Решение по делу № 33-1277/2023 от 15.03.2023

Судья Макоед Ю.И.                                       Дело № 2-2065/2022

                                    (первая инстанция)

                                    № 33-1277/2023

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего судьи Жиляевой О.И.

Судей Балацкого Е.В., Устинова О.И.,

При секретаре Бабийчук Л.О.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Департамента образования и науки города Севастополя на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 5 августа 2022 года по гражданскому делу по иску Прокурора Нахимовского района города Севастополя к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18», Департаменту образования г. Севастополя об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Нахимовского района г. Севастополя обратился в суд с иском к ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18», Департаменту образования г. Севастополя, в котором просил:

- обязать Департамент образования г. Севастополя профинансировать расходы ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» по закупке лингафонного кабинета;

- обязать ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» приобрести лингафонный кабинет.

В обоснование иска указано, что в силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Согласно положениям этого Стандарта организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.

По результатам проверки прокуратурой вынесено соответствующе представление об устранении нарушений закона, которое ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» удовлетворено не было.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 5 августа 2022 года иск удовлетворен.

Департамент образования г. Севастополя обязан профинансировать расходы ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» по закупке лингафонного кабинета.

ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» обязано приобрести лингафонный кабинет.

В апелляционной жалобе Департамент образования и науки г. Севастополя просит об отмене решения суда первой инстанции, вынесении по делу нового решения об отказе в иске.

Апеллянт указывает, что при рассмотрении спора суд первой инстанции не обоснованно не принял во внимание, тот факт, что хотя он и является главным распорядителем бюджетных средств, но пользуется финансовыми средствами в рамках доведенных Департаментом финансов города Севастополя, лимитов. При разрешении спора судом не исследовалась возможность Департамента выделить денежные средства для исполнения решения суда, не доведенные лимитами. К участию в деле для выяснения значимых по делу обстоятельств не обоснованно не был привлечен Департамент финансов города Севастополя.

По мнению апеллянта, суду следовало учесть, что наличие стационарного лингафонного кабинета не распространяется на осуществление образовательного процесса по общеобразовательным программам. Согласно разъяснениям Министерства просвещения Российской Федерации образовательные организации самостоятельно определяют необходимость наличия лингафонного кабинета для обеспечения развития компетенций в соответствии с программой основного общего образования.

Обращает апеллянт внимание на то, что Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2021 года № 590, который предусматривал оснащение кабинета иностранного языка основным оборудованием и техническими средствами, включающие в себя программное обеспечение для лингафонного кабинета, признан утратившим в силу.

В возражениях на апелляционную жалобу Прокурор Нахимовского района г. Севастополя просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Департамента образования и науки г. Севастополя, представитель ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно. В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.

Представитель Прокуратуры г. Севастополя Василенко С.Н., полномочия подтверждены служебным удостоверением, в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда первой инстанции.

        В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан, в том числе паспорт национального проекта «Образование».

Реализация федерального проекта носит межведомственный и системный характер, ведет к достижению целей других федеральных проектов национального проекта «Образование», а также способствует достижению целей других национальных проектов.

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

В рамках реализации федерального проекта планируется создать Центр цифровой трансформации образования, на базе которого будет осуществляться организационно-управленческая, методическая, аналитическая и экспертная деятельность, направленная на обеспечение высокого качества и доступности образования всех видов и уровней, а также обучение управленческих команд субъектов Российской Федерации.

Также будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, которая позволит во всех образовательных организациях на территории Российской Федерации создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать рутинные административные, управленческие и обеспечивающие процессы; проводить процедуры оценки качества образования. Будет обеспечена оптимизация деятельности образовательных организаций, перевод отчетности образовательных организаций в электронный вид и ее автоматическое формирование.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.

В соответствии с п. 24 Стандарта организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности, в том числе лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование» прокуратурой Нахимовского района г. Севастополя установлено, что в ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков. Указанные обстоятельства препятствуют достижению заданных результатов национального проекта «Образование», а также свидетельствуют о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.

В адрес директора ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» прокуратурой Нахимовского района г. Севастополя вынесено соответствующее представление от 6 мая 2022 года об устранении нарушений закона.

Из ответа директора ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» от 27 мая 2022 года № 149 следует, что в 2016-2018 годах администрацией школы в адрес Департамента образования и науки г. Севастополя направлялся «План мероприятий «дорожная карта» по этапному доведению образовательных организаций города Севастополя до средних по Российской Федерации значений показателей материально-технического обеспечения период 2016-2022 гг. ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18». Денежные средства на закупку оборудования по запросу ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» выделены не были. В настоящее время администрацией ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» направлен повторный запрос на приобретение оборудования кабинета английского языка (лингафонный кабинет).

До настоящего времени требования прокурора, изложенные в представлении, не устранены.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Положением о Департаменте образования и науки г. Севастополя, утв. Постановлением Правительства Севастополя от 1 сентября 2016 года № 828-ПП, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку отсутствие в образовательном учреждении лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков, влечет нарушение законодательства в области образования.

Поскольку выполнение государственных гарантий должно исполняться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения, Департамент образования и науки г. Севастополя, являющийся главным распорядителям бюджетных средств, обязано профинансировать образовательное учреждение для закупки оборудования для оснащения лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, а образовательное учреждение после получения финансирования обязано приобрести оборудование для лингафонного кабинета и произвести его оснащение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Неисполнение ГБОУ г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 18» своих обязанностей по организации в учебном заведении лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков, свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса, и как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Департамента образования и науки г. Севастополя необходимых денежных лимитов для осуществления финансирования образовательного учреждения с целью последующего приобретения оборудования для лингафонного кабинета, подлежат отклонению.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

С учетом изложенного, выполнение указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственных гарантий надлежит исполняться органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения.

В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте образования и науки г. Севастополя, утв. Постановлением Правительства Севастополя № 828-ПП от 1 сентября 2016 года, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки г. Севастополя.

В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент образования и науки г. Севастополя является главным распорядителем бюджетных средств.

Таким образом, полномочия по финансовому обеспечению приобретению лингафонного кабинета в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, в данном случае этими полномочиями наделен Департамент образования и науки г. Севастополя.

Отсутствие либо недостаточное количество у Департамента образования и науки г. Севастополя необходимых для этих целей денежных средств, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления гарантированных законом прав учащихся на общедоступное и бесплатное образование.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23 августа 2021 года № 590, который предусматривал оснащение кабинета иностранного языка основным оборудованием и техническими средствами, включающие в себя программное обеспечение для лингафонного кабинета, признан утратившим в силу, судебная коллегия отклоняет, поскольку из содержания иска не следует, что истец обосновал свои требования, этим приказом. При разрешении спора по существу суд первой инстанции также его не учитывал.

Доводы апеллянта о том, что в соответствии с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации образовательные организации самостоятельно определяют необходимость наличия лингафонного кабинета для обеспечения развития компетенций в соответствии с программой основного общего образования, судебная коллегия отклоняет, поскольку данные разъяснения носят рекомендательный характер, не содержат норм права и не являются их официальным толкованием.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 5 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента образования и науки города Севастополя – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 17 апреля 2023 года.

Председательствующий                     О.И. Жиляева

Судьи                                 Е.В. Балацкий

                                        О.И. Устинов

33-1277/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Нахимовского района г. Севастополя
Ответчики
Департамент образования города Севастополя
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя Средняя общеобразовательная школа №18
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Жиляева Ольга Ивановна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
15.03.2023Передача дела судье
17.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Передано в экспедицию
17.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее