Дело № 2-1/2018 (2-405/2017)
Поступило 27.10.2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2018 года с. Довольное
Доволенский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Лукиной Л.А.,
при секретаре Кушко Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соболевой Е. В. к администрации Доволенского района Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Соболева Е.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Соболева Е.В. (добрачная фамилия Дударькова), родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. С рождения проживала с матерью в <адрес>. Согласно решению Доволенского районного суда Новосибирской области от 11.02.1986 года мать истицы Заволюева Г.Ф. была лишена родительских прав в отношении дочери, в связи с чем, истица была передана на попечение в орган опеки и попечительства. С Заволюевой Г.Ф. взысканы алименты в пользу детского учреждения в размере ? части всех видов заработка на содержание Соболевой (Дударьковой) Е.В.
Своего отца истица не знает и никогда не видела, в свидетельство о рождении данные об отце, по мнению истицы, внесены со слов матери.
С 11.02.1986 года истица находилась на воспитании, на полном государственном обеспечении в детском доме-школе № 5 г. Черепаново Новосибирской области до 1994 года.
Согласно постановлению главы администрации поселкового Совета Доволенского района Новосибирской области от 28.04.1997 года Соболева (Дударькова) Е.В. в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, как лишившаяся попечения матери, была поставлена на учет на внеочередное получение жилья.
Несмотря на неоднократные обращения истицы к ответчику, до настоящего времени жилье ей не предоставлено.
В соответствии с п. 9 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. От 28.11.2015 года) право на обеспечение жилым помещением, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей сирот, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В данном случае, по мнению истицы, это означает, что социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. В связи с чем, достижение 23-летнего возраста лицом, поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не может являться основанием для лишения гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставления жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
На основании изложенного, просит обязать администрацию Доволенского района Новосибирской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение соответствующее санитарным и техническим нормам, из специализированного жилого фонда.
В судебном заседании истица Соболева Е.В. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что после того как мать лишили родительских прав, она находилась в детском доме в г. Черепаново. Своего отца она не знает, считает, что в свидетельство о рождении данные об отце вписаны со слов матери, т.к. администрация детского дома направляла запросы в паспортные столы, с целью установления места жительства Дударькова В. Н., однако найти его не удалось. После окончания школы № 5 детского дома г. Черепаново, в возрасте 17 лет была направлена для обучения в г. Бердск Новосибирской области в ПТУ 56. По достижении истицей 18 лет в 1995 году, администрация детского дома разъяснила ее право, как лица оставшегося без попечения родителей, на постановку на учет в качестве нуждающейся в получении жилья по договору социального найма. Истица устно обратилась в администрацию Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области, однако в постановке на учет ей отказали, мотивировав отказ тем, что на учет она должна встать по месту проживания. В связи с тем, что на тот момент истица проживала в г. Бердске, она устно обратилась в администрацию г. Бердска, где ей так же отказали в постановке на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав на то, что она должна обращаться в администрацию сельсовета по месту рождения, т.е. в администрацию Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области.
Постановлением главы администрации поселкового Совета Доволенского района Новосибирской области от 28.04.1997 года Соболева (Дударькова) Е.В. в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, как лишившаяся попечения матери, была поставлена на учет на внеочередное получение жилья.
После постановки на учет истица неоднократно обращалась в администрацию Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области, на протяжении нескольких лет, начиная с 1999 года, с просьбой предоставить ей жилье, однако получала отказ, мотивированный отсутствием жилых помещений.
Представитель истца по доверенности в судебном заседании требования Соболевой Е.В. поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что предоставление жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилья, времени постановки на учет, а так же от иных условий. Вопросы обеспечения жилым помещением, лиц, указанной категории регулируется Законом Новосибирской области № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а так же Законом Новосибирской области от 24.11.2014 г. № 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями».
Считает, что истица относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать была лишена родительских прав, а отец не занимался воспитанием дочери, не принимал участия в ее жизни, не защищал ее права, таким образом, уклонялся от исполнения обязанностей родителя.
Поскольку истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что подтверждается постановлением № 69 от 28.04.1997 года, указанное постановление не оспорено и не признано недействительным, принадлежащее ей право на обеспечение жильем не реализовала, следовательно, на спорные правоотношения распространяется ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По смыслу приведенных норм, основанием права на получение жилья детьми, оставшимися без попечения родителей, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях и т.д.
Таким образом, по мнению представителя истца, право на предоставление жилого помещения специализированного фонда не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилым помещением и наличия в собственности жилого помещения.
Представитель ответчика администрации Доволенского района Новосибирской области в судебном заседании исковые требования Соболевой Е.В. не признал в полном объеме, посчитав их необоснованными по следующим основаниям. При постановке на учет Соболевой (Дударьковой) Е.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица лишившегося попечения родителей, главой администрации Доволенского сельсовета были допущены нарушения. Не был установлен статус истицы, отсутствует личное дело.
После проведенной проверки администрацией Доволенского района установлено следующее.
В свидетельстве о рождении Соболевой (Дударьковой) Е.В. в графе «отец» указан Дударьков В. Н.. Согласно справке полученной из архива Доволенского района, по книгам похозяйственного учета за 1976-1979 гг. отец истицы – Дударьков В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживал по адресу: <адрес>, т.е. по тому же адресу, что и мать истицы – Заволюева Г.Ф., так же из указанной справки следует, что Дударьков В.Н. выбыл в другой район 29.09.1978 года.
Так же, ответчиком было установлено, что Дударьков проживал на территории Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области. Согласно справке администрации Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области, Дударьков В.Н. 1950 года рождения проживал постоянно и состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу <адрес> по 03.01.2009 года, т.е. по день смерти.
Так, по мнению представителя ответчика, постановление администрации Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области № 69 от 28.04.1997 года о постановке на учет на внеочередное получение жилья граждански Дударьковой Е.В. вынесено незаконно, т.к. она не являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. Не были установлены сведения об отце. Считает, что отсутствуют основания для постановки на учет для получения внеочередного жилья, т.к. она не относится к числу лиц указанных в законе, имеющих право на предоставление указанных социальных гарантий.
Так же, основанием для отказа истице в удовлетворении заявленных требований является, наличие у нее в собственности ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную в г. Бердске Новосибирской области.
Кроме того, представителем ответчика было заявлено о пропуске срока исковой давности истцом, так как согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет 3 года, а с момента постановки Соболевой (Дударьковой) Е.В. на учет прошло более 20 лет.
Представитель третьего лица администрации Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Соболевой Е.В. о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на следующее.
На момент постановки на учет (28.04.1997 г.) на внеочередной получение жилья Дударьковой Е.В. действовали нормы ЖК РСФСР, согласно которым (ст. 31) для постановки на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий было необходимо подача заявления гражданина и принятии его на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий к которому прикладываются в соответствии с п. 1 ч. 3 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР»: выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета, и в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Указанное заявление гражданина регистрируется в Книге заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно журналу администрации Доволенского сельсовета за период с 13.06.1995г. по 15.12.2005г. учёта регистрации заявлений граждан по жилищным вопросам в 1997 году гр-ка Дударькова с личным заявлением о постановке на учёт на внеочередное получение жилья и необходимыми документами к нему - не обращалась.
В соответствии с пунктом 13 части 3 указанного Постановления Совмина РСФСР № 335 поступившее заявление гражданина о постановке на учёт для улучшения жилищных условий тщательно проверяется комиссией по жилищным вопросам с составлением акта проверки жилищных условий. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учёт или отказе в постановке на учёт.
Такой акт проверки жилищных условий администрацией Доволенского сельсовета в отношении Дударьковой Е.В. на тот момент времени не составлялся.
В соответствии с пунктом 15 части 3 этого же Постановления учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведётся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
На сегодняшний день Соболева (Дударькова) Е.В. в администрации Доволенского сельсовета в списках: внеочередного предоставления жилья инвалидам; предварительного учёта инвалидов, престарелых граждан для заселения их в общежития по ул. Революционная 16 А, обская 11, Пушкина 9а, Горького 1 по состоянию на 01.01.2017г.; граждан, состоящих на учёте на улучшение жилищных условий по состоянию на 12.01.2017г. - не значится.
Согласно пункту 17 упомянутого Постановления на каждого гражданина, принятого на учёт для улучшения жилищных условий, заводится учётное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учёт.
На Дударькову Е.В., 13.05.1977 года рождения такое учётное дело администрацией Доволенского сельсовета не заводилось.
Всё вышеизложенное, по мнению представителя администрации Доволенского сельсовета Доволенского района, свидетельствует о том, что в отношении гр-ки Дударьковой Е.В Постановление Главы администрации Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области от 28.04.1997г. № 69 «О постановке на учёт на внеочередное получение жилья гражданки Дударьковой Е.В.» было принято не законно, т.к. для принятия такого решения о постановке на учёт на внеочередное получении жилья у администрации Доволенского сельсовета отсутствовали основания, относящиеся к решению такого вопроса.
Ранее, в 1994г. мать Дударьковой Е.В. Завалюева Г.Ф проживала по адресу: <адрес> на основании разрешения собственника этого дома. При продаже указанного дома она и была выселена собственниками.
После выселения с <адрес>, Завалюева Г.Ф. обратилась в администрацию Доволенского сельсовета и ей было предоставлено право проживания в общежитии по <адрес> в <адрес>, куда она заселилась вместе с супругом Мозговым А.В. (сведения из книги похозяйственного учета администрации Доволенского сельсовета за 1991-1996 гг). Постановление о вселении Заволюевой Г.Ф. в общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, администрацией Доволенского сельсовета не выносилось.
Представитель третьего лица министерства труда и социального развития Новосибирской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просил суд отказать Соболевой Е.В. в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
В соответствии с действующим законодательством, список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Правовые основания для предоставления жилых помещений в нарушение порядка, в котором состоят в списке нуждающиеся лица, отсутствуют. Удовлетворение требований о внеочередном предоставлении жилого помещения, т.е. в нарушение порядка, установленного в списке, повлечет нарушение прав иных лиц данной категории, включенных в список ранее истицы.
Так же, истицей не представлены документы, подтверждающие, что она относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, а именно документы подтверждающие, что истица осталась без попечения со стороны отца в несовершеннолетнем возрасте.
Кроме того, истицей не предоставлена информация о правах на имевшееся (имеющееся) у нее недвижимое имущество на территории Новосибирской области. Не представлены справки на членов семьи (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), справки о том, что не использовано право приватизации жилого помещения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент введения в действие Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Аналогичные положения содержит Закон Новосибирской области № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», гарантирующий в ст. 1 предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для правильного рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, судам необходимо выяснять, относится ли истец к кругу лиц, на которых распространяется действие данной нормы.
В этих целях необходимо выяснить, во-первых, относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет. В-третьих, имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагается законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имеют закрепленного жилого помещения. В-четвертых, состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что Соболева (Дударькова) Е. В. родилась № года в <адрес>. Родителями указаны: Завалюева Г. Ф. и Дударьков В. Н..
В соответствии с решением Доволенского районного суда Новосибирской области от 11.02.1986 года мать истицы Заволюева Г.Ф. была лишена родительских прав в отношении дочери, в связи с чем, истица была передана на попечение в орган опеки и попечительства. С Заволюевой Г.Ф. взысканы алименты в пользу детского учреждения в размере ? части всех видов заработка на содержание дочери Соболевой (Дударьковой) Е.В.
Согласно сведениям предоставленным отделом ЗАГС Доволенского района управления по делам ЗАГС Новосибирской области, в архиве отдела ЗАГС имеется запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, Бюро записи актов гражданского состояния Доволенского района исполнительного комитета Доволенского районного Совета депутатов трудящихся. Сведения о ребенке Дударькова Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Сведения об отце: Дударьков В. Н.. В свидетельство о рождении сведения об отце внесены на основании актовой записи об установлении отцовства № от ДД.ММ.ГГГГ отдела ЗАГС Доволенского района Новосибирской области.
В соответствии с архивной справкой № 513-Т от 07.12.2017 г. в архивном фонде № 11 – исполком Доволенского сельского совета Доволенского района Новосибирской области по книгам похозяйственного учета за 1976-1979 гг. по адресу: <адрес> значится Дударьков В. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 29.09.1978 года выбыл в другой район.
В справке, предоставленной администрацией Суминского сельсовета Каргатского района Новосибирской области, значится, что Дударьков В. Н., 1950 года рождения, проживал постоянно и состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, по 03.01.2009 года, т.е. по день смерти.
Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В соответствии с указанной нормой, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
При этом приведенный выше перечень, определяющий, в каких именно случаях дети относятся к категории оставшихся без попечения родителей, не является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
В спорных правоотношениях, установленных судом по делу, Соболева Е.В. не имеет статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как в возрасте до 18 лет она осталась без попечения матери, которая не являлась ее единственным родителем, у Соболевой Е.В. имеется отец – Дударьков В.Н., который в отношении дочери не был лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.
Отсутствуют и доказательства того, что не лишенный родительских прав отец истицы не участвовал в ее воспитании и содержании.
Согласно справке, предоставленной МКУ Центра содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дорогинский» Черепановского района Новосибирской области Дударькова Е., 13.05.1977 года рождения, находилась на полном государственном обеспечении в Черепановском детском доме средней школе № 5 с 1986 г. (число, месяц не указаны) по 01.07.1994 г. Основанием предоставления сведений является: алфавитная книга записи учащихся. Других сведений, администрацией детского дома не предоставлено.
Доказательств злостного неисполнения отцом истицы своих родительских обязанностей в материалах дела также не имеется, истица в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ таких доказательств суду не представила.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Соболева (Дударькова) Е.В. не относится к числу лиц, указанных в абз. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
К последним названный Закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 года такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Истице на момент обращения с настоящим исковым заявлением о предоставлении жилого помещения 40 лет.
Еще одним условием, подлежащим установлению, при разрешении дел указанной категории является такое обстоятельство: имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение.
Из материалов дела следует, что за истицей не закреплялось жилое помещение.
Так, согласно информации, (за исх. № 589 от 13.11.2017 г.) предоставленной администрацией Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области жилое помещение за Соболевой (Дударьковой) Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. из состава муниципального жилищного фонда Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области администрацией Доволенского сельсовета – не закреплялась и не предоставлялось.
Согласно информации, (за исх. № 2172 от 15.11.2017 г.), предоставленной администрацией Доволенского района Новосибирской области, Соболева (Дударькова) Е.В,, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в отделе опеки и попечительства администрации Доволенского района Новосибирской области согласно журналу первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей за период с 01.10.1996 года по 21.12.2015 год, сведения о гражданке Дударьковой Е.В. не имеется, так же отсутствуют сведения о истице и в настольном реестре подопечных и усыновленных несовершеннолетних за период с 1996 года по 2016 год. Сведениями о закреплении жилого помещения за Соболевой (Дударьковой) Е.В. администрация Доволенского района не располагает, так как отсутствуют статусные документы и дополнительная информация о вышеуказанной гражданке в отделе опеки и попечительства администрации Доволенского района.
Следующим обстоятельством, подлежащим установлению при рассмотрении дел, связанных с обеспечением детей сирот жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г № 159-ФЗ, является: состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
Истицей предоставлена копия постановления главы администрации Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области от 28.04.1997 г. № 69, согласно которой Дударькова Е.В. поставлена на учет на внеочередное получение жилья, согласно ст. 37 ЖК РФ РСФСР, на основании справки Черепановского детского дома, как лицо, лишившееся попечения матери.
На момент постановки Дударьковой Е.В. на учет (28.04.1997 г.) на внеочередное получение жилья действовали нормы ЖК РСФСР, согласно которым для постановки на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий было необходимо подача заявления гражданина и принятии его на учет граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий к которому прикладываются в соответствии с п. 1 ч. 3 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР»: выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета, и в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Указанное заявление гражданина регистрируется в Книге заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно журналу администрации Доволенского сельсовета за период с 13.06.1995г. пот 15.12.2005г. учёта регистрации заявлений граждан по жилищным вопросам в 1997 году Дударькова с личным заявлением о постановке на учёт на внеочередное получение жилья и необходимыми документами к нему - не обращалась.
в соответствии с пунктом 13 части 3 указанного Постановления Совмина РСФСР № 335 поступившее заявление гражданина о постановке на учёт для улучшения жилищных условий тщательно проверяется комиссией по жилищным вопросам с составлением акта проверки жилищных условий. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учёт или отказе в постановке на учёт.
Такой акт проверки жилищных условий администрацией Доволенского сельсовета в отношении Дударьковой Е.В. на тот момент времени не составлялся.
в соответствии с пунктом 15 части 3 этого же Постановления учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведётся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
На сегодняшний день Соболева (Дударькова) Е.В. в администрации Доволенского сельсовета в списках внеочередного предоставления жилья по состоянию на 12.01.2017г. - не значится.
согласно пункту 17 упомянутого Постановления на каждого гражданина, принятого на учёт для улучшения жилищных условий, заводится учётное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учёт.
На Дударькову Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения такое учётное дело администрацией Доволенского сельсовета не заводилось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление главы администрации Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области от 28.04.1997 года № 69 не может служить доказательством, подтверждающим факт постановки Соболевой (Дударьковой) Е.В. на учет на внеочередное получение жилья, как лица оставшегося без попечения родителей.
Суду не представлены доказательства о невозможности принятия мер для включения в список в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты, или препятствующие подаче соответствующего заявления в районную администрацию.
Таким образом, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста истица не принимала мер к реализации права на получение государственной социальной поддержки, не представила в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Так же в течение 20 лет, действия или бездействия администрации Доволенского района Новосибирской области истица не обжаловала. В суд обратилась только при достижении возраста 40 лет.
Из содержания абзаца второго пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) следовало, что лица указанной категории при наличии предусмотренных законом оснований должны были быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти по месту жительства.
С 01 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам. Однако и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ).
Из материалов дела следует, что истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, с 2012 года. Так же из показаний истицы следует, что после окончания школы № 5 детского дома г. Черепаново в 1994 году, она проживала в г. Бердске.
Таким образом, с заявлением о постановке на учет в качестве лица, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в предоставлении жилого помещения, истица должна была обратиться в администрацию города Бердска.
Доказательств обращения истицы с заявлением в администрацию г. Бердска с целью постановки на учет суду не представлено.
Кроме того основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований является наличие в собственности Соболевой Е.В. жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Так, из материалов дела следует, что Соболева Е.В. имеет в собственности ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 44,6 кв.м., дата государственной регистрации права 05.05.2012 года.
Доказательств невозможности проживания в указанном жилом помещении, либо несоответствия указанного жилого помещения установленным законом санитарным и техническим нормам истцом суду не представлено, следовательно, Соболева Е.В. не может быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу, что Соболева Е.В. не относится к числу лиц, указанных в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, так как, каких-либо сведений об участии или неучастии отца истицы в ее воспитании в материалах дела не имеется, как и данных о лишении родительских прав последнего, истица не встала в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, не обращалась в орган местного самоуправления по месту жительства (г. Бердск) с заявлением о постановке на учет, в настоящее время не может быть признана нуждающейся в получении жилья, так как имеет в собственности жилое помещение.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен установленный законом срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенных прав.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.
На основании пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено следующее: если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
На основании п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком администрацией Доволенского района Новосибирской области в судебном заседании было заявлено о пропуске истцом без уважительных причин срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Из материалов дела следует, что истица, полагая, что имеет право на получение жилого помещения, как лицо, оставшееся без попечения родителей, в 1999 году обращалась в администрацию Доволенского сельсовета Доволенского района Новосибирской области, с требованием предоставить ей жилое помещение. В предоставлении жилого помещения ей было отказано, однако отказ она не обжаловала.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что течение срока исковой давности по спорным правоотношениям началось с 1999 года, когда истица узнала о нарушении своего права.
Следовательно, срок исковой давности истек еще в 2002 году.
Настоящий иск подан в суд 22.10.2017 года, то есть с нарушением установленного законом срока для обращения в суд.
В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 (ред. от 07.02.2017) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
Истица в судебном заседании не заявляла ходатайство о восстановлении срока исковой давности, не указывала на уважительность причин пропуска срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав.
С учетом совокупности изложенного полагать, что в настоящее время нарушены права истца на обеспечение ее жилым помещением не имеется, потому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Соболевой Е. В. к администрации Доволенского района Новосибирской области о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы в Доволенский районный суд Новосибирской области.
Судья Лукина Л.А.
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2018 года.