25RS0028-01-2021-000132-02
Дело № 12-42/2021
Р Е Ш Е Н И Е
п. Терней 11 июня 2021 года
Судья Тернейского районного суда Приморского края Власова Ю. В., рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела в отношении Закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.28 КоАП РФ, жалобу генерального директора ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» Корнейчик Л.А. на постановление от 16 апреля 2021 года № 39-02/2020л заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края государственного лесного инспектора Николаева Е.Г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края государственного лесного инспектора Николаевым Е. Г. от 16 апреля 2021 года № 39-02/2020л Закрытое акционерное общество «ЛЕС ЭКСПОРТ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением генеральный директор Закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ» Корнейчик Л.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление о назначении административного наказания, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что при привлечении юридического лица к административной ответственности допущены существенные нарушения процессуальных норм права, и не установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела. ЗАО «Лес Экспорт» в период 2018-2020г.г. на указанном участке лесозаготовительную деятельность не вело. Между ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» и ООО «Арда» заключен договор подряда об оказании услуг на выполнение лесозаготовительных и лесовосстановительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение правил заготовки леса и другие нормативно-правовые акты. Договор аренды лесного участка, заключенный между Департаментом лесного хозяйства Приморского края и ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», не содержит обязанности арендатора по охране арендованного лесного участка, в том числе от незаконных рубок. ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» самостоятельно лесозаготовительную деятельность на указанном лесном участке не вело, к выявленным незаконным рубкам отношения не имеет. По фактам незаконных рубок, СО МО МВД РФ «Дальнегорский» возбуждено уголовное дело № 12001050058000078, по которому в настоящий момент проводится предварительное расследование. В обжалуемом постановлении отсутствуют специальные нормы права. Просит постановление административного органа в отношении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» по ч.1 ст. 8.28 КРФоАП отменить, производство по административному делу прекратить.
Представитель ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» в судебное заседание не явился о дне, месте и времени рассмотрения жалобы извещен в порядке, установленном законом.
Представитель административного органа Подлубный В.А., действующий на основании доверенности, с доводами жалобы не согласился. В судебном заседании пояснил, что договор аренды лесного участка заключался с ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ». По данному делу было выявлено нарушение в виде незаконной рубки на площади 16 га в выделе 8,11 квартале 417 Малокемского участкового лесничества Тернейского лесничества, без правоустанавливающих документов. ООО «Арда» не заключало договор с Министерством лесного хозяйства. Арендатор ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» отчитался перед Министерством о заготовке. Полагает, что Министерством при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены требования по всестороннему, полному объективному выяснению обстоятельств дела. О составлении протокола об административном правонарушении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» было надлежащим образом извещено. Протокол об административном правонарушении составили и направили обществу. На слушание дела об административном правонарушении представители общества также не явились. Просит постановление об административном правонарушении от 16 апреля 2021 года № 39-02/2020л в отношении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для отмены состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления должностного лица не имеется в связи со следующими обстоятельствами.
Частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 8 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 26 ЛК РФ на лиц, которым предоставлены лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, возложена обязанность ежегодной подачи в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации (заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов).
В силу пункта 4 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474, заготовка древесины осуществляется в соответствии с названными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Согласно подпункту "е" пункта 12 вышеназванных Правил при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев
Судом установлено, что ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» на основании договора аренды лесного участка от 29.02.2012 года № 18/29 осуществляет пользование лесным участком, общей площадью 90 425 га, находящимся в государственной собственности, в соответствии с условиями которого, лесные участки, в том числе в составе квартала 280 Малокемского участкового лесничества, переданы ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» для заготовки древесины.
На лесной участок квартала 417 выдела 8,11 ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» лесная декларация в министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края не предоставлена.
Как следует из материалов дела, на основании приказа министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 10.06.2020 № 730 «О проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности юридического лица – ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» в период с 16 июня 2020 года по 03 июля 2020 года проведена выездная внеплановая проверка, о чем составлен Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №1/2020 от 03.07.2020, из которого следует, что при проведении выездной внеплановой проверки с 16.06. по 18.06.2020 в выделе 8,11 квартала 417 Малокемского участкового лесничества Тернейского филиала КГКУ «Примлес», должностными лицами – государственными лесными инспекторами министерства и КГКУ «Приморское лесничество», являющимися членами комиссии, было выявлено нарушение в виде незаконной рубки на площади 16,0 га. Без правоустанавливающих документов. Объем незаконной рубки составил 2307,14 кбм, из них по породам: 1746,13 кбм лиственницы, 0,13 кбм ясень, 7,13 кб.м липа, 500,7 кбм березы белой, 0,12 кбм бархат, 0.12 кбм ильм, 36,55 кбм дуба, 6,32 кбм осина, всего ущерб составляет 43 841 834 руб.
Согласно пункта 2 договора аренды лесного участка № 18/29 от 29.02.2012, заключенного между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», арендатор на землях лесного фонда в квартале 417 выделе 8,11 Малокемского участкового лесничества, осуществляет пользование лесным участком с целью заготовки древесины.
Выявленное незаконное заготовление древесины в квартале 417 выдел 8,11 Малокемского участкового лесничества является нарушением договора аренды лесного участка № 18/29 от 29.02.2012, которым на арендатора возложена обязанность использовать лесной участок по назначению, в соответствии с лесным законодательством. Ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию в площадях, переданных в аренду, согласовать с лесничествами, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах Управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края государственного лесного инспектора Николаевым Е. Г. от 16 апреля 2021 года № 39-02/2020л ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В постановлении должностного лица административного органа указаны выявленные нарушения с приведением норм действующего законодательства, которые были нарушены ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ».
Вина ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» в использовании леса с нарушением условий договора аренды лесного участка установлена должностным лицом на основании представленных в материалы дела: протокола об административном правонарушении от 24 ноября 2020 года № 70; акта проверки от 03.07.2020 года № 1/2020; договора аренды лесного участка от 29.02.2012 года № 18/29; ведомостей перечета пней; расчета размера ущерба, причиненного лесному фонду РФ в квартале 417 выдел 8,11 Малокемского участкового лесничества Тернейского лесничества; приказа министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 10.06.2020 № 730 «О проведении выездной внеплановой проверки соблюдения требований лесного законодательства в деятельности юридического лица – ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ».
Принятые административным органом во внимание доказательства сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 настоящего Кодекса).
В силу ст.26.7 ч.1 КоАП РФ, документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Оснований не доверять сведениям, указанным в документах, приложенных к материалам дела, не имеется.
Рассматривая представленные материалы дела об административном правонарушении, административный орган признал доказанным факт совершения правонарушения, поскольку событие и состав правонарушения документально подтверждены представленными материалами административного дела.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В представленных материалах дела нет доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом требований правил заготовки древесины в силу каких-либо чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а также доказательств, принятия исчерпывающих мер для соблюдения требований лесного законодательства. Обязанности по подаче лесной декларации и по осуществлению разработки лесов в соответствии с лесной декларацией возложены Лесным кодексом РФ и Правилами заготовки древесины, на лицо, которому лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, таким образом, ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» обязан был обеспечить соблюдение требований лесного законодательства при разработке предоставленной к вырубке лесосеки и должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий в результате своих действий, однако не приняло все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего лесного законодательства.
Довод заявителя о том, что на основании определения к административному материалу приобщены дополнительные доказательства после составления протокола об административном правонарушении, не является нарушением процессуальных норм и не свидетельствует о их недопустимости, и не влечет удовлетворение жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Вместе с тем законодательство не запрещает приобщение дополнительных доказательств к материалам дела после составления протокола об административном правонарушение.
Доводы жалобы о том, что ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» необоснованно привлечено к административной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, так как заготовку древесины осуществляло другое лицо по договору подряда, не могут быть признаны состоятельными.
В силу пункта 3 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N 474, заготовка древесины может осуществляться только на основании договоров аренды лесных участков. Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ.
Согласно договора аренды от 29.02.2012 №18/29 ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» (в редакции соглашения от 06 сентября 2019 г.) является арендатором лесного участка, следовательно, обладает исключительным правом на заготовку древесины на указанном лесном участке.
Таким образом, обладая правом аренды лесного участка, ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» обязано в первую очередь соблюдать все законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в соответствии с Лесным кодексом РФ. ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ»", как арендатор лесного участка, было обязано обеспечить соблюдение требований действующего лесного законодательства в отношении объектов лесного фонда, находящегося в его пользовании, тогда как именно несоблюдение данной обязанности, в силу положений ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, явилось основанием для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности поч.1 ст. 8.28 КоАП РФ.
Заключение договора подряда не освобождает ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» как арендатора лесного участка от исполнения обязанностей, вытекающих из заключенного договора аренды, и возложенных названными выше правовыми актами обязанностей лесопользователя.
Доказательств того, что арендатором лесного участка предприняты все возможные меры по соблюдению своих договорных обязательств, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
По доводу жалобы о том, что по фактам незаконных рубок следственным отделом МО МВД России «Дальнегорский» возбуждено уголовное дело, по которому проводится предварительное расследование, необходимо отметить следующее.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Между тем в соответствии с п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
При таких обстоятельствах оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, в отношении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется.
Действия ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по ст. 8.28 ч.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Срок давности привлечения ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к административной ответственности начинает течь со дня обнаружения правонарушения, поскольку данное правонарушение является длящимся.
Из положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения, либо обнаружения административного правонарушения.
Учитывая, что правонарушение выявлено 16 июня 2020 г. и является длящимся, то с указанного времени исчисляется годичный срок давности привлечения ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» к административной ответственности.
Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ», рассмотрено должностным лицом Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края всесторонне, полно и объективно.
Административное наказание назначено ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» с учетом характера совершенного административного правонарушения, всех обстоятельств, имеющих юридическое значение, в пределах, установленных санкцией статьи 8.28 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, назначение ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к обществу указанной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
Оснований для освобождения ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» от административной ответственности, а также исключительных обстоятельств, которые бы послужили основанием для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, не установлено.
Основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ с учетом степени потенциальной общественной опасности совершенного деяния, характера нарушения, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах Управления надзорной деятельности Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края государственного лесного инспектора Николаева Е. Г. от 16 апреля 2021 года № 39-02/2020л по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества «ЛЕС ЭКСПОРТ» оставить без изменения, а жалобу генерального директора ЗАО «ЛЕС ЭКСПОРТ» Корнейчик Л.А - без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Власова Ю. В.