86RS0010-01-2020-002824-69 Мотивированное решение
изготовлено 19.02.2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2021 года город Мегион
Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Мишенькиной К.В.,
при секретаре Калганове А.А.,
с участием представителя истца Мельникова Р.В.,
представителя ответчика Ивановой М.С.,
представителей третьих лиц Пидлипного А.В., Калеева А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-102/2021 по иску прокурора города Мегиона к администрации города Мегиона о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г. Мегиона, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что в рамках прокурорской проверки исполнения требований законодательства при организации и выполнении мероприятий по отлову безнадзорных и бродячих животных установлено, что ответчику за счет денежных средств бюджета ХМАО-Югры выделяются лимиты финансирования, размер которых в 2020 г. составил 1 671 200 руб. В целях освоения в 2020 г. полученных денежных средств между МКУ «Капитальное строительство» и ИП Матвеевым А.Н. заключены муниципальные контракты. В период с 27.01.2020 г. по 02.07.020 г. в рамках муниципальных контрактов произведен отлов и транспортировка 89 безнадзорных животных. С июля 2020 г. в виду отсутствия финансирования, проведение мероприятий фактически приостановлены. В 2021 г. ответчику предоставлено финансирование в размере 2 042 600 руб., что позволяет осуществить отлов только 52 бродячих животных, в то время как существует потребность отлова большего количества особей. В 2020 г. в ОМВД России по г. Мегиону поступило 20 обращений о фактах нападения животных в том числе на несовершеннолетних детей. По информации БК ХМАО-Югры «Мегионская городская больница» в 2020 г. поступило 184 пациента в связи с нападением животных, 72 из которых несовершеннолетние. По информации ответчика с 01.01.2020 г. по 01.07.2020 г. в городе зафиксировано 933 обращения граждан по фактам агрессивного поведения животных. Считает, что органом местного самоуправления принимаются недостаточные меры для обеспечения необходимых условий охраны здоровья граждан, в виду не проведения мероприятий по отлову безнадзорных животных с 02.07.2020 г. по настоящее время, что свидетельствует о нерегулярном характере проводимой работы. В результате проведенного 03.12.2020 г. рейда на территории г. Мегиона установлено 269 безнадзорных животных. Бездействие ответчика влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Согласно информации Ветеринарной службы ХМАО-Югры субвенция в размере 2 042 600 руб. рассчитана на отлов 276 безнадзорных животных, поэтому с учетом заявления от 20.01.2021 г. просит обязать ответчика обеспечить в 2021 г. исполнение переданных государственных полномочий по отлову животных без владельцев путем организации на территории города Мегиона отлова, транспортировки и немедленной передачи в приюты для животных безнадзорных животных, а также содержание таких животных в приютах для животных в соответствии с ч. 7 ст. 16 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельными законодательные акты Российской Федерации» в количестве не менее 276 особей (животных).
Представитель истца Мельников Р.В. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал и пояснил, что представленные ответчику средства от Ветеринарной службы ХМАО-Югры для проведения мероприятий по отлову бездомных животных использованы им в период с 01.01.2020 г. по 02.07.2020 г. С лета 2020 г. орган местного самоуправления прекратил исполнение переданных государственных полномочий по отлову животных без владельцев путем организации на территории города Мегиона отлова. В 2021 г. заключен муниципальный контракт на меньшее количество особей безнадзорных животных для отлова и транспортировки, чем выделено средств для реализации полномочий, установленных Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поскольку Ветеринарной службой ХМАО-Югры рассчитано точное количество особей животных для отлова, транспортировки и содержания в приютах, орган местного самоуправления обязан исполнить обязательства в указанном количестве. Полагал, что установленные законом обязательства подлежат исполнению ответчиком, при отсутствии недостаточного финансирования за счет средств округа, за счет средств органа местного самоуправления.
Представитель ответчика Иванова М.С. против удовлетворения исковых требований возражала и пояснила, что орган местного самоуправления исполняет возложенные на них государственные полномочия по отлову, транспортировке и размещению бездомных животных в пределах представленным им субвенций. В настоящее время заключен муниципальный контракт на определённое количество отлова особей. По результату исполнения контракта, при остатке денежных средств возможно заключение нового муниципального контракта. Предположить какое количество безнадзорных животных будет отловлено, транспортировано и размещено в приютах заранее невозможно. После отлова и транспортировки животного специалистами приюта определяется какие манипуляции будут совершены с животным. Установить точные расходы на количество особей животных невозможно. Орган местного самоуправления неоднократно обращался в Ветеринарную службу ХМАО-Югры с предположением о дополнительном финансировании для борьбы с безнадзорными животными, с указанием количества особей животных на территории г. Мегиона и просьбой о выделении средств для строительства приюта. Расходование выделяемых средств субвенций от округа не достаточно, поскольку значительны расходы связанные с транспортировкой животных. Животные из г. Мегиона транспортируются в приют г. Нижневартовска, поскольку своего приюта в г. Мегионе нет. На территории г. Мегиона приют для животных не организован. В настоящее время выделен земельный участок для строительства приюта, однако финансирование для его строительства не представлено. Осуществление мероприятий по отлову, транспортировке и содержанию животных в приютах за счет средств бюджета города невозможно, поскольку бюджет убыточный. Бюджетным кодексом не предусмотрена возможность использования бюджетных средств для указанных в иске целях. Представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель МКУ «Капитальное строительство» Пидлипный А.В. в судебном заседании полагал требования не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что средств финансирования для исполнения предусмотренных законом обязательств органа местного самоуправления недостаточно, поскольку стоимость манипуляций, проводимых с каждым из отловленных животных, не может быть одинаковой. При заключении муниципальных контрактов от исполнителей поступают предложения, значительно превышающие по стоимости, указанные Ветеринарной службой ХМАО-Югры расценки по стерилизации, содержанию, транспортировке и лечению. С учетом представленных лимитов в 2021 г. возможен отлов примерно 100 особей животных, не более. Выделенных средств для отлова указанного в иске количества особей недостаточно. Установить на период исполнения в 2021 г. количество бродячих животных невозможно. После проведения всех манипуляций с животным в приюте, животное в зависимости от состояния здоровья и периода восстановления, возвращается в обычную среду, т.е. выпускается на улицу. Представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Ветеринарной службы ХМАО-Югры Калеев А.М. в судебном заседании требования прокурора поддержал и сообщил, что на территории г. Мегиона намного больше бродячих собак нежели указано в Актах, представленных сторонами спора. Полагал, что представляемые Ветеринарной службой ХМАО-Югры лимиты соответствуют тому количеству, на которое они рассчитаны. Полагал, что при отсутствии достаточных средств для исполнения обязательств, установленных законом орган местного самоуправления имеет возможность исполнить их за счет средств местного бюджета. Представил сводную таблицу о финансировании мероприятий по отлову и помещению животных в приюты, их содержании в них иными органами местного самоуправления городов округа, указав, что по сложившейся практике органы местного самоуправления выделяют значительные денежные средства для отлова животных, их лечения и содержания в приютах.
Представитель третьего лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав участников спора, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно п. «б», «н» ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании указанных нормативно-правовых норм, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных судом обоснованно отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии с п. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Согласно ст. 2 Закон РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», ст. 3, 4 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации
В силу ст. 3 Закон РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодателем исполнение обязательств по установлению порядка отлова, содержания безнадзорных животных, предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По делу установлено, что на период 2021 г. администрации г. Мегиона Ветеринарной службой ХМАО-Югры выделено 2 042 600 руб. для организации на территории г. Мегиона отлова, транспортировки и передачи в приюты безнадзорных животных.
Обращаясь с иском в суд, прокурор полагал, что выделенных средств на 2021 г. в пределах установленных лимитов достаточно для отлова 276 особей безнадзорных животных, исходя из указанного количества в письме Ветеринарной службы ХМАО-Югры от 28.12.2020 г.
Между тем, указанный объем субвенций на отлов 276 животных представлен без документального расчета и подтверждения фактических затрат на отдельно взятого животного и не может быть принят судом как обоснованный.
При этом необходимо отметить, что невозможно точно определить стоимость затрат на отдельного взятого животного, а именно стоимость лечения (подбирается индивидуально исходя из состояния животного), стерилизации, стоимость содержания (с учетом срока реабилитации после медицинского вмешательства, необходимости пожизненного содержания в следствии немотивированной агрессии в соответствии с п. 58, 59 «Порядка организации деятельности приютов для животных в ХМАО-Югре» (утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от 10.04.2020 г. № 118-п) и т.д.
При разрешении настоящего спора, суд не может принять как законные и обоснованные доводы, представителя истца о необходимости исполнения органом местного самоуправления, указанных в ч 7 ст. 16 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными…» государственных полномочий за счет средств бюджета города ввиду нижеследующего.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами (ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу п. 3 ст. 136 Бюджетного Кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Поскольку решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, организация данных мероприятий должна быть осуществлена данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Возложение на орган местного самоуправления такой обязанности нормативно необоснованно.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.04.16 г. № 13-П, законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определенности правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, четким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
Иное приводило бы к нарушению принципов разграничения полномочий между территориальными уровнями публичной власти и финансово-экономического обеспечения местного самоуправления соразмерно его полномочиям и создавало бы угрозу ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления их конституционных обязанностей, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина (ст. 8, 12 Конституции РФ).
Возражая против исковых требований, представитель органа местного самоуправления представил переписку с Ветеринарной службой ХМАО-Югры с показателями установленных на территории г. Мегиона безнадзорных животных и просьбой о выделении средств с учетом указанного количества, а также с просьбой о выделении денежных средств для строительства приюта для животных на территории г. Мегиона.
Таким образом, ответчик уведомил уполномоченный орган о сложившейся ситуации с безнадзорными животными на территории г. Мегиона и дальнейшие действия по ее разрешению должен совершить уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит законных оснований для удовлетворений требований иска в связи с чем считает необходимым в удовлетворении требований отказать.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 7 ░░. 16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 276 ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
.
.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░