25RS0006-01-2020-000198-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Арсеньев 30 июня 2020 г.
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе судьи Митрофанова А. Д.,
при секретаре Попович Г. В.,
с участием административного истца Серебро Татьяны Александровны,
представителя административного ответчика администрации Арсеньевского городского округа Крук М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Арсеньевском городском суде административное дело № 2 »а» - 258/20 по административному исковому заявлению Серебро Татьяны Александровны к администрации Арсеньевского городского округа о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Серебро Т. А. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указано, что она является собственником жилого помещения по <адрес>.
Межведомственной комиссией многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным. Постановлением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ определен срок сноса этого дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в соответствие с заключением строительно – технической экспертизы, проведенной в декабре 2018 г., дальнейшая эксплуатация данного дома не возможна, т. к. нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровья граждан и имуществу третьих лиц.
Для нее указанное жилое помещение является единственным. Ее финансовое положение не позволяет ей прибрести в собственность другое жилое помещение. До настоящего времени с ней не заключено соглашение о возмещении выкупной стоимости за изымаемую квартиру.
Она просила обязать администрации Арсеньевского городского округа произвести оценку жилого помещения по проспекту <адрес>, принадлежащего ей, для определения рыночной стоимости возмещения за жилое помещения, в течение 3 мес. с момента вступления решения в законную силу заключить с ней соглашение об изъятии аварийного жилого помещения с выплатой возмещения, исходя из рыночной стоимости жилого помещения.
Определением суда осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В судебном заседании административный истец Серебро Т. А. требования искового заявления уточнила и просила признать незаконным бездействие администрации Арсеньевского городского округа, выражающееся в не проведении оценки жилого помещения по <адрес>, для определения рыночной стоимости возмещения за жилое помещения, в не заключении с ней соглашения об изъятии аварийного жилого помещения с выплатой возмещения, исходя из рыночной стоимости жилого помещения, обязать администрацию Арсеньевского городского округа провести указанную оценку жилого помещения и заключить с ней соглашение об его изъятии с выплатой возмещения, подтвердив его доводы.
Представитель административного ответчика администрации Арсеньевского городского округа Крук М. А. иск не признала и пояснила, что постановлением администрации Арсеньевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено выполнение сроков и условий выплаты выкупной стоимости собственникам жилых помещений, находящихся в аварийном доме по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ
Земельный участок, на котором расположен этот многоквартирный дом и жилое помещение, принадлежащее истцу, не изымались. Срок установленный указанным постановлением для сноса жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ не истек.
Отселение жильцов аварийного многоквартирного дома, выплата выкупной стоимости собственникам жилых помещений в нем начинается после включения дома в муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ Данный дом не включен в указанную программу. Отсутствуют основания для начала процедуры переселения.
Суд, выслушав истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права, истец является собственником квартиры по проспекту Горького<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствие с заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Арсеньевского городского округа, № от ДД.ММ.ГГГГ., выявлены основания для признания многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Из заключения строительно – технической экспертизы, выполненной по заданию врио Главы Арсеньевского городского округа, являющейся приложением к указанному заключению межведомственной комиссии, дальнейшая эксплуатация многоквартирного дома по проспекту Горького, 14, не возможна.
Согласно постановления врио Главы Арсеньевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ г., определено осуществить отселение физических лиц муниципального жилищного фонда аварийного многоквартирного дома по <адрес>, путем предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ г., разработать и обеспечить выполнение сроков и условия выплаты выкупной стоимости собственникам жилых помещений в этом доме, либо по соглашению с собственниками жилых помещений порядок предоставления взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений, с зачетом их стоимости при определении размера возмещения за них до ДД.ММ.ГГГГ., произвести снос аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствие с заявлениями истца ответчику от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что она просила предоставить ей информацию о сроках переселения из указанного аварийного дома и рассмотреть вопрос о первоочередности переселения ее семьи.
Из ответов ответчика истцу от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что ей сообщены сроки отселения физических лиц муниципального фонда, выкупной стоимости собственникам жилых помещений, предоставления взамен изымаемых жилых помещений других помещений, установленные постановлением врио Главы Арсеньевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответов истцу департамента градостроительства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ г., ответчика от ДД.ММ.ГГГГ г., ей разъяснено, что в Приморском крае завершена реализация подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае» на 2013 – 2021 г. г., в рамках которой подлежали расселению жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ Правительством РФ не утвержден механизм переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа ответчика истцу от ДД.ММ.ГГГГ г., ей сообщено, что администрацией Арсеньевского городского округа разрабатывается муниципальная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ г. Администрация Арсеньевского городского округа обратилась в департамент градостроительства Приморского края о включении ее дома в данную программу. В настоящее время основания для заключения с ней соглашения о размере возмещения за жилое помещение отсутствуют.
Согласно ст. 218 ч. 1 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 32 ч ч 1, 2, 6, 10 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствие с ст. 16 ч ч 1, 2 п п 1, 2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствие со ст. 20.14 ч ч 1, 4 п п 1, 2 этого ФЗ, фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется при:
1) наличии региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года;
2) выполнении субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями, на территориях которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенные в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Согласно ст. 20.15 этого ФЗ, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно плана - графика реализации Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае на 2019 – 2025 г. г»., по Арсеньевскому городскому округу было предусмотрено приобретение у застройщика 30 квартир в строящихся многоквартирных домах, срок подготовки проектной документации до 31. 12. 2019 г., выкуп жилых помещений у собственников не предусматривался.
В соответствие с Государственной программой Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" на 2020 - 2027 годы, подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" реализуется путем предоставления субсидии муниципальным образованиям Приморского края в порядке, предусмотренном региональной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 9 апрея 2019 года N 217-па.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником квартиры в многоквартирном доме по проспекту <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ
Заключением межведомственной комиссии, от ДД.ММ.ГГГГ г., данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением врио Главы Арсеньевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ определено осуществить отселение физических лиц муниципального жилищного фонда этого аварийного многоквартирного дома путем предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, разработать и обеспечить выполнение сроков и условия выплаты выкупной стоимости собственникам жилых помещений в этом доме, либо по соглашению с собственниками жилых помещений порядок предоставления взамен изымаемых жилых помещений других жилых помещений, с зачетом их стоимости при определении размера возмещения за них до ДД.ММ.ГГГГ произвести снос аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ
Истец обращалась с заявлениями к ответчику ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., в которых она просила предоставить ей информацию о сроках переселения из указанного аварийного дома и рассмотреть вопрос о первоочередности переселения ее семьи.
На ее обращения ответчиком даны ответы от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., в которых ей сообщены сроки отселения физических лиц муниципального фонда, определения выкупной стоимости собственникам жилых помещений, предоставления взамен изымаемых жилых помещений других помещений, установленные постановлением врио Главы Арсеньевского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ г, указано, что основания для заключения с ней соглашения о размере возмещения за жилое помещение и его выплаты в настоящее время отсутствуют.
Суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит. Ответчиком не допущено бездействия, которым нарушены права, свободы и законные интересы истца, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов.
Администрацией Арсеньевского городского округа, после признания многоквартирного дома по <адрес> аварийным через 3 дня принято постановление №, которым определены сроки отселения нанимателей жилых помещений, срок и условия выплаты возмещения за квартиры, находящиеся в собственности до ДД.ММ.ГГГГ г., срок сноса дома до ДД.ММ.ГГГГ г.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности, в т. ч. истцу, ответчиком не изымались. Срок, установленный для сноса дома, не истек. Суд полагает, что в настоящее время еще не возникли правовые основания для определения размера возмещения за жилое помещение Серебро Т. А. и заключения соглашения о его выплате.
Поскольку дом, в котором имеет в собственности жилое помещение административный истец, был признан аварийным после 1. 01. 2017 г., он не был включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае на 2019 – 2025 г. г». При этом срок для определения стоимости и условий выплаты возмещения за изымаемое положения, установленный административным ответчиком, соответствует срокам этой программы.
Суд также учитывает, что ст. ст. 20.14, 20. 15 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", вступили в законную силу 28. 01. 2019 г. Государственная программа Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" на 2020 - 2027 годы вступила в силу 1. 01. 2020 г.
Кроме того, суд полагает, что в компетенцию суда не входит возложение обязанности по заключению соглашения о выкупной стоимости жилого помещения, т. к. такое соглашение возможно только в результате волеизъявления, как истца, так и ответчика.
В связи с указанным, суд находит доводы административного истца не состоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Серебро Татьяны Александровны к администрации Арсеньевского городского округа о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд, через Арсеньевский городской суд, в течение 1 месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья / Митрофанов А. Д. /
Решение принято судом в окончательной форме 10. 07. 2020 г.