УИД 16RS0032-01-2023-000229-47 Дело № 2 - 250/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 сентября 2023 года с. Тюлячи, Республика Татарстан
Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Г. Бикмиева,
при секретаре судебного заседания Э. Г. Тимерхановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Миннебаевой Л. Х. к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан», исполнительному комитету Тюлячинскому муниципальному району Республики Татарстан о признании права собственности в порядке наследования на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Л.Х. Миннебаева обратилась в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан», исполнительному комитету Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности в порядке наследования на недвижимое имущество.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер её отец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавший до смерти в <адрес> Тюлячинского района Республика Татарстан.
После её смерти открылось наследство, в том числе в виде земельного участка общей площадью 1333 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес>.
Со дня смерти отца истец, как наследник по закону, несет бремя собственности, пользуется земельным участком по назначению, управляет наследственным имуществом, принимает меры по сохранению наследственного имущества, за свой счет производит расходы на содержание наследственного имущества, что подтверждается справками сельского поселения. Таким образом, истец полностью приняла наследственное имущество, обратившись к нотариусу и нотариально оформив наследственные права на некоторое имущество.
В этой связи истец признать за ней право собственности в порядке наследования после смерти ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок общей площадью 1333,26 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: Республика Татарстан, <адрес>.
Истец Л.Х. Миннебаева в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представлено ходатайство о рассмотрении иска без её участия, указано, что исковые требования поддерживает и просит удовлетворить.
Представитель ответчика - муниципального казенного учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан», в судебное заседание не явился, представлено заявление с просьбой рассмотреть данное дело в их отсутствии, претензий по делу не имеют.
Представитель ответчика - Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, содержится ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица - исполнительного комитета Верхнекибякозинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, представлено заявление, в котором исковые требования истца полностью поддерживает и просит рассмотреть дело без участия их представителя.
Третье лицо – нотариус Тюлячинского нотариального округа Республики Татарстан ФИО9 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель третьего лица - Межмуниципального отдела по Сабинскому и Тюлячинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третьи лица ФИО10, ФИО11, ФИО12 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в суд поступили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствии, просят исковые требования истца удовлетворить.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании абзаца первого статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Как следует из пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из письменных материалов следует, что ФИО3 при жизни владел земельным участком общей площадью 0,1333 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, Верхнекибякозинское сельское поселение, <адрес>, с кадастровым номером №.
Земельный участок площадью 0,1333 кв.м. на основании постановления главы администрации Тюлячинского района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен ФИО3 на праве бессрочного пользования для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 17-19).
Сведения о земельном участке внесены в государственный реестр недвижимости об объекте недвижимости с присвоением участку кадастрового номера №, площадью 1333.26 кв.м. (л.д. 11-16).
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти за №. Место смерти д<адрес> (л.д. 10).
Согласно свидетельству о рождении ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №, в качестве отца записан ФИО3 (л.д. 23).
Из свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем в этот же день составлена запись акта о заключении брака № (л.д.25).
На основании выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Исполнительным комитетом Верхнекибякозинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан следует, что действительно умерший ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения постоянно проживал по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, в похозяйственной книге № Верхнекибякозинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан имеется запись: жена – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (умерла ДД.ММ.ГГГГ). дочь Миннебаева Л. Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Из ответа нотариуса Тюлячинского нотариального округа Республики Татарстан ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что наследственное дело после Х.С. ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ею не заводилось.
Как следует из представленного ответа нотариуса Тюлячинского нотариального округа Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за № на запрос, в ее производстве имеется наследственное дело №, открытое к имуществу ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшего по адресу: Республика Татарстан, Тюлячинский муниципальный район, <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Л.Х. Миннебаевой нотариусом ФИО9 выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельный участок площадью 1826,25 кв.м., находящегося по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, жилого дома расположенного на данном земельном участке площадью 52.9 кв.м., денежные вклады, а также на 2/437 долей земельного участка площадью 12236000,01 кв.м. с кадастровым номером №, находящегося по адресу: Республика Татарстан, <адрес>, территория паевого фонда АСХК Максабаш, на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства (л.д.20-22).
Пунктом 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подача по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство является одним из способов принятия наследства.
Следовательно, Л.Х. Миннебаева, обратившаяся с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ФИО3, является лицом, принявшим наследство.
Согласно пункту 2 статьи 1152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Следовательно, принятие истцом части наследственного имущества, принадлежавшего ФИО3, в виде земельных участков и жилого дома, денежных вкладов означает принятие ею всего наследственного имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Перечень документов, являющихся основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». К ним, в частности, относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Статьей 31 Земельного кодекса ФИО8, утвержденного Верховным ФИО8 ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ №-I в редакции, действовавшей до издания Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливалось, что право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим ФИО8 народных депутатов. Форма государственного акта утверждается ФИО8.
Из содержания пункта 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», из содержания пункта 3 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента РФ» следует, что документами, удостоверяющими права на земельный участок, после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации могли являться государственный акт либо свидетельство.
Форма государственного акта на землю утверждена Постановлением Правительства ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №. Форма свидетельства на право собственности на землю утверждена Постановлением Правительства ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом пунктом 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно (до момента выдачи государственного акта установленного образца) использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей.
Истец не оспаривает, что Х.С. ФИО2 установленной формы документ, удостоверяющий права на землю, - государственный акт на землю либо свидетельство, не выдавался.
Это обстоятельство подтверждается и ответом на запрос Управления Росреестра по Республике Татарстан, поступивший в адрес суда ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в архиве Управления экземпляр государственного акта на землю на спорный земельный участок отсутствует.
Согласно правилу, содержащемуся в статье 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (абзац первый), если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
При этом в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 82 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования: 1) на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность); 2) на земельный участок, предоставленный наследодателю, являвшемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в случае, если составляющий его территорию земельный участок предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» оно было создано (организовано), в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим в нем распределение земельных участков документом, при условии, что наследодателем в порядке, установленном пунктом 4 статьи 28 названного Федерального закона, было подано заявление о приобретении такого земельного участка в собственность бесплатно (если только федеральным законом не установлен запрет на предоставление земельного участка в частную собственность).
Таким образом, признание умершего владевшим земельным участком на праве собственности, включении в состав наследства земельного участка, предоставленного наследодателю на праве постоянного бессрочного пользования, возможно при соблюдении следующих условий: 1) земельный участок предоставлен наследодателю до введения в действие Земельного кодекса 2001 года либо в случае, если составляющий территорию садоводческого объединения земельный участок предоставлен данному некоммерческому объединению, при которой до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ оно было создано (организовано), в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения; 2) наследователь при жизни обращался с требованием зарегистрировать право собственности на земельный участок. При этом необходимость обязательного прижизненного обращения наследодателя с требованием о приобретении прав на земельный участок предусматривается как абзацем вторым, так и абзацем третьим пункта 82 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Сведения о том, что при жизни ФИО3 либо Л.Х. Миннебаева обращались с требованием о предоставлении им земельного участка в собственность, отсутствуют.
Принимается во внимание также то, что право постоянного бессрочного пользования земельным участком по смыслу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации не является имущественным правом, переходящим по наследству, поскольку содержание этого права предполагает владение и пользование имуществом непосредственно лицом, которому это право предоставлено.
Вместе с тем принимаются во внимание положения пункта 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае истец Л.Х. Миннебаева права на обращение во внесудебном порядке с требованием о предоставлении земельного участка в собственность не лишена.
При таких обстоятельствах исковые требования истца Л.Х. Миннебаевой подлежат оставления без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Миннебаевой Л. Х. к муниципальному казенному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан», исполнительному комитету Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано через Тюлячинский районный суд Республики Татарстан в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Тюлячинского
районного суда Республики Татарстан: Р.Г. Бикмиев