Решение по делу № 33а-5463/2021 от 26.11.2021

Судья Колодкин В.И. Дело № 2А-1153/2021

№ 33А-5463/2021

43RS0034-01-2021-002048-82

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Киров 21 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Стёксова В.И.,

судей

Елсукова А.Л.,

Сметаниной О.Н.,

при секретаре

Ермаковой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сычугова В.В. к судебному приставу-исполнителю Слободского межрайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области Мыльниковой В.Р., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кировской области о признании незаконным бездействия, взыскании удержанных из пенсии сумм

по апелляционной жалобе Сычугова В.В.

на решение Слободского районного суда Кировской области от 6 октября 2021г., которым постановлено отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия

установила:

Сычугов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Слободского межрайонного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области (далее – судебный пристав-исполнитель Слободского МРО СП УФССП России по Кировской области, судебный пристав-исполнитель) Мыльниковой В.Р. о признании незаконным бездействия, взыскании удержанных из пенсии сумм. В обоснование требований указал, что в отношении него службой судебных приставов ведется исполнительное производство. Начиная с июня 2011г. судебный пристав-исполнитель Слободского МРО СП УФССП России по Кировской области производит удержания из пенсии административного истца в большем размере, чем предусмотрено Конституцией Российской Федерации, определением Слободского районного суда Кировской области от 21 мая 2021г. После удержаний пенсия остается в размере ниже величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Кировской области. По мнению административного истца, за период с августа 2018г. по август 2021г. административным ответчиком из его пенсии незаконно удержано 11190,12 руб. Просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Мыльниковой В.Р. по снижению размера удержаний из пенсии, обязать устранить нарушение его прав путем произведения удержания из пенсии по старости, начиная с июня 2021г. в размере не более 25%, взыскать удержанную из пенсии по старости сумму в размере 11190, 12 руб. и зачесть ее в счет будущих платежей.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Кировской области (далее - УФССП России по Кировской области).

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Сычугов В.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, приводя в обоснование доводы, изложенные в административном иске, полагая, что судом не учтены его конституционные права на размер пенсии, являющейся единственным источником дохода, не менее величины прожиточного минимума.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФССП России по Кировской области Вершинина Н.С. в удовлетворении жалобы возражала.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме и не связана основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях.

Изучив материалы административного дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления установлен статьей 99 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), частью 2 которой предусмотрено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (часть 3).

Статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) предусмотрена возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Исходя из буквального толкования приведенных норм следует, что они не содержат запрета на установление размера удержания в максимальном пределе.

Вместе с тем при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, установленные статьей 4 упомянутого закона: принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Поскольку положения частей 2 и 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве и статьи 29 Закона о страховых пенсиях предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов, в том числе страховой пенсии должника, судебный пристав-исполнитель должен устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника и обеспечивал необходимый уровень его существования.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу статьи 99 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с его статьей 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007г. №10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009г. №1325-О-О, от 15 июля 2010г. №1064-О-О, от 22 марта 2011г. №350-О-О, от 17 января 2012г. №14-О-О, от 19 июля 2016 г. №1713-О и др.).

Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать, в числе прочего, размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия для нормального существования и реализации социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа: исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основного содержания прав должника, в частности, с тем, чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 6 июня 2011г. судебным приставом-исполнителем Слободского МРО СП УФССП России по Кировской области в отношении Сычугова В.В. возбуждено исполнительное производство №14868/11/27/43 о взыскании в пользу ОАО АКБ РФ в лице Слободского отделения №4387 СБ РФ задолженности в размере 828522 руб.

Согласно справке ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Кировской области от 8 сентября 2021г. №17702-15 Сычугов В.В. является получателем пенсии по старости с 6 августа 2012г. по настоящее время.

25 октября 2012г. судебным приставом-исполнителем Слободского МРО СП УФССП России по Кировской области вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника в размере 50 % ежемесячных удержаний.

20 марта 2013г. определением Слободского районного суда Кировской области размер удержаний, производимых с Сычугова В.В. на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 25 октября 2012г., снижен с 50% до 30% доходов.

11 апреля 2013г. судебным приставом-исполнителем Слободского МРО СП УФССП России по Кировской области вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника в размере 30 % ежемесячных удержаний.

21 мая 2021г. определением Слободского районного суда Кировской области размер удержаний из пенсии должника снижен до 25%.

30 июня 2021г. судебным приставом-исполнителем Слободского МРО СП УФССП России по Кировской области вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника в размере 25 % ежемесячных удержаний, наложенные постановлением от 25 октября 2012г. меры по обращению взыскания на пенсию должника отменены.

Вышеуказанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Вынося решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что незаконного бездействия, выражающегося в не снижении административному истцу размера удержаний из пенсии, судебным приставом-исполнителем не допущено, поскольку при установлении размера удержаний административный ответчик руководствовался вышеуказанными определениями суда.

Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает.

Положения вышеуказанных законов и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации районным судом при разрешении заявленных требований учтены, вместе с тем обоснованно указано, что в период с 2013 по 2021г.г. административный истец не воспользовался правом обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о снижении размера удержаний из пенсии с приложением необходимых документов, а в случае отказа за судебной защитой.

По обращению административного истца в службу судебных приставов-исполнителей от 11 июня 2021г. по размеру удержаний из пенсии Сычугову В.В. дан ответ о вынесении постановления от 30 июня 2021г.

Согласно справке ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Кировской области от 8 сентября 2021г. №17702-15 пенсия Сычугова В.В с августа 2021г. составляет <данные изъяты> руб., после произведения удержаний - <данные изъяты>.

Постановлением Правительства Кировской области от 29 января 2021г. №43-П величина прожиточного минимума по Кировской области на 2021г. для пенсионеров установлена в размере 9348 руб.

Следовательно, размер получаемой административным истцом в настоящее время пенсии превышает величину прожиточного минимума в Кировской области, при этом об установлении иного процента производимого из пенсии удержания Сычуговым В.В. не заявляется.

С учетом отсутствия незаконного бездействия административных ответчиков, оснований для удовлетворения требований о взыскании незаконно удержанных, по мнению Сычугова В.В., 11190, 12 руб. также не имеется.

В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Слободского районного суда Кировской области от 6 октября 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сычугова В.В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение судебной коллегии составлено 27 декабря 2021г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5463/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сычугов Владимир Васильевич
Ответчики
СПИ Слободского МРО СП УФССП России по Кировской области Мыльникова В.Р.
УФССП России по Кировской области
Другие
Вершинин Олег Леонидович
СПИ Слободского МРО СП УФССП РФ по Кировской обл. Лумпова О.И.
ПАО Сбербанк России
Суд
Кировский областной суд
Судья
Сметанина Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
26.11.2021Передача дела судье
21.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2021Передано в экспедицию
21.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее