Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Дзержинск 09 октября2020года
ДзержинскийгородскойсудНижегородской области в составе председательствующего судьи: Еланского Д.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: МагомедрасуловойЭ.З.,
помощник судьи: Фадеева Е.А.,
с участием помощника прокурора г.Дзержинска Нижегородской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Дзержинска Нижегородской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на интернет-странице, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
административный истец прокурор г.Дзержинска Нижегородской области, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на интернет-странице, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на указателях страницы сайта:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
содержится информация, которая противоречит действующему законодательству Российской Федерации об охране здоровья граждан, трудовому законодательству, законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. На данных указателях страницы сайта организован <данные изъяты>. На этом основании прокурор г.Дзержинска Нижегородской области просил суд признать информацию, размещенную на указателях страницы интернет-сайта:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Заинтересованное лицо <данные изъяты> не выразили возражений против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании помощник прокурора г.Дзержинска Нижегородской области ФИО3 поддержала заявленные требования; пояснила, что доступ к спорным Интернет-страницам в настоящее время возможен; авторов размещенной информации и владельцев доменного имени, помимо доменного имени <данные изъяты> установить не удалось.
В судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, не обеспечив явку своих представителей, считаются надлежащим образом извещенными.
Учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.150-152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения помощника прокурора г.Дзержинска Нижегородской области, изучив материалы административного дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2.2 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как установлено ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети Интернет – это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п.13 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Основаниями для включения в данный реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ).
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п.5 ст.15 указанного Федерального закона).
Пунктом 6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности в Российской Федерации, порядок её лицензирования регулируется Федеральным законом от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года №291), Приказом Росздравнадзора от 05 мая 2014 года №3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности».
В силу ст.29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренныесанитарными правиламии иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В развитие указанных положений ч.1, 5 ст.34 данного Федерального закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинскиекнижкии учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Форма личной медицинской книжки утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».
В соответствии с п.7,12 Порядка выдачи медицинскими организациями медицинских справок и заключений, утв. приказом Минздравсоцразвития от 02 мая 2012 года №441н, справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо. Медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссии, а также в иных случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения.
Как установлено пунктом 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 года №624н), листок нетрудоспособности выдаетсязастрахованным лицам - гражданам Российской Федерации, постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральнымзаконом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") (далее - граждане), указанным встатье 2Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <2> (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ):
Форма бланкалистка нетрудоспособности утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 347н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2011 г., регистрационный N 21026).
Водители транспортных средств, а также кандидаты в водители транспортных средств обязаны проходить медицинские освидетельствования для допуска к управлению в порядке, установленном Приказом Минздрава России от 15 июня 2015 года №344нВ соответствии с ч.1, 3 и 5 ст.327 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовно наказуемыми деяниями в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации является как подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных бланков, так и непосредственно использование заведомо подложного документа.
Статьями 33 и 34 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность не только за непосредственное совершение преступления, но также за содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации о средствах или орудиях совершения преступления.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет как на непосредственно изготовление и последующий сбыт поддельных официальных медицинских документов (медицинских книжек, медицинских справок, медицинских заключений, больничных листов), так и на распространение информации о способах совершения уголовно-наказуемого деяния, связанных с использованием заведомо подложного медицинского документа.
Вместе с тем предоставление возможности доступа к информации о способах приобретения медицинских справок, медицинских книжек, больничных листов, медицинских заключений без фактического посещения лечебных учреждений, в том числе сети Интернет, фактически является информационным пособничеством совершению преступлений против порядка управления, за что предусмотрена уголовная ответственность.
Основываясь на представленных доказательствах, оцененных по правилам ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом установлено, что на сайтах
<данные изъяты>
<данные изъяты>
организован <данные изъяты> вход на данные интернет-сайты свободный, не требует предварительной регистрации, логина и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационных ресурсов и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение сайта отсутствуют.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела установить владельца или администратора сайта <данные изъяты>, а также авторов распространенной информации не удалось.
Следовательно, учитывая положения вышеприведенных норм права, распространение такой информации на названных сайтах запрещено законом и фактически является информационным пособничеством в совершении преступлений, что является достаточным основанием для признания размещенной на интернет-сайте информации информацией, запрещенной на всей территории Российской Федерации, поэтому заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.1, 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора г.Дзержинска Нижегородской области удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указателях страницы сайта
<данные изъяты>
<данные изъяты>
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить в <данные изъяты> (<адрес>) копию решения суда, которое является основанием для включения указателей страницы сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующийсудья Д.А.Еланский