копия
Дело № 2-64/2023
УИД 24RS0039-01-2023-000002-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2023 года с. Новоселово
Новоселовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ермаковой Д.С.,
при секретаре Калугиной Н.С.,
с участием истца помощника прокурора Новоселовского района Красноярского края Зайцевой В.С., представителя ответчика администрации Новоселовского района Красноярского края Майорова М.М., представителя ответчика МБОУ Бараитская СОШ №8 Машинец О.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела образования администрации Новоселовского района Красноярского края Неделькина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоселовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Бараитская средняя общеобразовательная школа №8, администрации Новоселовского района Красноярского края о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселовского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Бараитская СОШ №8» о возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Новоселовского района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности МБОУ Бараитская СОШ № 8. По результатам проверки установлено, что МБОУ Бараитская СОШ № 8 эксплуатирует котельную, расположенную по адресу: <адрес>. В указанной котельной установлены водогрейные котлы в количестве 3 штук: котел КВр-063 мощностью 0,63 МВт, котел КВр-063 мощностью 0,63 МВт, котел КВр-063 мощностью 0,63 МВт. Свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ответчиком не получено, заявка на получение указанного свидетельства в уполномоченный орган не направлена. Заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет от ответчика в адрес Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края не поступала. Таким образом, ответчиком не обеспечено соблюдение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды». 16.03.2022 директору МБОУ «Бараитская СОШ №8» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха посредством подачи заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Требования прокурора ответчиком не исполнены. Допущенные нарушения законодательства возникли в результате бездействия ответчика по исполнению требований законодательства об охране окружающей среды, что является недопустимым и является основанием для принятия мер прокурорского реагирования. МБОУ «Бараитская СОШ» не имеет достаточных собственных материальных средств для выполнения требований природоохранного законодательства, финансируется из местного бюджета.
В связи с этим истец просил обязать МБОУ Бараитская СОШ № 8 в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: 3 водогрейных котла КВр-0,63, мощностью 0,63 МВт каждый, расположенных по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, предъявив их также к администрации Новоселовского района Красноярского края, с учетом уточнений просит обязать МБОУ Бараитская СОШ № 8 и администрацию Новоселовского района Красноярского края в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: 3 водогрейных котла КВр-0,63, мощностью 0,63 МВт каждый, расположенных по адресу: <адрес>
Определением суда от 24.03.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Красноярского края.
В судебном заседании помощник прокурора Новоселовского района Красноярского края Зайцева В.С. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ Бараитская СОШ № 8 Машинец О.А. в судебном заседании уточненные исковые требования признала, суду пояснила, что работа по постановке на государственный учет указанных котлов ведется, подана заявка о постановке данных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет. МБОУ Бараитская СОШ № 8 подали ходатайство в отдел образования администрации Новоселовского района Красноярского края о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в размере 38 340 руб. на оплату для разработки природоохранной документации, заключили договор с АО «Научно-исследовательский и производственный центр «Природа» о выполнении работ по разработке природоохранной документации.
Представитель ответчика администрации Новоселовского района Красноярского края Майоров М.М. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что администрация Новоселовского района Красноярского края является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку у МБОУ Бараитская СОШ № 8 имеется свое финансирование.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела образования администрации Новоселовского района Красноярского края Неделькин А.В. с заявленными исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что денежные средства МБОУ Бараитская СОШ № 8 для разработки проектной документации для постановки указанных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет выделены.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования прокурора Новоселовского района Красноярского края подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право либо создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.08.2022 N 532.
Порядок создания и ведения государственного учета установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830.
В соответствии с п. 25, 27 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 N 830, постановка объектов на государственный учет осуществляется на основании заявки юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте. В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, заявка на постановку объекта на государственный учет направляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно.
Согласно п.33 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 N 830 при включении сведений об объекте в государственный реестр объекту присваиваются код объекта в государственном реестре и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объекта к объектам I, II, III и IV категорий, в государственном реестре создается запись об объекте.
На основании п.35 указанных Правил территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональные государственные реестры в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на постановку объекта на учет и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке указанного объекта на государственный учет в форме выписки из государственного реестра.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: <адрес>, на праве оперативного управления, и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит МБОУ Бараитская СОШ № 8, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 15-16).
Прокуратурой Новоселовского района Красноярского края проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности МБОУ Бараитская СОШ № 8, ОГРН: №, ИНН: №.
В ходе указанной проверки установлено, что МБОУ Бараитская СОШ № 8 осуществляет деятельность по эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес>. В указанной котельной установлены три водогрейных котла КВр-0,63, мощностью 0,63 МВт каждый, которые признаны годными к эксплуатации (л.д. 37-45, 46-57, 58-69).
На момент осмотра 23.12.2022 котельная находилась в работе, осуществлялась топка углем, в топке двух котлов содержались горячие угли, продукты сгорания – зола. Выход дымовых газов в результате эксплуатации источников выброса вредных веществ осуществляется через металлическую трубу, оборудованную снаружи здания (л.д. 70). По результатам проверки составлена фототаблица (л.д. 71-74).
Также в ходе судебного разбирательства установлено, что три водогрейных котла КВр-0,63 с мощностью 0,63 МВт каждый на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не поставлены, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, что подтверждается ответом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2022 (л.д. 8).
16.03.2022 заместителем прокурора Новоселовского района Красноярского края директору МБОУ Бараитская СОШ № 8 направлено представление с требованием об устранении нарушений законодательства, в том числе об охране атмосферного воздуха, выявленных в ходе проверки нарушений, однако допущенные нарушения законодательства устранены не были (л.д. 13).
25.04.2022 в ответ на представление и.о. директора МБОУ Бараитская СОШ № 8 ФИО8 пояснила, что представление передано в КУМИ для решения вопроса о постановке котельной на учет, так как она числится не отдельным помещением, а просто зданием (л.д. 14).
19.04.2023 МБОУ Бараитская СОШ № 8 начальнику отдела образования администрации Новоселовского района Красноярского края ФИО9 направлено ходатайство о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в размере 38 340 руб. на оплату для разработки природоохранной документации: проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ; подготовка заявки о постановке объекта в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду для исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха (л.д. 137).
20.04.2023 между МБОУ Бараитская СОШ № 8 и АО «НИиП центр «Природа» заключен договор о выполнении работ по разработке природоохранной документации в части охраны атмосферного воздуха для одного объекта НВОС – котельная, расположенная по адресу: <адрес> проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, подготовка заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащий сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 133-136).
04.05.2023 МБОУ Бараитская СОШ № 8 была подана заявка о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (л.д. 125-132).
Вместе с тем, водогрейные котлы КВр-0,63, расположенные по адресу: <адрес>, в настоящее время не поставлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведения о постановке на государственный учет указанных объектов в материалах дела отсутствуют. Таким образом, доказательства исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в полном объеме, со стороны МБОУ Бараитская СОШ №8 суду не представлено.
При этом Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 N 830 содержат основания для отказа в постановке объекта на государственный учет. Так, согласно п. 32 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 N 830, основаниями для отказа юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в постановке объекта на государственный учет являются отсутствие в составе заявки на постановку объекта на государственный учет сведений, указанных в пункте 25 настоящих Правил, или представление неполных и (или) недостоверных сведений. В указанных случаях территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляют юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в постановке объекта на государственный учет в течение 5 рабочих дней со дня регистрации такой заявки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком МБОУ Бараитская СОШ № 8, являющимся юридическим лицом, в нарушение требований ч. 11 ст. 69, ч. 2, 4 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» постановка на учет трех водогрейных котлов КВр-0,63, мощностью 0,63 МВт каждый, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, в настоящее время не осуществлена, заявка о постановке указанных объектов на государственный учет не рассмотрена, в постановке на учет может быть отказано по основаниям, предусмотренным п. 32 вышеуказанных Правил, в том числе в связи с предоставлением неполных сведений, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Новоселовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Бараитская СОШ № 8 о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: 3 водогрейных котла КВр-0,63, мощностью 0,63 МВт каждый, расположенных по адресу: <адрес>.
Также судом установлено, что в случае недостаточности денежных средств, необходимых для выполнения требования об обеспечении постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, данное финансирование производится учредителем МБОУ Бараитская СОШ №8, каковым является администрация Новоселовского района Красноярского края.
Так, согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации финансирование образовательных учреждений законом возлагается на администрацию Новоселовского района Красноярского края, которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений.
В соответствии с п. 1.1, 1.4, 1.6, 4.1 Устава МБОУ Бараитская СОШ № 8, МБОУ Бараитская СОШ № 8 является некоммерческой организацией, создано администрацией Новоселовского района. Учредителем учреждения является муниципальное образование Новоселовский район, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Новоселовского района. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Имущество учреждения находится в муниципальной собственности Новоселовского района, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления (л.д. 97-111). Выпиской из ЕГРЮЛ также подтверждается, что учредителем МБОУ Бараитская СОШ № 8 является администрация Новоселовского района (л.д. 19-36).
Согласно п.4.5 Устава, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются, в том числе имущество и денежные средства, переданные учредителем, поступления от приносящей доход деятельности, безвозмездные поступления в денежной и имущественной форме.
Согласно пояснениям представителя отдела образования администрации Новоселовского района Красноярского края, данным им в ходе судебного разбирательства, дополнительные бюджетные ассигнования в размере 38 340 руб. на оплату для разработки природоохранной документации, а именно на проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, на подготовку заявки о постановке объекта в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду для исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха, МБОУ Бараитская СОШ № 8 выделены. Вместе с тем, документы, подтверждающие как выделение денежных средств в размере 38 340 руб., так и их достаточность для осуществления МБОУ Бараитская СОШ № 8 постановки объекта в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в материалах дела отсутствуют, административными ответчиками суду не представлены.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, а также отсутствие доказательств, подтверждающих наличие финансирования в объеме, необходимом для устранения нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, обеспечения учредителем финансирования мероприятий по устранению указанных нарушений в необходимом объеме, суд полагает необходимым возложить на администрацию Новоселовского района Красноярского края обязанность профинансировать вышеуказанные мероприятия.
Довод представителя ответчика администрации Новоселовского района Красноярского края о том, что администрация Новоселовского района Красноярского края является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельным, поскольку, учитывая, что МБОУ Бараитская СОШ №8 является муниципальным бюджетным учреждением, отсутствие достаточных средств у бюджетного учреждения для устранения выявленных нарушений в полном объеме, вопрос обеспечения бюджетного учреждения финансированием, необходимым для осуществления его уставной деятельности, относится не к вопросу обязательств учреждения, а к вопросу содержания его имущества в соответствии с целями его создания и функционирования, в связи с чем финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства должно осуществляться с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели, учредителем МБОУ Бараитская СОШ №8, то есть администрацией Новоселовского района Красноярского края.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Новоселовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Срок, который прокурор просит установить для устранения указанного нарушения законодательства, суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Новоселовского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Бараитская средняя общеобразовательная школа №8 (№), администрации Новоселовского района Красноярского края (№) о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бараитская средняя общеобразовательная школа №8 обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: 3 водогрейных котлов КВр-0,63, мощностью 0,63 МВт каждый, расположенных по адресу: <адрес>
Возложить на администрацию Новоселовского района Красноярского края обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать постановку МБОУ Бараитская средняя общеобразовательная школа №8 на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: 3 водогрейных котлов КВр-0,63, мощностью 0,63 МВт каждый, расположенных по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Новоселовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Д.С. Ермакова
В окончательной форме решение суда изготовлено 16.05.2023.