Решение по делу № 8Г-20989/2024 [88-24066/2024] от 03.07.2024

                                                               УИД91RS0012-01-2024-000265-13

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Судья Захарова Е.П.                                                                                                дело № 88-24066/2024

ГСК     Каменькова И.А. (докл.)                                                   № дела суда 1-й инстанции 2-861/2024

             Балем Т.Г.                                                                      № дела суда 2-й инстанции 33-5067/2024

             Пономаренко А.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Краснодар                                                        22 августа 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего Комбаровой И.В.,

    судей Гордеевой Ж.А., Лозовой Н.В.,

             рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Керчи Республики Крым в интересах Левицкого Игоря Трофимовича к Администрации города Керчь Республики Крым, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

по кассационной жалобе представителя Администрации города Керчи Республики Крым по доверенности ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В., выслушав заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Солдатова С.А. о законности судебных актов, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора города Керчи в интересах Левицкого И.Т., обратился в суд с иском к Администрации города Керчи Республики Крым, в котором просил обязать Администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Левицкому И.Л. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений применительно к муниципальному образованию городской округ Керчь Республики Крым по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что Левицкий И.Т. обратился в прокуратуру по факту проверки соблюдения жилищных прав, в отношении него было установлено, что мать Левицкого И.Т. - ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об отце ФИО11 в актовую запись о рождении Левицкого И.Т. внесены со слов матери. Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым -п от ДД.ММ.ГГГГ Левицкий И.Т. включен в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья. Какое-либо недвижимое имущество на праве собственности у Левицкого И.Т. отсутствует, однако до настоящего времени он жильем не обеспечен, что является нарушением жилищных прав указанного лица, что в свою очередь послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 21 февраля 2024 года иск прокурора удовлетворен. На Администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить Левицкому И.Т.,    ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных помещений по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения применительно к условиям муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 мая 2024 года вышеуказанный судебный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба Администрации города Керчь Республики Крым - без удовлетворения.

Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08 июля 2024 года кассационная жалоба принята к производству суда, назначено судебное заседание. В удовлетворении ходатайства представителя Администрации города Керчи Республики Крым по доверенности ФИО1 о приостановлении исполнения вышеуказанных судебных постановлений отказано.

В кассационной жалобе представителем Администрации города Керчи Республики Крым по доверенности ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения иска прокурора без предоставления финансовых ресурсов. В связи недофинансированием со стороны исполнительного органа на выполнение возложенных законодателем полномочий по приобретению и предоставлению данной категории лиц благоустроенного жилья за счет субвенций из бюджета Республики Крым исполнение решения суда не предоставляется возможным.

Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратурой Российской Федерации Солдатов С.А. поддержал свою правовую позицию по делу.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru. Суд кассационной инстанции полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены судебных постановлений.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.

Как следует из материалов дела, Левицкий Игорь Трофимович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Мать ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце в актовую запись о рождении Левицкого И.Т. внесены со слов матери.

Решением Исполнительного комитета Керченского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ малолетнему Левицкому И.Т. присвоен статус "ребенок-сирота", ФИО12 (бабушка) назначена опекуном.

Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -п "О включении Левицкого И.Т. в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по г. Керчь", Левицкий И.Т. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит под номером 82.

Левицкий И.Т. является военнослужащим войсковой части , в подтверждение чего выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по месту жительства в квартире, нанимателем которой является его бабушка ФИО12

Сведений о правах Левицкого И.Т. на недвижимое имущество в Государственном реестре прав на недвижимое имущество не имеется.

Кроме того, заявок Администрации города Керчи Республики Крым на перечисление субвенций из бюджета Республики Крым бюджету Администрации в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым не поступало.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственного жилья Левицский И.Т. не имеет. Денежные средства на приобретение жилого помещения ему не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, он состоит в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Левицкий И.Т. не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 40 Конституции Российской Федерации, статьями 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым", пришел к выводу о нарушении жилищных прав Левицкого И.Т. и удовлетворил исковые требования прокурора.

Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием, оставив решение суда без изменения.

При этом суд апелляционной инстанции отметил, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.

При этом судами обоснованно не приняты во внимание доводы администрации города Керчи об отсутствии финансирования на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года N 1320-О - федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Наличие обстоятельств, перечисленных в статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.

Поскольку Левицкий И.Т. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, исковые требования прокурора в его интересах удовлетворены обоснованно.

При этом гарантированное законом право Левицкого И.Т. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года N 85-В09-11, от 13 октября 2015 года N 20-КГПР15-11.

В частности в названных судебных актах констатируется, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). С момента обращения лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилья, с заявлением о включении в списки на получение жилья, у ответчика возникает обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.

Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".

В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-3РК/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.

Субвенции, указанные в частях 2 пункта 3 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).

Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).

При этом пункт 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.

Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).

Следовательно, процедура приобретения жилого помещения для предоставления его Левицкого И.Т.. законодательно определена. Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Принимая во внимание изложенное, именно администрация города Керчи Республики Крым в рамках предоставленных ей полномочий обязана предоставить истцу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилое помещение для проживания.

Отсутствие в настоящее время финансирования администрации города Керчи со стороны органа исполнительной власти Республики Крым не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Указанные доводы повторяют правовую позицию кассатора, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.

Следует отметить, что доказательств, что Администрация города Керчи Республики Крым подавала заявку в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым на перечисление субвенций из бюджета Республики Крым бюджету администрации для предоставления жилья Левицкому И.Т. суду не представлено. При этом, реализация права Левицкого И.Т. возможна путем предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений.

Данные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой судов представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.

Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, ответчик не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену. Иная точка зрения заявителя на то, как должно быть разрешено дело не свидетельствует об ошибочности судебных постановлений.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебного акта.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации города Керчи Республики Крым по доверенности ФИО1 –без удовлетворения.

Председательствующий                                                             И.В. Комбарова

    Судьи                                                            Ж.А.Гордеева

                                                                                                    Н.В. Лозовая

8Г-20989/2024 [88-24066/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Керчи
Левицкий Игорь Трофимович
Ответчики
Администрация города Керчи Республики Крым
Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи РК
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора РК
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
22.08.2024Судебное заседание
22.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее