В окончательной форме составлено 24.01.2022г
Судья Орлова Ю.В. Дело №33-220/2022 (№33-8048/2021)
УИД 76RS0017-01-2020-002585-83
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Поздняковой Т.В.,
судей Брюквиной С.В., Кузьминой О.Ю.,
при секретаре Хлестковой О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
17 января 2022 года
гражданское дело по апелляционным жалобам Заломаева Николая Васильевича на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 16 августа 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Заломаева Николая Васильевича к ООО «Заволжская управляющая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Заслушав доклад судьи Поздняковой Т.В., судебная коллегия
установила:
Заломаев Н.В. обратился в суд с иском к ООО «Заволжская управляющая компания», в котором просит:
- восстановить нарушенное право инвалида <данные изъяты> группы Заломаева Николая Васильевича в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части расчета компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
- обязать ООО «Заволжскую управляющую компанию» произвести перерасчет компенсации расходов по оплате полученных услуг (за горячую воду, отопление, электроэнергию) по показаниям приборов учета, но не более норматива потребления; коммунальных ресурсов, с учетом общей площади жилого помещения за период с 01.07.2019 по 30.10.2020 года;
- обязать ООО «Заволжскую управляющую компанию» производить расчет компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- взыскать с ООО «Заволжская управляющая компания» компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В иске указано, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Является инвалидом <данные изъяты> группы. Данный многоквартирный жилой дом находится в управлении ответчика – ООО «Заволжская управляющая компания». Для расчета компенсации расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам ответчик руководствуется Постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009г. № 1070-п. Применяемый региональный документ для расчета компенсации предоставления льготы инвалидам является не правомерным.
В соответствии с данным Порядком, инвалидам, проживающим в семьях, расчет компенсации производится в размере 50 процентов на долю инвалида, которая берется из расчета количества зарегистрированных лиц на данной жилой площади. Данный расчет противоречит абзацу 2 и 3 ч.13 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Расчет компенсации за оплату коммунальных ресурсов (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме) истцу как инвалиду должна производиться в расчете 50% от суммы, рассчитанной из тарифов и площади всей квартиры.
В соответствии с порядком ответчика, при расчете компенсации за коммунальные услуги инвалидам, показания приборов учета делят на количество зарегистрированных, и расчет компенсации в размере 50 % производится на долю инвалида, которая берется из расчета количества зарегистрированных лиц на данной жилой площади. Компенсация расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению рассчитывается на долю площади жилого помещения, приходящуюся на инвалида и зависящую от количества зарегистрированных на данной жилой площади.
Истец считает, что расчет ежемесячных денежных выплат должен производиться в соответствии с нормами ФЗ № 181, в размере 50% фактической оплаты за содержание жилого помещения (коммунальные ресурсы), исходя из общей площади жилого помещения и фактического объема потребленных коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, но не более нормативного потребления. При этом применяемый региональный документ не должен противоречить Федеральному закону № 181-ФЗ.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционных жалобах Заломаева Н.В. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы жалоб сводятся к неправильному установлению судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности выводов суда, нарушению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в жалобах, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене принятого судом решения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Заломаева Н.В., суд первой инстанции исходил из того, что компенсационная выплата предусмотренная Постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 г. № 1070-п «Об утверждении порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области и о признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 29.12.2008 г. № 720-П» выплачивается только гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами, и не распространяется на членов семьи, проживающих совместно с ним, а размер компенсационной выплаты рассчитывается исходя из права гражданина на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и его доли в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении, в связи с чем, мера социальной поддержки по предоставлению льготы по оплате жилья и коммунальных услуг истцу Заломаеву Н.В. предоставляется ответчиком в полном объеме и в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
С указанными выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Из материалов дела следует, что Заломаев Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со своей супругой Заломаевой О.Д. проживает по адресу: <адрес>, является инвалидом <данные изъяты> группы. По указанному адресу с 05 июля 2018 года зарегистрировано два человека.
Заломаев Н.В. и Заломаева О.Д. являются собственниками указанного жилого помещения, каждый по ... доли.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Заволжская управляющая компания», в том числе производит начисления по оплате за содержание жилья, горячую воду, электричество, ОДН холодная вода, ОДН горячая вода, ОДН стоки горячей воды, ОДН стоки холодной воды, электричество ОДН, отопление.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
На территории Ярославской области предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям инвалидам и гражданам, имеющим детей инвалидов, осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области», постановлением Правительства Ярославской области от 28 октября 2009 года № 1070-п «Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области».
Согласно п. 1.1. указанного Постановления порядок расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области (далее - Порядок) определяет механизм расчета размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Ярославской области (далее – льготополучатель(и)) в том числе в соответствии с ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с п.2.1 Порядка расчет сумм денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате потребляемых жилищно-коммунальных услуг льготополучателем осуществляется в соответствии с подпунктами 2.1.1-2.1.6 пункта 2.1 раздела 2 Порядка.
Из установленных размеров социальной нормы в Региональных стандартах видно, что они установлены и применяются для расчетов одного человека в соответствии с составом семьи. При этом в пунктах есть прямое указание на количество членов семьи.
Расчеты, используемые в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 28 октября 2009 года № 1070-п «Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области», также предусматривают расчеты мер социальной поддержки на одного человека и делятся на количество зарегистрированных лиц в жилом помещении.
Согласно разъяснениям Минтруда России, изложенным в письме от 07 сентября 2012 года N 13-3/10/2-1570 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов и инвалидам войны», формулировка ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает основание полагать, что меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные законодательные нормы, пришел к правильному выводу, что законодателем меры социальной поддержки предоставляются только гражданину-инвалиду, но не членам его семьи, что прямо следует из части 13 ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ, поэтому расчет платежей с учетом мер социальной поддержки подлежит производить исходя из 50 % от начисленной и уплаченной суммы на одного человека, имеющего право на получение льгот.
При указанных обстоятельствах, расчеты по компенсации расходов инвалиду Заломаеву Н.В. в размере 50% от начисленной и уплаченной суммы на одного человека на оплату коммунальных услуг (горячую воду, электричество, отопление) ответчиком ООО «Заволжская управляющая компания» сделаны обоснованно и верно.
Доводы апеллянта о том, что расчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам в соответствии с порядком расчета, предусмотренным постановлением Правительства Ярославской области от 28 октября 2009 года № 1070-п, противоречит положениям Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», несостоятельны, основаны на неверном толковании норм права и не могут повлечь отмены обжалуемого решения и удовлетворения исковых требований.
Из содержания статьи 17 Федерального закона №181-ФЗ, очевидно, что законодателем к числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, отнесены только инвалиды, но не члены их семьи, проживающие с ними.
Разъяснения Минтруда России, изложенные в письме от 07 сентября 2012 года N 13-3/10/2-1570, полностью согласуются с положениями ст.17 Федерального закона №181-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что расчеты ООО «Заволжская управляющая компания» по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом меры социальной поддержки инвалида Заломаева Н.В. произведены в полном соответствии с федеральным и региональным законодательством, основаны на нормах действующего законодательства.
По существу доводы апелляционных жалоб повторяют позицию стороны в суде первой инстанции, данным доводам в решении суда дана оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
По изложенным основаниям апелляционные жалобы подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 16 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Заломаева Николая Васильевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи