Решение по делу № 2а-434/2020 от 23.03.2020

Дело 2а-434/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 августа 2020 года

Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Кулматовой Э.Ф.,

при секретаре Мелехине И.А., с участием помощника прокурора Аргаяшского района Челябинской области Юговой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аргаяшского района Челябинской области к администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области, администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоканализационного хозяйства

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аргаяшского района Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоканализационного хозяйства, колодцев, расположенных в с. Аргаяш, о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоканализационного хозяйства, колодцев, расположенных в с. Аргаяш

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Аргаяшского сельского поселения законодательства о водоснабжении и водоотведении. В ходе проверки установлено, что на территории Аргаяшского сельского поселения во дворах многоквартирных домов, обслуживаемых ООО УК «Вертикаль», расположены 136 колодцев, являющихся частью канализационной системы, балансовая принадлежность которых не установлена. Администрацией Аргаяшского сельского поселения меры по обращению в органы государственной регистрации с заявлением о постановке на учет вышеуказанных объектов водокализационного хозяйства в качестве бесхозных не приняты. Вместе с тем, бесхозяйное имущество в настоящее время никем не обслуживается, на баланс какой либо организации не передано, в связи с чем создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан. Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют об отсутствии действенного контроля в указанной сфере, ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей, что недопустимо (л.д.3-5).

В судебном заседании помощник прокурора Аргаяшского района Челябинской области Югова Ю.И. на исках настаивала.

Представитель административного ответчика администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области Галиуллин Д.Г. возражал в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что администрация Аргаяшского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком. Полномочия по водоснабжению и водоотведению отнесены к полномочиям Аргаяшского муниципального района.ДД.ММ.ГГГГ водоканализационные сети с. Аргаяш переданы администрации Аргаяшского муниципального района.

Судом в качестве административного ответчика привлечена к участию в деле администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области.

Представитель административного ответчика администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области Аккулова Л.И. исковые требования не признала. Пояснила, что надлежащим ответчиком является администрация Аргаяшского сельского поселения. Бесхозяйные колодцы расположены в с. Аргаяш, на территории Аргаяшского сельского поселения. В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 10 декабря 2015 года №931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления сельских поселений, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов.

Представитель заинтересованного лица ООО УК «Вертикаль» Созыкина С.А. исковые требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица Аргаяшское МУП Водоканализационного хозяйства Зубов Е.В. возражал в удовлетворении требований.

Выслушав объяснения Юговой Ю.И., представителей административных ответчиков Галиуллина Д.Г.,Аккуловой Л.И., представителей заинтересованных лиц Сазыкиной С.А., Зубова Е.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральнымизаконами.

В соответствии с ч. 4 ст.218КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемое действие (бездействие) должностного лица может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону и нарушает права, свободы и интересы лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

По правилам части 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частью 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу положений статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п.5 Приказа Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление):органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Судом установлено, что прокуратурой Аргаяшского района проведена проверка исполнения администрацией Аргаяшского сельского поселения законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой установлено, что на территории Аргаяшского сельского поселения во дворах многоквартирных домов, обслуживаемых ООО УК «Вертикаль» расположены 136 колодцев, являющихся частью канализационной системы, балансовая принадлежность которых не установлена. Колодцы расположены по следующим адресам: <адрес>- 1 колодец, <адрес> – 2 колодца, <адрес> - 3 колодца; <адрес> -2 колодца; <адрес> 1 колодец, <адрес> -2 колодца, <адрес>- 6 колодцев; <адрес>- 6 колодцев; <адрес>- 6 колодцев; <адрес> -3 колодца; <адрес> -3 колодца; <адрес>-3 колодца; <адрес> 2 колодца; <адрес>- 1 колодец; <адрес> 1 колодец; <адрес> - 2 колодца,, <адрес> колодца, <адрес> -3 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 3 колодца: <адрес>- 2 колодца, <адрес> 2 колодца; <адрес> – 4 колодца; <адрес> 3 колодца; <адрес> 3 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 4 колодца; <адрес>- 3 колодца;. <адрес>- 3 колодца; <адрес> – 4 колодца, <адрес> – 4 колодца, <адрес> – 4 колодца, <адрес> а- 3 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 2 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес> – 3 колодца, <адрес> -2 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 2 колодца; <адрес>- 3 колодца, <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 1 колодец, <адрес>- 3 колодца, <адрес> -1 колодец; <адрес>- 1 колодец; <адрес> -1 колодец; <адрес>- 1 колодец; <адрес>- 3 колодца; <адрес>; <адрес>.

Вопросы местного значения сельского поселения перечислены в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно ч. 4 данной статьи организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 19.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с ч.4 статьи 15 закона №131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района от 24 февраля 2016 года № 3 полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения переданы сельским поселениям. Решением Собрания депутатов Аргаяшского сельского поселения №26 от 29 марта 2016 года указанные полномочия приняты.

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием Аргаяшский муниципальный район Челябинской области и муниципальным образованием Аргаяшское сельское поселение Аргаяшского муниципального района и заключено Соглашение о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселения, в соответствии с которым муниципальное образование Аргаяшский муниципальный район передает, а муниципальное образование Аргаяшское сельское поселение принимает осуществление части полномочий по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации(п.2.1 Соглашения).

ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселения», в соответствии с которым полномочия по водоснабжению и водоотведению в границах сельского поселения Аргаяшскому сельскому поселению не переданы.

На момент подготовки искового заявления канализационная сеть протяженностью <данные изъяты> м с. Аргаяш находилась в собственности Аргаяшского сельского поселения, что подтверждается перечнем муниципального имущества. Канализационная сеть находилась в оперативном управлении МУП ВКХ.

Решением Совета депутатов Аргаяшского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждены перечни муниципальных предприятий и имущества, находящегося в собственности Аргаяшского сельского поселения, предлагаемого к передаче в муниципальную собственность Аргаяшского муниципального района согласно приложению . В перечень муниципальных предприятий включено Аргаяшское МУП ВКХ. В перечень имущества включена в том числе канализационная сеть (порядковый ).

Постановлением главы Аргаяшского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ принято Аргаяшское муниципальное унитарное предприятие водоканализационного хозяйства из собственности Аргаяшского сельского поселения в собственность Аргаяшского района Челябинской области. Принято имущество, передаваемое из собственности Аргаяшского сельского поселения в собственность Аргаяшского района согласно приложению , в том числе канализационная сеть. Имущество принято по акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы Аргаяшского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ исключено из реестра муниципального имущества Аргаяшского сельского поселения имущество, переданное по акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ в собственность Аргаяшского муниципального района.

Поскольку на момент рассмотрения дела вопросы водоотведения отнесены к полномочиям Аргаяшского муниципального района, канализационная сеть с. Аргаяш находится в собственности Аргаяшского муниципального района, а колодцы являются составной частью канализационной сети, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчика является администрация Аргаяшского муниципального района.

Доводы представителя административного ответчика Галиуллина Д.Г. в том, что колодцы многоквартирных домов являются общим имуществом собственников жилых помещений судом отклоняются.

В соответствии с п. 1,2 ст. 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства изаконодательствао градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательствомпределахраспоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Из вышеуказанных положений следует, что если земельный участок под жилым домом сформирован и поставлен на кадастровый учёт, то он входит в состав общего имущества в МКД. Земельные участки под МКД не сформированы и не состоят на кадастровом учёте, доказательств этому не представлено. Поэтому невозможно определитьграницы придомовой территории, входящей в общее имущество собственников помещений в МКД.Следовательно, колодцы не могут быть отнесены к общему имущества МКД.

Администрацией Аргаяшского муниципального района меры по обращению в органы государственной регистрации с заявлением о постановке на учет вышеуказанных объектов водоканализационного хозяйства в качестве бесхозных не приняты. Вместе с тем, бесхозяйное имущество в настоящее время никем не обслуживается, на баланс какой либо организации не передано, в связи с чем создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют об отсутствии действенного контроля в указанной сфере, ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей, что недопустимо

Бездействие администрации Аргаяшского муниципального района свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ.

Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на канализационные колодцы, может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное водоотведение, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

В удовлетворении исковых требований к администрации Аргаяшского сельского поселения суд полагает необходимым отказать.

Руководствуясь ст. 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Аргаяшского района Челябинской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, выразившееся в неприятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов канализационного хозяйства колодцев расположенных по адресам: <адрес>- 1 колодец, <адрес> – 2 колодца, <адрес> - 3 колодца; <адрес> -2 колодца; <адрес> 1 колодец, <адрес> -2 колодца, <адрес>- 6 колодцев; <адрес>- 6 колодцев; <адрес>- 6 колодцев; <адрес> -3 колодца; <адрес> -3 колодца; <адрес>-3 колодца; <адрес> 2 колодца; <адрес>- 1 колодец; <адрес> 1 колодец; <адрес> - 2 колодца,, <адрес> колодца, <адрес> -3 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 3 колодца: <адрес>- 2 колодца, <адрес> 2 колодца; <адрес> – 4 колодца; <адрес> 3 колодца; <адрес> 3 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 4 колодца; <адрес>- 3 колодца;. <адрес>- 3 колодца; <адрес> – 4 колодца, <адрес> – 4 колодца, <адрес> – 4 колодца, <адрес> а- 3 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 2 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес> – 3 колодца, <адрес> -2 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 2 колодца; <адрес>- 3 колодца, <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 1 колодец, <адрес>- 3 колодца, <адрес> -1 колодец; <адрес>- 1 колодец; <адрес> -1 колодец; <адрес>- 1 колодец; <адрес>- 3 колодца; <адрес>; <адрес>

Обязать администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов водоканализационного хозяйства колодцев расположенных по адресам: <адрес>- 1 колодец, <адрес> – 2 колодца, <адрес> - 3 колодца; <адрес> -2 колодца; <адрес> 1 колодец, <адрес> -2 колодца, <адрес>- 6 колодцев; <адрес>- 6 колодцев; <адрес>- 6 колодцев; <адрес> -3 колодца; <адрес> -3 колодца; <адрес>-3 колодца; <адрес> 2 колодца; <адрес>- 1 колодец; <адрес> 1 колодец; <адрес> - 2 колодца,, <адрес> колодца, <адрес> -3 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 3 колодца: <адрес>- 2 колодца, <адрес> 2 колодца; <адрес> – 4 колодца; <адрес> 3 колодца; <адрес> 3 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 4 колодца; <адрес>- 3 колодца;. <адрес>- 3 колодца; <адрес> – 4 колодца, <адрес> – 4 колодца, <адрес> – 4 колодца, <адрес> 3 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 2 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес> – 3 колодца, <адрес> -2 колодца; <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 2 колодца; <адрес>- 3 колодца, <адрес>- 3 колодца; <адрес>- 1 колодец, <адрес>- 3 колодца, <адрес> -1 колодец; <адрес>- 1 колодец; <адрес> -1 колодец; <адрес>- 1 колодец; <адрес>- 3 колодца; <адрес>; <адрес>.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Аргаяшского района Челябинской области к администрации Аргаяшского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующий:

<данные изъяты>

2а-434/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области
Ответчики
Администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области
Администрация Аргаяшского сельского поселения
Другие
ООО УК "Вертикаль"
Аргаяшское МУП "ВКХ"
Суд
Аргаяшский районный суд Челябинской области
Судья
Кулматова Эльза Фасхитдиновна
Дело на странице суда
arg.chel.sudrf.ru
13.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее