Решение по делу № 2а-252/2017 от 07.08.2017

дело № 2а-252/2017       РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2017 года                                              г.Троицк

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Муниципального образования «Троицкий муниципальный район» к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о снятии земельного участка с кадастрового учета

УСТАНОВИЛ:

Администрация Муниципального образования «Троицкий муниципальный район» обратился с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области ( далее по тексту Росреестр) о снятии земельного участка с кадастрового учета, указав следующее.

Управлением Муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Троицкого района было подано заявление в Росреестр о снятии с кадастрового учета земельного участка , расположенного по даресу 3,43 км на северо-запад от <адрес> с целью выделения паев.

Согласно проекту землеустройства и перераспределения земель ТОО Шантарино Троицкого района, данный участок ранее был предназначен для выделения паев.

Однако Управление Россреестра решением отказало в снятии участка с кадастрового учета, поскольку он не является преобразуемым.

Однако участок не правообладателя, является ранее учтенным, следовательно в силу ч.3 ст. 70 ФЗ О госрегистрации недвижимости, в случае отсутствия сведений о правообладателях подлежит снятию с кадастрового учета.

На основании этого просит обязать Управление Росреестра снять земельный участок с кадастрового учета.

С учетом заявленных требований, субъектного состава спора, предмета спора, отсутствия спора о правах на земельный участок, заявление администрации принято к рассмотрению в порядке кодекса административного судопроизводства, как заявление об оспаривании решений органов государственной власти.

Представитель заявителя - административного истца администрации муниципального образования « Троицкий муниципальный район» не участвовал в судебном заседании, в заявлении просили дело рассмотреть без их участия.

Представитель административного ответчика- Федеральной службы регистрации, кадастра, картографии по Челябинской области не участвовали в судебном заседании, в заявлении просили дело рассмотреть без их участия. Ранее представляли отзыв на исковое заявление в котором не согласились с административным иском, указав, что спорный участок не является преобразованным или временным, ранее было зарегистрировано право аренды, следовательно к нему не применимы положения об автоматическом снятии участков с кадастрового учета.

С учетом не явки в суд представителей сторон, извещенных надлежащим образом, суд рассмотрел указанное административное дело без участия сторон на основании п.1 ст. 291 КАС РФ в порядке упрощенного- письменного производства, поскольку всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

Суд, изучив материалы дела, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Основанием для признания в порядке кодекса административного производства РФ решения ( действия/бездействия) органа власти незаконным могут являться : отсутствие полномочий у органа ( должностного лица) на принятие решения или совершение действия; существенное не соблюдение порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом требований, установленных нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п) ; не соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Судом установлено, что в Троицком районе примерно в 3,43 км. от ориентира по направлению на северо-запад расположен земельный участок под кадастровым номером площадью 696000+/-730 кв.м. дата внесения сведений о кадастровом учете 18.01.2012 года, участок является « актуальным», относится к землям сельскохозяйственного назначения, сведения о правообладателе участка отсутствуют.

По мнению административного истца данный участок подлежит снятию с государственного кадастра недвижимости, а отказ органа Росреестра в производстве указанных действий является незаконным.

Порядок кадастрового учета и учета прав на недвижимое имущество регламентирован Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости"( далее по тексту 218-ФЗ)

П.33 ч.1 ст. 26 218-ФЗ устанавливает, что с государственного кадастрового учета могут быть сняты земельные участки только, если такой участок является преобразуемым объектом недвижимости.

Исходя из совокупности положений ст. 11, 11.2 Земельного кодекса РФ преобразуемым земельным участок является такой участок, из которого образуется иной участок, при разделе этого участка, объединении нескольких иных или перераспределении земельных участков, а так же участки, образуемые из земель государственной или муниципальной собственности. Он является исходным к вновь образованным участкам, следовательно, прекращает свое существование, прекращая быть отдельным объектом недвижимости

Аналогичные положения высказаны в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Кроме того, 218-ФЗ устанавливает отдельное основание для снятия объекта недвижимости - земельного участка имеющего статус «временного».

Согласно ч.7 ст. 72 218-ФЗ временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Исходя из положений ч.4 ст. 24 Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2016), действующей до 01.01.2017 года, статус « временный» присваивался земельному участку при постановке на учет как вновь образованного объекта недвижимости, за исключением сведений о земельных участках- местах общего пользования и за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, этот статус утрачивается со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Так же согласно ч.3 ст. 70 218-ФЗ с государственного кадастрового учета снимается земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Однако судом не установлено ни одного из вышеуказанных оснований для снятия спорного участка с государственного кадастра недвижимости.

Указанный участок нельзя признать преобразованным, так как из него не возник иной объект недвижимости, он не является исходным для вновь созданного земельного участка.

Данный участок не имеет статуса «временный», является « актуальным» поскольку после его образования он передавался в аренду КФХ Щ. ( л.д.40) Актуальными сведениями ЕРГП считаются сведения являются действительными на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Так же указанный участок не полежит снятию с кадастрового учета по основаниям ч.3 ст. 70 218-ФЗ ( именно на указанные обстоятельства ссылается административный истец). Действительно в едином госреестре прав отсутствуют сведения о правообладателе земельного участка. Однако таковым правообладателем в силу закона является сам административный истец- муниципальное образование « Троицкий муниципальный район», что установлено из материалов регистрационного дела, согласно которых администрация произвела образование указанного участка, согласовала схему его расположения, границы участка ( межевой план 52-61), при этом распоряжалась спорным участков передавая его в аренду на длительный срок.

Исходя из ч.14,15 ст. 41 218-ФЗ 14. если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. Далее, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета такового земельного участка, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых земельных участков, относящихся к землям общего пользования.

Кроме того, указанный участок поставлен на кадастровый учет 18.01.2012 года, то есть уже после 01.03.2008 года.

Таким образом, данный участок образованный из земель государственная собственность на которые не была разграничена, поставленный на кадастровый учет с установленными границами после 01.03.2008 года, а затем переданный в пользование по договору аренды становится актуальным, действующим объектом недвижимости, который может сохранять указанный статус вплоть до его преобразования и быть объектом имущественных отношений.

Руководствуясь положениями указанного закона Управление Росреестра приняло решение об отказе в удовлетворении заявления администрации МО «Троицкий район» о снятии участка с кадастрового учета 20.07.2017 года ( л.д.75).

Данное решение законное и обоснованное, достаточно мотивированно, принято в полномочиях и с соблюдением порядка принятия решений, что является основанием для признания указанного решения соответствующим требованиям закона и отказа в удовлетворении заявления о возложении обязанности по отмене этого решения и принятия противоположных мер, как того требует административный истец.

Разрешая административный иск, суд приходит к выводу, что административным истцом не доказано факта нарушения его прав со стороны Управления Росреестра, которые могут быть восстановлены путем возложения обязанности на указанный госорган по снятию участка с кадастрового учета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175,180,227,228, 294 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления администрации Муниципального образования «Троицкий муниципальный район» к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о возложении обязанности по снятии земельного участка с кадастрового учета, отказать.

Решение быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Троицкий районный суд Челябинской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: Е.В. Черетских

2а-252/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Троицкого муниципального района
Ответчики
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Суд
Троицкий районный суд Челябинской области
Дело на странице суда
troickr.chel.sudrf.ru
07.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2017Передача материалов судье
10.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2017Подготовка дела (собеседование)
07.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
10.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
24.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.09.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
27.09.2017[Адм.] Судебное заседание
27.09.2017[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
27.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее