Решение по делу № 2-233/2024 от 29.01.2024

Дело № 2-233/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2024 года                                                                                          п. Заиграево

Судья Заиграевского районного суда Республики Бурятия Минеева С.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юсудуровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Заиграевский район» об обязании организовать предоставление общедоступного и бесплатного образования

при участии в заседании:

истец: Доржиева А.С., заместитель прокурора Заиграевского района

ответчик: Мясников А.Г., представитель по доверенности

третьи лица: Наханцаков Б.Ч., представитель по доверенности

                      Ангашанова Л.Д., представитель по доверенности

                      Боева О.А., представитель по доверенности

                      Хабаргина Е.В, представитель по доверенности

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением об обязании администрации МО «Заиграевский район» обеспечить мероприятия по финансированию строительства нового здания школы в с. Старый Онохой Заиграевского района на 100 мест в рок до 01.09.2024ь года, обязании МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» осуществить строительство нового здания школы в с. Старый Онохой Заиграевского района на 100 мест в срок до 01.09.2025 года.

В обоснование искового заявления истец указал, что здание МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» построено в 1971 году. Капитальный ремонт здания школы не проводился после ввода в эксплуатацию. Физический износ здания школы по состоянию на 2024 год- 76%. Здание признано аварийным и подлежащим сносу в связи с исчерпанием нормативного срока службы здания.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просили суд обязать администрацию МО «Заиграевский район» организовать предоставление общедоступного и бесплатного образования обучающимся МБОУ «Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа» в условиях, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья обучающихся и работников путем предоставления здания, отвечающего нормативным требованиям, в срок до 01.09.2024. От исковых требований к МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» отказался.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» прекращено.

Представитель АМО «Заиграевский район» Мясников А.Г. исковые требования признал в полном объеме.

Представитель Министерства образования и науки РБ Ангашанова Л.Д., представитель Правительства РБ Наханцаков Б.Ч., представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия Боева О.А., Хабаргина Е.В. против удовлетворения исковых требований не возражали.

Представитель МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и проводит политику по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1, статьи 7 и 18, части 1 и 2 статьи 19, часть 1 статьи 21).

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (отношения в сфере образования) регулирует Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон "Об образовании") образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Закона "Об образовании").

В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В части 7 статьи 28 Закона N 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качеством образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Положениями статьи 41 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

В пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент с безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса. При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (часть 1 статьи 37 Федерального закона).

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2).

На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Из материалов дела, Устава МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» следует, что МБОУ «Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа» создана в целях обеспечения реализации полномочия в сфере образования по организации предоставления начального общего основного образования, отнесенного Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Учредителем МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» является муниципальное образование «Заиграевский район».

Функции и полномочия учредителя в имущественных отношениях осуществляет администрация муниципального образования «Заиграевский район» в лице муниципального казенного учреждения «Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Заиграевский район».

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется путем предоставления субсидии из бюджета Республики Бурятия, а также бюджета муниципального образования «Заиграевский район».

Согласно п. 6.1 Устава собственником имущества и земельного участка МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» является МО «Заиграевский район».

В МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» по состоянию на 01.01.2024 обучается 119 детей.

В с. Старый Онохой проживают 165 детей в возрасте от 0 до 7 лет, в возрасте от 8 до 18 лет- 142 ребенка.

Из представленного в материалы дела отчета по результатам обследования технического состояния здания МБОУ «Старо-Онохойская ООШ», расположенного по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Старый Онохой, ул. Новая, дом 1, подготовленному ИП Барский И.М. следует, что дальнейшая длительная эксплуатация здания школы более 6 месяцев может вызвать возникновение аварийной ситуации. Физический износ здания школы по состоянию на 2024 год 76 процентов. Необходимо признать нежилое здание МЬОУ «Старо-Онохойская ООШ» аварийным и подлежащим сносу в связи с полным исчерпанием нормативного срока службы здания в соответствии с ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований».

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1);

создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (п. 4);

обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5).

Из приведенных положений следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в капитальном ремонте здания, своевременно принимать меры сохранности здания, организации предоставления общедоступного и бесплатного образования и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что здание МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» не пригодно для использования, является аварийным и подлежащим сносу в связи с полным исчерпанием нормативного срока службы здания. Вместе с тем в п. Онохой проживает 165 детей, из них в возрасте от 8 до 18 лет- 142 ребенка, которые имеют право на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Согласно Бюджетному кодексу РФ администрация муниципального образования выполняет функции финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, тем самым обязано обеспечить финансирование данных учреждений.

Согласно статье 6 БК РФ под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.

Получатель бюджетных средств- орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 38.1 БК РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Статья 158 БК РФ устанавливает, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.

Порядок доведения бюджетных ассигнований до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

Из указанных норм следует, что только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

В рассматриваемом случае, именно администрация муниципального образования, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

Частями 1, 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно части 4.1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Представитель ответчика АМО «Заиграевский район» Мясников А.Г. исковые требования признал в полном объеме.

Учитывая установленные обстоятельства, оценив в совокупности представленные доказательства, а также признание исковых требований ответчиком, суд приходит к выводу, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем, принимает признание иска.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Заиграевский район» (ИНН 0306010253, ОГРН 1020300583291) организовать предоставление общедоступного и бесплатного образования обучающимся МБОУ «Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа» в условиях, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья обучающихся и работников путем предоставления здания, отвечающего нормативным требованиям, в срок до 01.09.2024.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заиграевский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                                 С.И. Минеева

2-233/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Заиграевского района Республики Бурятия
Ответчики
МБОУ "Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа"
Администрация МО "Заиграевский район"
Другие
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия
Правительство Республики Бурятия
Суд
Заиграевский районный суд Республики Бурятия
Судья
Минеева С.И.
Дело на странице суда
zaigraevsky.bur.sudrf.ru
29.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2024Передача материалов судье
31.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2024Подготовка дела (собеседование)
05.03.2024Подготовка дела (собеседование)
05.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024Дело оформлено
19.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее