Дело № 2-163/2024 11 марта 2024 года
УИД 29RS0022-01-2023-002280-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Лощевской Е.А.,
при секретаре судебного заседания Аксеновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Бызовой Л. В. к администрации Приморского муниципального округа Архангельской области, открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании согласовать место для оборудования пешеходного перехода, оборудовании пешеходного перехода через железнодорожные пути станции, оборудовании подхода (дорожки),
установил:
Бызова Л. В. (далее – Бызова Л.В.) обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Лисестровское», Филиалу ОАО «РЖД» Северная железная дорога об обязании согласовать место для оборудования пешеходного перехода, оборудовании пешеходного перехода через железнодорожные пути станции, оборудовании подхода (дорожки). В обоснование требований указала, что истец является собственником жилого дома, расположенного в <адрес>. <адрес> разделен многопутевой железной дорогой, через которую отсутствует пешеходный переход. Переход через железную дорогу для истца является необходимым, как для посещения магазинов, так и для пользования общественным транспортом, а также для иных целей. Отсутствие надлежащим образом оборудованного пешеходного перехода доставляет неудобство собственникам жилых домов <адрес>, не отвечает требованиям безопасности. Многократные обращения к ответчику с просьбой оборудовать пешеходный переход через железнодорожные пути не принесли результатов. Просит суд обязать Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога и администрацию муниципального образования «Лисестровское» в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу согласовать место для оборудования пешеходного перехода на противоположную жилую сторону станции <адрес>; обязать Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога в течение 7 месяцев после вступления решения суда в законную силу оборудовать пешеходный переход через железнодорожные пути станции <адрес>; обязать администрацию муниципального образования «Лисестровское» в течение 7 месяцев после вступления решения суда в законную силу оборудовать подход (дорожку) соответствующего уровня к пешеходному переходу через железнодорожные пути станции <адрес>.
В ходе рассмотрения дела определением суда ненадлежащий ответчик филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога заменен на надлежащего ОАО «РЖД», ответчик администрация муниципального образования «Лисестровское» заменена на администрацию Приморского муниципального округу Архангельской области, в качестве третьего лица привлечено АО «Северная пассажирская компания».
В судебное заседание истец Бызова Л.В. не явилась, ее представители Бызов С.Н., Большаков Д.В. на иске настаивали, в обоснование требований привели доводы, изложенные в исковом заявлении. В дополнении пояснили, что станция «<адрес>» согласно Тарифному руководству № 4 является действующей железнодорожной станцией, ей присвоен код – №. Железнодорожные пути делят <адрес> на две части, гражданам, чтобы добраться с одной стороны путей на другую - чтобы попасть на платформу станции, а также в другую часть поселка, необходимо проходить под составами, что является не безопасным. Представитель истца Бызов С.Н. указал, что доводы ответчика о невозможности обустроить железнодорожный переход из-за разницы высот, является несостоятельным, т.к. разница высот по его измерениям составляет 37 см., полагает, что акт комиссионного обследования и выбора места пешеходного перехода на станции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является не объективным, т.к. представители РЖД не присутствовали на обследовании.
Представитель ответчика - ОАО ««Российские железные дороги» Мишукова Е.А., участвующая в деле на основании доверенности, с требованиями не согласилась, возражения на иск изложены в письменной форме, приобщены к материалам дела. Дополнительно пояснила, что срок исполнения решения, указанный в исковом заявлении является недостаточным.
Представитель ответчика - администрации Приморского муниципального округа Архангельской области Мартюшев Н.А., участвующий в деле на основании доверенности, с требованиями не согласился, возражения на иск изложены в письменном виде, приобщены к материалам дела.
Третье лицо - АО «Северная пассажирская компания» в судебное заседание не явилось, представителя не направило, мнения по иску не представило.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности с действующим законодательством, суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 17-ФЗ) законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и других федеральных законов.
Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования осуществляет единый хозяйствующий субъект – ОАО «РЖД».
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг (ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 17-ФЗ).
В силу ст. 2 указанного закона под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Федеральным законом N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования определена, как транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 17-ФЗ содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктур, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
На основании ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно п. 12 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2022 года N 250 владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) должен обеспечивать безопасную эксплуатацию сооружений, устройств и объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" на железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что на железнодорожных станциях должны сооружаться пешеходные переходы через железнодорожные пути для обслуживания пассажиров.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 27.01.2022 N 20 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути" (далее - Правила).
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
Согласно пункту 11 Правил при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, предусмотренными для перехода и обозначенными информационными знаками (при этом следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).
Согласно пункту 3.8 Свода правил СП 227.1326000.2014 железнодорожный пешеходный переход (пешеходный переход через железнодорожные пути) - пересечение в одном уровне пешеходной дорожки с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия прохода пешеходов.
ДД.ММ.ГГГГ Протоколом тридцать первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества введено в действие Тарифное руководство №. В Алфавитный список пассажирских остановочных пунктов и платформ внесена железнодорожная станция <адрес> (код №).
Владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта -
железнодорожной платформы в <адрес> является ОАО «РЖД», что не оспаривается ответчиком и подтверждается представленной в материалы дела инвентарной карточкой объекта основных средств.
В судебном заседании установлено и не оспаривается стороной ответчика, что данный участок железнодорожных путей не обеспечен пешеходным переходом, что также подтверждается Актом комиссионного обследования и выбора места пешеходного перехода на станции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений представителя истца, представленных в материалы дела фотографий, следует, что для того, чтобы попасть на платформу для посадки в поезд, либо высадки, пассажирам необходимо пробираться через железнодорожные пути под стоящими вагонами.
Судом установлено и следует из отзыва ответчика, на указанной станции производится перевозка пассажиров в пригородном сообщении, в том числе посадка, высадка пассажиров на платформе станции.
Суд отклоняет довод ответчика о том, что станция <адрес> в официальном порядке не открыта для операций по посадке и высадке пассажиров, в связи с чем, переход через железнодорожные пути пассажирам не требуется. При установлении факта того, что поезда на станции <адрес> останавливаются, производится посадка и высадка пассажиров, не указание в тарифном руководстве условного обозначения открытой станции – «О», не играет роли, при рассмотрении вопроса об оборудовании перехода через рельсы.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств отсутствия технической возможности обустроить пешеходный переход в районе железнодорожной станции <адрес> стороной ответчика не представлено.
Указание в акте комиссионного обследования и выбора места пешеходного перехода на станции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что вариант обустройства перехода в одном уровне с железнодорожными путями третьей категории в середине станции <адрес> является наиболее оптимальным, но не отвечающим требованиям Правил № 333 по причине разности проложенных железнодорожных путей по высоте (500) мл, как следствие невозможности укладки пешеходного настила, судом во внимание не принимается. Так, из показаний представителя истца Бызова С.Н. следует, что во время комиссионного осмотра, обмеры не производились, вместе с тем, представителем истца самостоятельно в присутствии сотрудников станции, сделаны обмеры и установлено, что разница высот составляет 380 мм, в связи с чем, препятствий для установления перехода не имеется. Стороной ответчика представленные истцом результаты обмеров не оспорены, ходатайств о назначении по делу экспертизы, либо предоставлении дополнительных доказательств, опровергающих доказательства представителя истца, не заявлено.
Анализируя исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что владельцем пассажирской платформы станции «<адрес>» - ОАО «РЖД» в нарушение требований действующего законодательства не оборудован пешеходный переход через железнодорожные пути, что ставит под угрозу жизнь, здоровье и безопасность, как пассажиров указанной станции, так и иных граждан, пересекающих железнодорожные пути.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца об обязании ОАО «Российские железные дороги» оборудовать пешеходный переход через железнодорожные пути станции <адрес>, в связи с чем, указанное требование подлежит удовлетворению.
С учетом пояснения представителя ответчика - ОАО «РЖД» об объеме и характере мероприятий необходимых, для исполнения решения суда, суд считает разумным установить срок для выполнения возлагаемых на ответчика обязанностей по оборудованию пешеходного перехода через железнодорожные пути станции <адрес> - 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования истца об обязании согласовать место для оборудования пешеходного перехода, являются излишне заявленными, т.к. указанные мероприятия входят в объем работ по оборудованию пешеходного перехода через железнодорожные пути.
Требования истца к ответчику - администрации Приморского муниципального округа Архангельской области, об обязании оборудовать подход (дорожку), соответствующего уровня к пешеходному переходу через железнодорожные пути станции <адрес>, заявлены преждевременно и удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
Судебной защите подлежит нарушенное либо оспариваемое право (ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), предположение о нарушении прав истца в будущем не может являться основанием для защиты в судебном порядке.
В судебном заседании не установлен факт нарушения прав истца ответчиком – администрацией Приморского муниципального округа Архангельской области, исходя из того, что в настоящее время пешеходный переход через железнодорожные пути станции <адрес> не оборудован, оснований предполагать, что указанным ответчиком в будущем будут нарушены права истца, у суда не имеется.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 указанного кодекса.
С учетом того, что требования истца удовлетворены, с ответчика открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере по 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Бызовой Л. В. к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании согласовать место для оборудования пешеходного перехода, оборудовании пешеходного перехода через железнодорожные пути станции, удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН №) в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу оборудовать пешеходный переход через железнодорожные пути станции <адрес>.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН №) в пользу Бызовой Л. В. (паспорт гражданина РФ №) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении требований Бызовой Л. В. к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании согласовать место для оборудования пешеходного перехода, отказать.
В удовлетворении требований Бызовой Л. В. к администрации Приморского муниципального округа Архангельской области, об обязании оборудовать подход (дорожку), соответствующего уровня к пешеходному переходу через железнодорожные пути станции Тундра, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.А. Лощевская