Решение по делу № 33-2876/2023 от 21.02.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-2876/2023 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А

№ 2-4092/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Гордиенко О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2023 года гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:

Подлесной И.А.

судей:

Бондарева Р.В., Матвиенко Н.О.

при секретаре:

Затонском М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Алимовой Ремзие Рустамовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 декабря 2022 года

УСТАНОВИЛА

Истец Алимова Р.Р. обратилась к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.

При этом, Отделением в специальный стаж истца не были включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 декабря 2022 года исковые требования Алимовой Ремзие Рустамовны удовлетворены частично.

Признано незаконным решение Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части не принятия к учету для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов: <данные изъяты>.

Обязано Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым включить в специальный стаж Алимовой Ремзие Рустамовны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: <данные изъяты>

Обязано Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым назначить Алимовой Ремзие Рустамовне с 25.04.2019 года досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В удовлетворении остальной части требований Алимовой Ремзие Рустамовне - отказано.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым просит указанное решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В обосновании жалобы ответчик ссылается на то, что в специальный стаж истца не может быть включен период работы ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> поскольку запись об увольнении в трудовой книжке заверена печатью на узбекском языке, перевод отсутствует. Период работы имел место в Республике Узбекистан, подтверждающие документы, выданные компетентными органами отсутствуют. Период работы <данные изъяты> не подлежит включению в специальный стаж, так как акт проверки отсутствует, нет подтверждения выработки полной ставки. В жалобе также указано, что в специальный стаж не могут быть включены курсы повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ

В связи с реорганизацией ответчика в порядке ст. 44 ГПК РФ и постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.12.2022 г. № 361п о переименовании произведена его замена на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решения суда без изменения. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил.

Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, выплатное дело Алимовой Р.Р., проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению и не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции до 01.01.2020 г.).

Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Алимова Р.Р. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.

При этом, в специальный стаж истца не были включены, среди прочих, следующие периоды работы:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил требования истца, возложив на ответчика обязанность по включению в специальный стаж вышеуказанные периоды. Судебная коллегия с выводами суда соглашается, исходя из следующего.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года, в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Узбекистане) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из смысла приведенных норм следует, что справкой компетентных органов подтверждаются периоды работы, имевшие место после 1 января 2002 г.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках, работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

Подпунктом "м" пункта 1 названного установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются, в том числе:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Указанными списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотрена должности «учитель» и учреждения - образовательные учреждения: школы всех наименований.

Согласно записям в трудовой книжке серии ГТ-1 Алимова Р.Р. работала, в том числе: с <данные изъяты>

Факт работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ кроме записей в трудовой книжке подтверждаются справкой от ДД.ММ.ГГГГ , заверенной печатью и подписью директора <данные изъяты> с нотариально удостоверенным переводом на русский язык (л.д. 14-15).

Архивными справками <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается начисление Алимовой Р.Р. заработной платы за период ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-73, 76).

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> подтверждается начисление Алимова (Умаровой) Р.Р. заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 122 - 123).

В материалах выплатного дела также имеется справка , выданная ДД.ММ.ГГГГ заверенная печатью и подписью <данные изъяты>., с переводом на русский язык, подтверждающая период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 127).

Таким образом, спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается не только записью в трудовой книжке, но вышеуказанными справками.

Довод ответчика о том, что спорный период работы не может быть включен по трудовой книжке истца, так как нотариальный перевод печати не представлен, является несостоятельным, поскольку в материалах дела имеется нотариально заверенный перевод справки, подтверждающей спорный период работы.

Согласно пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Из пункта 6 указанные Правил следует, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Из трудовой книжке истца и представленных справок следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. Алимова Р.Р. работала <данные изъяты>. Следовательно, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж независимо от объема выполняемой ставки.

Судебная коллегия также полагает необходимым указать, что согласно имеющегося в материалах дела Протокола заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж Алимовой Р.Р. был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. (л.д. 51 оборот).

Довода Отделения о том, что периоды работы на территории Республики Узбекистан начиная с 01.01.2002, должны быть подтверждены справкой компетентных органов об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование судебная коллегия отклоняет, по следующим основаниям.Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Действующие в период обращения истца за назначением пенсии и утратившие силу с 01.01.2022 г. в связи с изданием Приказа Минтруда России от 05.08.2021 N 546н.

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");

регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Из материалов дела следует, что после обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости истцу было выдано уведомление, где указано, что Пенсионным фондом будет запрошен акт документальной проверки из компетентного органа Узбекистана относительно периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.

Запросы были направлены в Министерство народного образования Республики Узбекистан ДД.ММ.ГГГГ и в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ При этом запрос во <данные изъяты> на истребование акта документальной проверки по справкам о заработной плате, а также сведений об уплате страховых взносов был направлен Отделением только ДД.ММ.ГГГГ

Следовательно, в установленный законодателем 3-х месячный срок запрос сведений об уплате страховых взносов в компетентный орган Узбекистана Отделением отправлен не был; истец не была поставлена в известность о необходимости предоставления справки, подтверждающей уплату страховых взносов, выданной компетентным органом Узбекистана. При этом, Алимовой Р.Р. при обращение с заявлением о назначении пенсии были представлены справки о заработной плате за период ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, выданные <данные изъяты> В справках указано, что с заработной платы уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд (л.д. 103-104). В распоряжении Отделения также имелись справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, выданные <данные изъяты>, которые также содержат сведения о начислении страховых взносов в Пенсионный фонд (л.д. 72, 73, 76).

Таким образом, истец представила в пенсионный орган документы, подтверждающие трудовую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> а также сведения об уплате в спорный период страховых взносов.

Пенсионный орган, обязанность по запросу сведений об уплате страховых взносов из компетентного органа Узбекистана не выполнил.

В связи с принятием Федерального закона от 11.06.2022 N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" возможность получения сведений об уплате страховых взносов из компетентного органа Республики Узбекистан в настоящее время утрачена.

Таким образом, учитывая не выполнение пенсионным органом обязанности по запросу сведений об уплате страховых взносов из компетентного органа Республики Узбекистан, а также отсутствие у Алимовой Р.Р. возможности получить указанные сведения в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2022 N 175-ФЗ, судебная коллегия полагает возможным принять во внимание сведения об уплате страховых взносов, указанные в справках справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, выданных <данные изъяты>

Учитывая изложенное, у судебной коллегии нет оснований не согласиться с выводом суда о включении в специальный стаж Алимовой Р.Р. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

Разрешая требования, суд первой инстанции включил в специальный педагогический стаж Алимовой Р.Р. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Данными трудовой книжки истца подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ истец переведена на должность воспитателя ДУУ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ, запись ) и ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с должности воспитателя ДУУ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ, запись 11) (л.д. 11).

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> следует, что с ДД.ММ.ГГГГ выполнялись нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (л.д. 25).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>, Алимова Р.Р. с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность воспитателя на 1 ставку, ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с занимаемой должности (л.д. 126 оборот).

Таким образом, вышеуказанными справками, выданными работодателем подтверждается факт осуществления Алимовой Р.Р. трудовой деятельности в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1,0 ставку.

Кроме того, согласно имеющегося в материалах дела Протокола заседании Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж Алимовой Р.Р. был включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51 оборот).

Судебная коллегия также полагает необходимым указать, что АлимоваР.Р. является гражданкой Российской Федерации, была зарегистрирована на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года, что является основанием для применения к спорным правоотношениям Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (л.д. 6).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014 года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 № 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

Согласно пункту «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г. №1788-ХП работники образования, здравоохранения и социального обеспечения имеют право на пенсию за выслугу лет по достижении 55 лет и при наличии специального стажа работы по перечню, который утверждается в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.

Действующим в спорный период на территории Республики Крым Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет утвержденный Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г. № 909, включена работа, в том числе в дошкольных учебных заведениях, в должностях воспитателя.

Соблюдение нормы часов педагогической нагрузки в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет законодательством Украины предусмотрено не было. Судебная коллегия учитывает, что с 1.01.2004 года вступил в законную силу Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9.07.2003 года №1058-IV, в соответствии с которым страховым стажем является период (срок), на протяжении которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачено страховые взносы на сумму, не меньшей, чем минимальный страховой взнос. В страховой стаж каждый месяц работы засчитывается пропорционально уплаченным страховым взносам, а в специальный стаж, который дает право на пенсию по выслуге лет – засчитываются полные месяцы работы. При этом, расчет размера пенсии, в том числе за выслугу лет, основывался на показателе продолжительности страхового стажа (при недостаточности соответствующих коэффициентов страхового (трудового) стажа не могла быть начислена минимальная пенсионная плата).

Законодательством Российской Федерации не предусмотрены применительно к территории РК нормативные положения относительно особенностей исчисления специального стажа педагогических работников при невыполнении полной ставки (нагрузки).

Из изложенного следует, что действующим в спорный период законодательством Украины должность «воспитатель», занимаемая истцом подлежала включению в специальный стаж. При этом требований о выполнении нагрузки на полную ставку действующее законодательство не содержало.

Таким образом, у судебной коллегии нет оснований не согласиться с выводом суда о включении в специальный стаж Алимовой Р.Р. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд первой инстанции исходил из того, что в силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В связи с этим периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.

Поскольку направление Алимовой Р.Р. на курсы повышения квалификации было вызвано необходимостью профессиональной переподготовки, за ней в спорный период сохранялось как место работы и должность, так и средняя заработная плата.

В указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алимова Р.Р. работала в должности и в учреждении, работа в которых даёт ей право на назначение досрочной пенсии. В связи с этим время прохождение обучения на курсах должно расцениваться, как продолжение профессиональной деятельности истца и подлежит включению в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.

В силу ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Алимова Р.Р. обратилась за установлением досрочной пенсии ДД.ММ.ГГГГ; из служебной записки, представленной Отделением в суд первой инстанции следует, что в случае включения спорных периодов работы специальный стаж истца на дату подачи заявления составит – <данные изъяты>. Право на пенсию, по с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ с учетом повышения, предусмотренного п. 1.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ возникнет с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39). Следовательно, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2876/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Алимова Ремзие Рустамовна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
ОПФ по РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.02.2023Передача дела судье
21.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023Передано в экспедицию
11.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее