Решение по делу № 2-178/2021 от 30.06.2021

Дело № 2-178/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Верхневилюйск                13 августа 2021 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Н.Е., с участием,

помощника прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Адамовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Николаева П.Д. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать здание МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Верхневилюйского района Николаев П.Д. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, а также санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в образовательных организациях Верхневилюйского района, в ходе которой установлено, что в ряде образовательных учреждений, в том числе МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа», отсутствуют системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.3/2.4.3590-20, СП 2.4.3648-20, Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 103-З №209-III «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», просит суд обязать администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)» РС (Я), МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» оборудовать здание МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчики, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания явку своих представителей не обеспечили. Директор МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» Жендринский С.А. телефонограммой просит рассмотреть дело без его участия, и сообщил о том, что исковые требования прокурора признает в полном объеме, возражений не имеет. Администрация «Верхневилюйский улус (район)» об уважительности причин не явки представителя суд не известила, отзыв, а также возражения относительно предъявленного иска не предоставила.

При указанных обстоятельствах суд, с учетом мнения явившихся сторон, руководствуясь частями 4 и 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

В судебном заседании помощник прокурора Верхневилюйского района Адамова Л.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Выслушав доводы помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 03 августа 2018 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Пунктами 2.6.1-2.6.5 указанных правил предусмотрено, что здания хозяйствующих субъектов оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений. Сливные трапы оборудуются в производственных, складских, хозяйственных, подсобных и административно-бытовых помещениях столовой, в помещениях для стирки белья, душевых, туалетах, за исключением помещений, размещенных в жилых помещениях жилищного фонда и в дошкольных группах, размещенных в нежилых помещениях. Полы, оборудованные сливными трапами, должны быть оборудованы уклонами к отверстиям трапов.

При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующие субъекты оборудуются нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.

При отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещениях хозяйствующего субъекта устанавливаются водонагревающие устройства.

Вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

Горячая и холодная вода должна подаваться через смесители.

Не допускается использование воды из системы отопления для технологических, а также хозяйственно-бытовых целей.

Холодной и горячей водой обеспечиваются производственные помещения пищеблока, помещения, в которых оказывается медицинская помощь, туалеты, душевые, умывальные, комнаты гигиены для девушек, умывальные перед обеденным залом, помещения для стирки белья, помещения для приготовления дезинфицирующих растворов.

Пунктом 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 года № 32 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» предприятия общественного питания должны быть оборудованы исправными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции и освещения, которые должны быть выполнены так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции.Допускается использование автономных систем и оборудования для обеспечения горячего водоснабжения и теплоснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Частью 1 ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 103-З № 209-III «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» нецентрализованное и автономное питьевое водоснабжение осуществляется соответственно посредством нецентрализованных систем и автономных систем в целях обеспечения потребителей питьевой водой в случае отсутствия централизованных систем, нарушения их функционирования, а также в чрезвычайных ситуациях в области питьевого водоснабжения.

Исходя из требований законодательства, благоустройство (системы горячего, холодного водоснабжения, водоотведения) в помещениях образовательных организаций является обязательным.

Судебным следствием установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, а также санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в образовательных организациях Верхневилюйского района, в ходе которой установлено, что в здании МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа», отсутствуют системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения.

По выявленному нарушению 25 мая 2021 года в адрес директора МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени требования прокуратуры района фактически не выполнены. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается и не опровергнуто, доказательств обратного суду не представлено.

Отсутствие в здании образовательного учреждения систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения нарушает законные права и интересы детей, что является недопустимым.

Установлено, что учредителем МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» является администрация МР «Верхневилюйский улус (район)».

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.

Согласно п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с п. 1, п. 1.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится организация водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом объема, характера мероприятий, которые необходимо будет провести ответчикам, считает требование прокурора об установлении срока для исполнения решения в 1 (один) год с момента вступления решения суда в законную силу разумным и считает необходимым установить срок исполнения решения суда - один год.

При подаче искового заявления в суд прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются также органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

Требования прокурора заявлены в интересах физических лиц. При подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей (под. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Таким образом, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, МБОУ «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» подлежит к взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Николаева П.Д. - удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) и администрацию муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) оборудовать здание МБОУ ««Балаганнахская основная общеобразовательная школа» системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балаганнахская основная общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья:                         А.А. Никифоров

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 августа 2021 года.

2-178/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Николаев П.Д.
Ответчики
АМР "Верхневилюйский улус (район)"
МБОУ "Балаганнахская ООШ"
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Никифоров Айсен Андреевич
Дело на странице суда
vvilyui.jak.sudrf.ru
30.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2021Передача материалов судье
02.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2021Подготовка дела (собеседование)
19.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2021Судебное заседание
16.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее