубку леса, согласно договору аренды земельного участка и при наличии всех имеющихся разрешений, в том числе и лесной декларации. Считает, что ущерб истцом не доказан, 15 февраля 2019 года проводились всего лишь подготовительные работы для достижения цели договора, заключенного с департаментом. Решением суда признаны виновными не в рубке леса, а за нарушение сроков договора, то есть рано начали осваивать лесной участок и подготавливать его в будущей рубке леса. До 24 февраля 2019 года АО «Транснефть-Сибирь» не производило вырубку леса. Согласно акту от 15 февраля 2019 года указана лишь одна точка координат, в акте зафиксировали, что было сделано, никакой фиксации рубки леса не установили. Акт о том, что АО «Транснефть-Сибирь» произвело рубку леса был составлен только 01 марта 2019 года, тогда как с 24 февраля 2019 года и по 01 марта 2019 года рубка леса уже производилась в соответствии со всеми разрешительными документами, имеющимися у АО «Транснефть-Сибирь». Не понятно, как по состоянию на 01 марта 2019 года истцом был установлен факт вырубки леса в объеме 0,003 га. Ссылка представителя прокуратуры на то, что подтверждается факт рубки леса свидетельскими показаниями, несостоятелен, поскольку из показаний не следует, что была рубка леса, а не подготовка лесной территории к рубке. 15 февраля 2019 года АО «Транснефть-Сибирь» производилась подготовка процесса к рубке леса, выполнялись для этого определенные работы, лес же не может сразу рубиться: завозилась техника, прокладывалась «лежневка» из завезенных хлыстов деревьев для въезда техники. В период законной рубки леса с 24 февраля 2019 года лес был вырублен и продан Роспотребнадзором и государство получила денежные средства от проданного леса, в связи с чем не понятно из чего складывается сумма ущерба. По изложенным обстоятельствам просит в иске отказать.
Представитель ответчика ООО Агентство по землеустройству «Велес» в судебном заседании иск не признала и показала суду, что требования иска не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Из искового заявления не понятно, в чем вина в причинении ущерба со стороны ООО Агентство по землеустройству «Велес», не понятно почему ООО Агентство по землеустройству «Велес» ответчики по данному спору. Факт рубки леса на момент составления акта от 15 февраля 2019 года не доказан, согласно фото-таблице лес лежит, но он уже обработанный, это не рубленный лес, а специально закупленный лес для прокладки дороги для ввоза техники по болотистой местности. Площадь вырубки леса указана только в акте от 01 марта 2019 года, тогда как с 24 февраля 2019 года производится законная рубка леса АО «Транснефть-Сибирь» в соответствии со всеми разрешительными документами. По изложенным обстоятельствам, считает, что требования иска не доказаны, а ООО Агентство по землеустройству «Велес» не является ответчиком по настоящему спору.
Представитель третьего лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в суд не явился, извещен в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту интересов Российской Федерации в лице прокурора М.О.Ш., в апелляционном представлении просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления и правовую позицию прокурора, выраженную в судебном заседании при рассмотрении судом первой инстанции требований по возмещению ущерба, причиненного лесному фонду.
Дополнительно отмечает, что не согласен с выводом суда о том, что истцом не доказан факт незаконной рубки лесных насаждений. Согласно пояснениям государственного инспектора Советского отдела Природнадзора Югры Воробьева Г.В. от 07 сентября 2020 года в ходе патрулирования 15 февраля 2019 года произведен осмотр участков лесного фонда, по результатам которого установлено, что в границах выдела 5 квартала 86 Мулымского участкового лесничества. Советского территориального отдела - лесничества, проводятся работы по реконструкции нефтепровода, связанные с вырубкой лесных насаждений по границе линейного объекта, а также определены координаты площади вырубленных лесных насаждений (географические координаты 61,49002 с.ш. 65,85566 в.д.). На данной территории имелась полоса вырубленного леса, находилась лесозаготовительная техника. 20 февраля 2019 года инспектором Природнадзора Югры направлен запрос начальнику Советского территориального отдела - лесничества Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Роленку С.А. о предоставлении копий разрешительных документов на лесные участки, в том числе находящиеся в квартале 86 Мулымского участкового лесничества, договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, лесную декларацию, проект освоения лесов. Департаментом в ответ на запрос предоставлены приказ Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 января 2019 года № 117-ГЭ «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов», выданный АО «Транснефть-Сибирь» для выполнения работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в том числе на территории квартала 86 Мулымского участкового лесничества, договор аренды лесного участка от 10 декабря 2018 года № 0116/18-11-ДА, заключенный между АО «Транснефть-Сибирь» и Департаментом недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также лесная декларация № 24 от 13 февраля 2019 года, согласно которой в выделе 5 квартала 86 Мулымского участкового лесничества запланирована сплошная рубка лесных насаждений на площади 0,1694 га. Период использования лесов в данной лесной декларации установлен с 24 февраля 2019 года по 09 ноября 2019 года. 01 марта 2019 года Природнадзором Югры при проведении мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах произведен замер площади вырубленного лесного участка, прилегающего к магистральному нефтепроводу, который составил 0,0303 га, что подтверждается актом патрулирования в лесах № 05-082/2019. Проверка показала, что общество в отсутствие разрешительных документов, а именно лесной декларации, 15 февраля 2019 года приступило к проведению работ по реконструкции нефтепровода, связанные с вырубкой лесных насаждений, по границе линейного объекта в выделе 5 квартала 86 Мулымского участкового лесничества, Советского территориального отдела - лесничества. 25 февраля 2019 года инспектором Природнадзора Югры опрошен начальник строительного участка ООО «Сибинстрой» Нищий Н.Я., который пояснил, что согласно договору субподряда ООО «Сибинстрой» с 15 февраля 2019 года проводит вырубку просеки под магистральный нефтепровод, монтаж лежневых дорог и строительство ВЛ-ЮКв. Указание о проведении работ по рубке деревьев им было получено по телефону из отдела капитального строительства Урайского управления магистральных нефтепроводов АО «Транснефть-Сибирь», с лесной декларацией Нищий Н.Я. не знакомился. Решением Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 мая 2019 года установлено, что рубка лесных насаждений произведена АО «Транснефть-Сибирь» с нарушением требований действующего законодательства в отсутствие зарегистрированной в установленном порядке лесной декларации.
Считает, что в нарушение требований лесного и земельного законодательства АО «Транснефть-Сибирь» произведена рубка лесных насаждений на участке лесного фонда в выделе 5 квартала 86 Мулымского участкового лесничества Советского территориального отдела - лесничества Советского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры без оформления необходимых документов (в частности, лесной декларации), тем самым причинен вред лесам и лесным насаждениям.
Указывает, что 01 марта 2019 года в рамках рейдового патрулирования инспектором Природнадзора Югры произведен замер площади вырубленного участка леса в тех же координатах, которые определены 15 февраля 2019 года. Площадь незаконной рубки составила 0,0303 га. С целью расчета ущерба, причиненного лесному фонду, в результате рубки лесных насаждений в отсутствие разрешительных документов (лесной декларации) инспектор Природнадзора Югры в Департаменте недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры выписку из государственного лесного реестра. Департаментом представлена соответствующая выписка о категории лесов в 5 выделе 86 квартала Мулымского участкового лесничества и количестве лесных насаждений на данной территории. На основании указанной выписки и площади незаконной рубки лесных насаждений инспектор Природнадзора Югры произвел расчет ущерба лесному фонду. Данный расчет составлен по методикам. Сумма ущерба составила 163991 руб. Отмечает, что ответчиками не представлено доказательств, опровергающих представленный расчет ущерба, в связи с чем сомнений в правильности расчета не возникает, расчет составлен в соответствии с предусмотренными законодательством методиками.
По факту незаконной рубки лесных насаждений 30 мая 2019 года СО ОМВД России по Советскому району в отношении неустановленного лица возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, следствие по уголовному делу до настоящего времени не окончено. Считает, что судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, в частности объяснениям, полученным в рамках указанного уголовного дела. Судом указано, что свидетельские показания в рамках следственных действий не принимаются в качестве доказательств в связи с тем, что оценка этим доказательствам судом в рамках уголовного дела не дана. Вместе с тем, данный вывод не основан на нормах материального права.
В возражениях на апелляционное представление ответчик ООО Агентство по землеустройству «Велес» в лице представителя Р.Т.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
В возражениях на апелляционное представление ответчик АО «Транснефть-Сибирь» в лице представителя Ш.Б.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
18 декабря 2020 года до вынесения судом апелляционного определения в Тюменский областной суд поступило заявление об отказе от апелляционного представления прокурора Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Прокурор М.Н.Т., в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала заявление об отказе от апелляционного представления.
В соответствии со ст. 326 Гражданского процессуального кодекса РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.
Заявление об отказе от апелляционного представления подано Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в установленной законом письменной форме. Оснований не принимать отказ от апелляционного представления у судебной коллегии не имеется.
Принимая во внимание, что отказ от апелляционного представления совершен в письменной форме, является свободным волеизъявлением стороны, заявившей такой отказ, не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, решение другими участниками не обжалуется, отказ от жалобы возможен в любое время апелляционного рассмотрения до вынесения определения судом апелляционной инстанции, судебная коллегия принимает отказ Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора от апелляционного представления с прекращением производства по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьей 326 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
принять отказ Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора от апелляционного представления на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 сентября 2020 года.
Производство по апелляционному представлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора прекратить.
Председательствующий:
Судьи коллегии: