Решение по делу № 33-3537/2024 от 22.03.2024

УИД: 05RS0038-01-2023-007569-03

номер дела в суде первой инстанции № 2-1049/2024

номер дела в суде апелляционной инстанции № 33-3537/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАНАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2024 года                                                                                  г. Махачкала

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

    председательствующего Загирова Н.В.,

    судей Минтемировой З.А., Чоракаева Т.Э.,

    при секретаре судебных заседаний Есояне А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курбанова Рамазана Ибрагимхалиловича к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о возложении обязанности установить очередность, по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности Зубайриева Г.А. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 30 января 2024 года.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Минтемировой З.А., судебная коллегия

установила:

Курбанов Р.И. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее – МВД по РД) о возложении обязанности изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 11 сентября 2014 года на 19 ноября 2013 года, а также предоставить преимущественное право, как имеющему троих несовершеннолетних детей, один из которых инвалид.

В обоснование иска указано, что истец является пенсионером МВД по РД, и на 19 ноября 2013 года, на момент подачи заявления, стаж службы составлял более 10 лет. Ранее единовременная социальная выплата или жилье не предоставлялись. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, он и члены его семьи не имеют.

С момента подачи документов и до настоящего времени истец больше каких-либо уведомлений или писем от ЦЖБК МВД по РД не получал. Зайдя на сайт МВД РФ он обнаружил, что был прият на учет для получения единовременной выплаты с составом семьи с 11 января 2014 года (учетное дело ).

В с вязи с чем полагает, что действия ответчика МВД по РД о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из даты вынесения решения ЦЖБК МВД по РД с 11 января 2014 года, незаконным и нарушающим принцип равенства постановки на учет и его право на своевременное получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления и документов, подтверждающих право на получение выплат, и их принятия ЦЖБК МВД по РД, а именно с 19 ноября 2013 года.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 30 января 2024 года постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о возложении обязанности установить очередность удовлетворить частично.

Обязать ответчика - МВД по Республике Дагестан (ИНН ) изменить дату постановки ФИО1 (паспорт серии ) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 11.09.2014 года на 19.11.2013 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к МВД по РД о предоставлении ему преимущественного права, так как имеет трех несовершеннолетних детей, один из которых инвалид отказать».

В апелляционной жалобе представитель ответчика МВД по РД по доверенности ФИО6 просит отменить решение суда первой инстанции, указав в обоснование доводов жалобы, что очередность предоставления единовременной выплаты, в том числе и преимущественное право на ее предоставление, определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления. День регистрации заявления в жилищной комиссии не может быть днем заседания комиссии, одновременно днем утверждения решения комиссии, а также днем постановки на учет.

Дата принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты должна быть установлена датой утверждения решения жилищной комиссии о принятии истцом на учет.

В пункте 20 Правил указано, что сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.

Данная норма предусматривает порядок приема заявления и документов сотрудника, а также порядок заполнения сведений о сотруднике, принятом на учет в книгу учета, а не порядок постановки на учет с даты подачи заявления и документов.

Согласно порядку формирования и ведения базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Между тем, при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные о дате, месте и времени судебного разбирательства, не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении судебного заседания не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Курбанов Р.И. проходил службу в рядах МВД по РД, и на момент подачи заявления его стаж службы в органах составлял более 10 лет.

<дата>, на основании Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», истец обратился к ответчику с заявлением, с приложением необходимых документов, о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Решением ЦЖБК МВД по РД истец поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол от <дата>, утвержден распоряжением МВД по РД <дата> ).

Указанные обстоятельства, а также право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, ответчиком не оспариваются.

Ранее единовременная социальная выплата или жилье Курбанову Р.И. и членам его семьи не предоставлялись, иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, он и члены его семьи не имеют.

Разрешая настоящий спор, и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положением Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> , оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, доводы и возражения сторон, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из того, что при определении порядка очередности, юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий – стаж службы и дата подачи заявления, тогда как действия ответчика по постановке истца на указанный учет с <дата>, то есть спустя значительный период времени с момента регистрации заявления истца в книге регистрации - <дата>, нарушают его права на своевременное получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения наравне с лицами, поставленными на соответствующий учет в 2013 году, поскольку в силу пункта 31 Правил данная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности их принятия на учет.

Судом исследован журнал № 42 приема заявлений и документов                       для принятия на учет для получения единовременной социальной                         выплаты для приобретения или строительства жилья, из которого следует, что заявление истца о постановке на учет для получения данной выплаты зарегистрировано в журнале <дата>, и ему присвоен .

В связи с изложенным, в целях восстановления нарушенного права истца, суд первой инстанции признал незаконными действия ответчика в части постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с <дата>, и возложил обязанность установить очередность и право истца на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с <дата>, то есть с даты регистрации его заявления, обязав внести соответствующие изменения в книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Разрешая спор в части требований истца о предоставлении преимущественного права в связи с наличием у него трех несовершеннолетних детей, один из которых инвалид, суд перовой инстанции, отказывая в иске в указанной части, исходил из того, что согласно результатам поиска по СНИЛС истца, представленного с официального сайта МВД России, истец отнесен к категории по приоритетному праву как семья, имеющая трех и более детей, в связи с чем приоритетное право истца ответчиком не нарушено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие правоотношения, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии со                                  статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о том, что датой принятия сотрудника на учет является дата и номер правового акта, утверждающего решение ЦЖБК МВД по РД о принятии на учет, а не дата подачи заявления, основанием для отмены судебного акта не являются. Указанные доводы являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от <дата> № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 4 этого Закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право по единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Закона).

Частью 10 статьи 4 Закона предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящий на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила).

Так, в силу пункта 2 Правил принятие на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5).

Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 указанных Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11).

Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (пункт 15).

Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (пункт 20).

Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.

Проанализировав положения Правил предоставления единовременной социальной выплаты, судебная коллегия полагает, что законодательно дата принятия на учет сотрудника не определена, сами сведения о сотруднике подлежат внесению с момента принятия решения. Между тем, при определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.

В силу положений абзаца 2 пункта 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8 и 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Закона.

Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что дата принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты должна быть установлена датой утверждения решения жилищной комиссии о принятии истца на учет, и при определении порядка очередности преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату, подлежат отклонению, поскольку учет лиц для получения единовременной выплаты должен соответствовать требованиям вышеприведенных правовых норм.

Более того, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно ответчик должен доказать законность своих действий при постановке истца на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Доказательств в обоснование своих доводов ответчиком не представлено.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении                           дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта,                   влияли на его обоснованность и законность, в связи с чем, изложенные в ней доводы не могут служить основаниями для отмены оспариваемого решения суда.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 30 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 20 мая 2024 года.

33-3537/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Курбанов Рамазан Ибрагимхалилович
Ответчики
МВД по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
25.03.2024Передача дела судье
26.04.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
23.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Передано в экспедицию
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее