Дело № 2-220/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Новокубанск 19 января 2015г.
Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Кузьменко Т.Д., при секретаре Хижняк Е.И., с участием старшего помощника прокурора Новокубанского района Сурма Н.В., представителей ответчиков Выдра М.В. и Саранцевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ПРОКУРОРА Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к АДМИНИСТРАЦИИ муниципального образования Новокубанский район, муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению Центр развития ребенка ДЕТСКИЙ САД № 35 «Солнышко» о понуждении к устранению нарушений законодательства о безопасности образовательного учреждения – МДОБУ № 35 «Солнышко» х.Родниковский,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новокубанский район, муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению Центр развития ребенка детский сад № 35 «Солнышко» о понуждении к устранению нарушений законодательства о безопасности образовательного учреждения – МДОБУ № 35 «Солнышко» х.Родниковский, в котором просит обязать до 01.08.2015г. муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 35 «Солнышко» организовать пропускной режим в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; обязать до 01.08.2015 администрацию муниципального образования Новокубанский район выделить денежные средства, необходимые для выполнения указанных работ и устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности образовательной организации – МДОБУ № 35 «Солнышко, х.Родниковский.
В обоснование иска указано, что ответчики в нарушение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О противодействии терроризму» не обеспечивают в образовательном учреждении – МДОБУ № 35 «Солнышко» х.Родниковский надлежащую безопасность жизни и здоровья воспитанников: в образовательной организации, которую посещает более 80 воспитанников, являющейся местом массового пребывания людей, не созданы меры безопасности их пребывания, надлежащий пропускной режим.
В отзыве на исковое заявление администрация муниципального образования Новокубанский район просит в иске отказать, ссылаясь на то, что пропускной режим в МДОБУ № 35 «Солнышко» осуществляется сторожем-вахтером, ведется журнал учета регистрации посетителей, установлена система видеонаблюдения, учреждение имеет ограждение по периметру. Инструкция по организации защиты образовательных учреждений на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, разработанная антитеррористической комиссией Краснодарского края в 2007 году, предусматривает, что при организации пропускного режима охрана образовательного учреждения может осуществляться не только подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятиями, но и штатными сторожами, вахтерами, прошедшими соответствующее обучение, согласно их функциональным обязанностям. Обязанность организации такого обучения лежит на руководителе образовательного учреждения. В соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся лишь обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, а организация пропускного режима не относится к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района. Осуществление пропускного режима в образовательном учреждении имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями, индивидуальными предпринимателями, специально обученными частными охранниками законом не предусмотрено.
В судебном заседании старший помощник прокурора Новокубанского района Сурма Н.В. настаивала на удовлетворении иска по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности Выдра М.В. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика образовательного учреждения – МДОБУ № 35 «Солнышко» х.Родниковский заведующая учреждением Саранцева В.С. также просила в иске отказать, мотивируя тем, что пропускной режим в учреждении обеспечен, так как в учреждении по трудовому договору с 12 января 2015г. работает сторож-вахтер, прошедший профессиональную подготовку и имеющий квалификацию «частный охранник».
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 15 ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создает необходимые условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ст.ст. 2, 20 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских; социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч.4 ст.3 Закона «О противодействии терроризму» противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Приоритет мер по предупреждению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму закреплены в ст.2 Закона в качестве основных принципов противодействия терроризму.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынков и т.д.
Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь, исходя их приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
Согласно п.п. е, п.21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты); совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности; улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Образовательное учреждение обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в соответствии с п. 2 ч.3 ст.28 ФЗ № 273 относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. (Что также было закреплено п.1 ч.2 ст.32 Закона № 3266-1).
Вместе с тем понятие «обладание автономией по принятию решений» не означает, что образовательная организация обеспечивает устранение выявленных нарушений только за счет собственных средств. Главным распорядителем денежных средств при этом является администрация муниципального образования Новокубанский район, имеющая и наделенная правом распределять средства бюджета района по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета.
23.12.2005г. Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная Целевая программа «Развитие образования на 2006-2010 годы», в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов и писем.
Так, приказом от 11.11.2009г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов РФ предусмотреть в бюджете субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Согласно п.п.1.3 п.1 Совместного Письма «Роспотребнадзора» № 01\2050 -8-23, МЧС РФ № 43-828-19, Минобрнауки РФ № АФ -102\09 от 12.03.2008 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» руководителям образовательных учреждений всех типов и видов предписано подготовку образовательных учреждений к новому году вести в соответствии с типовым перечнем мероприятий. Этим же письмом, а также письмами Минобрнауки России от 04.06.2008 № 03-1423, от 16.06.2010 № ЮС-343\09 утвержден типовой перечень (план) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в соответствии с которым мероприятия по антитеррористической безопасности предусматривают установку тревожной сигнализации, оборудование экстренной связи с органами МВД России; ФСБ России; обеспечение охраны – службами безопасности, вневедомственной охраны или органов внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями, установку видеонаблюдения, установку ограждения по периметру образовательного учреждения и другое.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма, экстремизма на территории муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 (в ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» ( далее – ФЗ № - 273 ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»).
Для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отдельных государственных полномочий в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направленные на исполнение указанных расходных обязательств. Обязанность по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у ответчиков с момента принятия Правительством Российской Федерации 23.12.2005 «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы».
Однако имеющиеся в данной образовательной организации средства предупреждения преступных посягательств нельзя признать достаточными.
МДОБУ № 35 является объектом массового пребывания людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие охраны из числа работников охранных предприятий в данном образовательном учреждении отрицательно сказывается на безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечены надлежащим образом антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории МДОБУ, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников. В связи с этим осуществление деятельности детского сада при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у ответчиков обязанности по организации в детском саде охраны) учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. Таким образом, администрация муниципального образования Новокубанский район обязана в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и, являясь собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать благоприятные условия для организации учебного процесса в образовательном учреждении.
В части организации пропускного режима установлено, что в нарушение ст.ст.3,11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 02.07.2013) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охрану в образовательной организации осуществляет сторож - вахтер, то есть лицо, не имеющие правого статуса частного охранника.
В соответствии со ст.1, 1.1. Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной охранной деятельности в Российской Федерации» настоящим законом частная детективная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Пропускной режим, контролируемый специально обученными для этой работы гражданами - частными охранниками это предусмотренный порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупность мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны). Для охраны жизни и здоровья граждан, находящихся на охраняемых объектах разрешено применение оружия и специальных средств.
Вместе с тем, на граждан, хоть и прошедших специальное обучение и получивших удостоверение частного охранника, но не работающих по договору в организации, осуществляющей охранную деятельность в соответствии с лицензией, не осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.
Судом установлено, что с 12.01.2015г. заведующей МДОБУ № 35 заключен трудовой договор с гр.Гуковым С.Н., прошедшим профессиональную подготовку и имеющим квалификацию «частный охранник», который принят на работу в качестве сторожа-вахтера на 0,5 ставки. Суд считает, что сторож-вахтер, работающий в МДОБУ № 35 на 0,5 ставки, не может обеспечить пропускной режим на территории образовательного учреждения в целях обеспечения безопасности детей и других лиц во время образовательного процесса. Кроме того, при совмещении деятельности по обеспечению пропускного режима и режима контроля системы видеонаблюдения один сторож-вахтер не сможет обеспечить надлежащим образом одновременно выполнение этих двух важных функций, входящих в комплекс антитеррористической защищенности. Данное обстоятельство указывает на явную недостаточность наличия только одного вахтера для осуществления контроля за территорией учреждения, видеонаблюдением и одновременно исполнением обязанностей по организации пропускного режима надлежащим образом и в полном объеме.
По этим же основаниям суд считает безосновательной ссылку администрации муниципального образования Новокубанский район на Инструкцию по организации защиты образовательных учреждений на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, разработанную антитеррористической комиссией Краснодарского края, поскольку указанная Инструкция предусматривает обязанность охранника обеспечивать пропускной режим.
При таких обстоятельствах исковые требования суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчиков совершить определенное действие, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Новокубанского района удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 35 «Солнышко» до 01.08.2015г. организовать пропускной режим в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район до 01.08.2015г. выделить денежные средства, необходимые для организации пропускного режима в МДОБУ № 35 «Солнышко, х.Родниковский.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Новокубанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.Д.Кузьменко.