Решение по делу № 2-3916/2023 от 25.07.2023

УИД 27RS0(№)-24

(№)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2023 года      г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (адрес) под председательством судьи Ильченко А.С.,

при секретаре судебного заседания Васильевой Д.И.,

с участием представителя истца – помощника Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Зарайкиной В.В.,

представителя ответчика Реснянской Ю.С., действующего на основании доверенности от (дата),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности, ссылаясь на то, что в ходе проведения надзорной деятельности выявлены нарушения требований законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Так, (дата) объекту транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 121,88м) через реку Дубликан на 325 км перегона Андикан (рзд) – Дубликан (рзд) Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», реестровый номер (№) присвоена 3 категория транспортной безопасности. Уведомление Федерального агентства железнодорожного транспорта от (дата) № УТБ-7/22/13781 о присвоении объекту транспортной инфраструктуры категории получено ОАО «РЖД» (дата). В нарушение подпункта «д» п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата) (№) в целях обеспечения транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры оценка уязвимости в трехмесячный срок со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта сведений о присвоении категории, то есть в срок не позднее (дата) не проведена, ее результаты на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта субъектом транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» до настоящего времени не представлены. По результатам проверки (дата) начальнику Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере транспортной безопасности за (№)/Прдп85-23, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Поскольку обеспечение безопасности объекта транспортной инфраструктуры является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности, при этом допущенное нарушение влечет за собой угрозу применения к объекту транспортной инфраструктуры акта незаконного вмешательства, а также свидетельствуют о его недостаточной защищенности, что создает угрозу причинения вреда в будущем, просит обязать ответчика в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 121,88м) через реку Дубликан на 325 км перегона Андикан (рзд) – Дубликан (рзд) Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», реестровый номер (№) и направить ее на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца Зарайкина В.В., действующая по должности, исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении, подтвердив его доводы.

В судебном заседании представитель ответчика Реснянская Ю.С., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения, в которых указала, что оценка уязвимости в отношении указанного в иске объекта транспортной инфраструктуры проводится в рамках централизованного договора на оказание услуг по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости ОТИ Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» от (дата) (№), срок оказания услуг (дата). В связи со вступлением в силу приказа Министерства транспорта РФ от (дата) (№) «Об утверждении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорт», (дата) (№) «Об утверждении порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» Федеральное агентство железнодорожного транспорта запросили сведения об объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (вокзалы, мосты, станции) для проведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Письмом от (дата) сведения были представлены, (дата) Федеральное агентство железнодорожного транспорта направило в адрес ответчика уведомление № УТБ-7/22/13781 о присвоении объекту транспортной инфраструктуры категории. В связи с этим между ОАО «РЖД» и АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации и связи на железнодорожном транспорте» заключен договор на оказание услуг по проведению оценки (дополнительной оценки) уязвимости объектов транспортной инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». Таким образом, ОАО «РЖД» проводило исчерпывающие мероприятия по проведению оценки уязвимости спорного объекта. Однако, с учетом того, что проверка уязвимости внестоящее время проводится по всей сети дорог в соответствии с техническим заданием с разными сроками исполнения по отдельным объектам, где сумма затрат по договору составляет 159 144 000 рублей, просил суд в случае удовлетворения иска предоставить срок исполнения решения суда равны 6 месяцам.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

ОАО «РЖД» является единым хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (статьи 2, 6 Федерального закона от (дата) №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»).

23 августа 202 года Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта России объект транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 121,88м) через реку Дубликан на 325 км перегона Андикан (рзд) – Дубликан (рзд) Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги»» внесен в реестр объектов железнодорожной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта с реестровым номером (№) присвоением 3 категории транспортной безопасности.

(дата) в адрес ОАО «РДЖД» Федеральным агентством железнодорожного транспорта напавлено уведомление №УТБ-7/22/13871 о присвоении объекту транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 121,88м) через реку Дубликан на 325 км перегона Андикан (рзд) – Дубликан (рзд)Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» категории, которое получено ОАО «РЖД» (дата).

В установленный срок, то есть до (дата) проведение оценки уязвимости данного объекта ответчиком не обеспечено, ее результаты на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта не представлены.

По результатам проведенной Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой проверки (дата) начальнику Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере транспортной безопасности за (№)/Прдп85-23.

По результатам рассмотрения вышеуказанного представления выявленные нарушения не устранены, руководством Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры « Железнодорожный металлический мост (длина 121,88м) через реку Дубликан на 325 км перегона Андикан (рзд) – Дубликан (рзд)Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», реестровый номер (№) до настоящего времени не проведена.

Вышеуказанные обстоятельства установлены судом на основании исследованных в ходе рассмотрения дела доказательства, представленных в материалы дела, и сторонами не оспаривались.

Статьей 201 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу положения статей 209, 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и вправе совершать в отношении его любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.В силу статьи 2 Федерального закона от (дата) №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 статьи 1 Закона №16-ФЗ к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе мосты.

Согласно п.9 ст.1 Закона №16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу ч.1 ст.9 Закона №16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч.2 ст.9 Закона №16-ФЗ).

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры (ч.4 ст.9 Закона №16-ФЗ).

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч.1 ст.4 Закона №16-ФЗ).

Как следует из п.2 ст.1 Закона №16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры - отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Согласно ч.1 ст.6 Закона №16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В пункте 6 ст.1 Закона №16-ФЗ содержится понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается, в частности, определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Обращение прокурора в суд с настоящими исковыми требованиями обусловлено проведением проверки соблюдения требований федерального законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму, в результате которой были выявлены перечисленные выше нарушения, которые ответчиком не были устранены.

Постановлением Правительства РФ от (дата) (№) утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта

Пунктом 1 Требований установлено, что данный документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - объекты транспортной инфраструктуры).

Пунктом 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности прямо предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Согласно подпункту «д» п.5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.

При таких обстоятельствах в силу пункта 5 Требований на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, которая представляет собой, определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства (п.6 ст.1 Закона №16-ФЗ).

При этом отсутствии достаточного финансирования на указанные цели не влечет освобождение от возложенной законом обязанности, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию собственником предусмотренных законом и обязательных к исполнению требований безопасности.

Несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности на указанном объекте, непринятие в течение длительного времени мер по проведению оценки уязвимости железнодорожного моста нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное использование объектов железнодорожного транспорта, может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, а также нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку ответчик должен организовать проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры путем совершения необходимых для этого действий и направить их в уполномоченный орган для утверждения.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При этом, как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок для производства работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ОАО «РЖД» необходимо быть исполнено решение суда - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в течение обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожный металлический мост (длина 121,88м) через реку Дубликан на 325 км перегона Андикан (рзд) – Дубликан (рзд) Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», реестровый номер (№) и направить ее на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба (принесено апелляционное представление) в (адрес)вой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд (адрес).

Судья                                  А.С. Ильченко

2-3916/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комсомольский -на-Амуре транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Ильченко Анастасия Сергеевна
Дело на странице суда
centralny.hbr.sudrf.ru
25.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.07.2023Передача материалов судье
28.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2023Подготовка дела (собеседование)
29.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее