Дело № 2-1832/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Буджаевой С.А.,
при секретаре Сангаевой Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Качановой Валентины Андреевны к Администрации г.Элисты о признании права собственности на самовольно возведенное строение,
у с т а н о в и л:
Качанова В.А. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что является собственником жилого дома, общей площадью 77,07 кв.метров, с условным номером 08-08-01/002/2013-91, а также земельного участка, площадью 612 кв.метров, с кадастровым номером №, категории земель населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке истец без получения необходимых разрешений, возвела еще один жилой дом (Литер 2) с пристройкой к данному жилому дому (Литер б), общей площадью 131,3 кв.метров, позже ею были построены сарай (Литер 3), гараж (Литер 4). Земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, и указанные самовольные строения прав и интересов других лиц не нарушают.
Просит признать за ней право собственности на самовольно возведенные строения: жилой дом (Литер 2, б), общей площадью 131 кв.метров, сарай (Литер 3), общей площадью 6,97 кв.метров, гараж (Литер 4), общей площадью 33,39 кв.метров.
Истец Качанова В.А. в судебное заседание не явилась, направив представителя для участия в деле.
Представитель истца Муниева Б.С. уточнила исковые требования, просила признать за Качановой В.А. право собственности на самовольно возведенные строения: 1) жилой дом (Литер 2, б), общей площадью 131,3 кв.метров, жилой площадью 53,3 кв.метров, 2) сарай (Литер 3), общей площадью 6,97 кв.метров, 3) гараж (Литер 4), общей площадью 33,39 кв.метров, на земельном участке площадью 612 кв.метров, с кадастровым номером №, категории земель населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: <адрес>. Пояснила, что спорный жилой дом с пристройкой были возведены в период с 1995-2002гг.
Представитель ответчика Администрации г.Элисты, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Привлеченный в качестве третьего лица Кадацкий С.П., сособственник смежного земельного участка по <адрес>, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия и отсутствии возражений против удовлетворения исковых требований Качановой В.А.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РК, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Представитель БУ РК «БТИ» просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставив разрешение дела на усмотрение суда.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Защита гражданских прав, в частности, о признании права собственности, по смыслу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется путем признания права.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возведения постройки в 1995-2002гг.) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Исходя из пункта 1 статьи 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (пункт 2 статьи 263 ГК РФ).
При рассмотрении дел по искам, связанным с самовольными постройками, следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей во время возведения самовольной постройки.
В судебном заседании представитель истца Муниева Б.С. пояснила, что самовольные строения были возведены в период с 1995 по 2002 года.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Кодекса, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень случаев, в которых для осуществления строительства, реконструкции объектов не требуется выдача разрешения на строительство. (Соответственно, в иных не указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации случаях выдача таких документов требуется.)
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 190-ФЗ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае: - строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; - строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); - строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; - изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; - в иных случаях, которые могут быть установлены Градостроительным кодексом РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, Градостроительным кодексом Российской Федерации на момент возведения спорного жилого дома с пристройкой предусматривалось, что как строительство, так реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В настоящее время с 4 августа 2018 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство или реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства не требуют получения разрешения на строительство. Для осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства необходимо направить в уполномоченный орган уведомление о планируемом строительстве или реконструкции (пункт 1.1 части 17 статьи 51, статья 51.1 Градостроительного кодекса; статья 17 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 222 ГК РФ (в действующей редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 339-ФЗ) право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. При этом необходимо учитывать, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Как видно из материалов дела, Качанова В.А. на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 10 января 2013 года, является собственником жилого дома, общей площадью 77,07 кв.метров, с условным номером 08-08-01/002/2013-91, а также земельного участка, площадью 612 кв.метров, с кадастровым номером №, категории земель населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности серии № (л.д.16-19).
Согласно справке №61, выданной БУ РК «БТИ» 11 марта 2020 года, собственником самовольно возведены жилой дом (Литер 2), пристройка к жилому дому (Литер б), сарай (Литер 3), гараж (Литер 4).
Из технического паспорта, составленного БУ РК «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на 11 февраля 2020 года следует, что жилой дом (Литер 2) 1995-2002 года постройки, двухэтажный, состоит из литера 1 (1 этаж: коридор площадью 3,2 кв.метров, кухня-столовая площадью 21,2 кв.метров, топочная площадью 5,8 кв.метров, гаража площадью 18 кв.метров, санузел площадью 3,8 кв.метров; 2 этаж: три жилые комнаты, площадью 9,4, 9,1 и 26.6 кв.метров; коридор площадью 7,2 кв.метров), а также из пристройки к данному жилому дому - литера «б» (1 этаж: коридор площадью 4,7 кв.метров; 2 этаж: коридор площадью 3,8 кв.метро, жилая комната площадью 8,2 кв.метров, коридор площадью 6,2 кв.метров, лестница площадью 4,1 кв.метров); общей площадью 131,3 кв.метров, жилой площадью 53,3 кв.метров (л.д.20-26).
Таким образом, судом установлено, что в границах принадлежащего истцу земельного участка площадью 612 кв.метров, с кадастровым номером №, на котором находится жилой дом с пристройкой (Литер 1, а) общей площадью 77,07 кв.метров, с условным номером 08-08-01/002/2013-91, был возведен 2-й жилой дом (Литер 2) с пристройкой к нему Литер б), площадью всех частей здания – 131,3 кв.метров, жилой площадью 53,3 кв.метров.
Согласно письму Администрации г.Элисты от 29 мая 2020 года за исх.№М-1633/01-46 заявление истца о выдаче разрешения на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, было оставлено без рассмотрения и возвращено заявителю с разъяснением права обратиться в суд (л.д. 29).
Согласно представленному истцом отчету по техническому заключению по объекту «Обследование технического состояния строительных конструкций самовольного жилого дома (Литер №2, б)» по адресу: <адрес>», составленному индивидуальным предпринимателем Дорджиевым А.А. 20 марта 2020 года, жилой дом с пристройкой (Литер №2, б), расположенный по адресу: <адрес>, под инвентарным номером 3773, эксплуатируется в соответствии с действующими строительными нормами, так как фундамент прочно связан с грунтом основания, стены – трехслойные, перекрытие утепленное, кровля скатная, а также имеются все необходимые инженерные коммуникации. Техническое состояние объекта соответствует требованиям ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования», СП 112.13330.2011 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». При возведении пристройки нарушения градостроительных и строительных норм не выявлены. Конструктивная система самовольного строения не создает угрозы жизни и здоровью граждан (л.д.30-45). Из указанного отчета также следует, что годом возведения спорного жилого дома с пристройкой значится период с 1995 по 2002 год.
Согласно справке, выданной заместителем начальника УЭГСиРГ «Элистинское» АО «Газпром газораспределение Элиста» 18 марта 2020 года, помещение по адресу: <адрес> газифицировано согласно рабочему проекту газификации, нарушений по газовой части не выявлено (л.д.28).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что строительные конструкции спорного жилого дома с пристройкой (Литер 2, б) находятся в удовлетворительном состоянии, их фактическое состояние обеспечивает их безопасную эксплуатацию и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Право Качановой В.А. на возведенный жилой дом с пристройкой никем не оспорено. В судебном заседании установлено, что она открыто владеет жилыми домами по указанному адресу, несет расходы по их содержанию и ремонту.
Оснований полагать, что признание за истцом права собственности на спорный жилой дом с пристройкой к нему нарушит чьи-либо права, у суда не имеется.
Возведенный жилой дом с пристройкой (Литер 2, б) права и интересы владельцев соседних участков не нарушают, спорные объекты были возведены истцом в пределах границ принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, собственник смежного земельного участка Кадацкий С.П. не возражал против возведения истцом спорного жилого дома с пристройкой к нему. В соответствии со своим целевым назначением в целом жилой дом с пристройкой (Литер 2, б) соответствует техническим нормам, угрозу жизни и здоровья гражданам не создает.
При таких обстоятельствах исковые требования Качановой В.А. о признании права собственности на жилой дом с пристройкой (Литер 2, б), общей площадью 131,3 кв.метров, жилой площадью 53,3 кв.метров, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Качановой Валентины Андреевны удовлетворить.
Признать за Качановой Валентиной Андреевной право собственности на жилой дом (Литер 2, б), общей площадью 131,3 кв.метров, жилой площадью 53,3 кв.метров, расположенный на земельном участке площадью 612 кв.метров, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Буджаева