<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2017 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Булыгиной С.А.
при секретаре Волынкиной Т.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева <данные изъяты> к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеев Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в <данные изъяты>. Проживал в ветхом двухэтажном деревянном общежитии, на одного заключенного приходилось менее 3 кв.м жилой площади. Считает, что действиями должностных лиц был помещен в условия, не соответствующие действующим национальным и международным нормативным правовым актам. В отряде имелось всего три крана с холодной водой на 70-80 человек, горячей воды не было. Туалет находился на улице, в котором не было ни света, ни отопления, разделительные перегородки отсутствовали. Индивидуальные средства гигиены, рабочая спецодежда и обувь не выдавались. Отсутствовала возможность проведения досуга. При этом указывает, что содержался в условиях, унижающих человеческое достоинство и вызывающих чувство страха, безысходности и незащищенности. Вследствие ненадлежащих условий содержания в местах лишения свободы истцу были причинены нравственные, физические и моральные страдания. С учетом уточненных исковых требований, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В судебном заседании истец Алексеев Д.В. посредством применения системы видеоконференц-связи исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Считает, что условия его содержания не просто унизительные, они бесчеловечны, но за медицинской помощью, к должностным лицам, обеспечивающим условия содержания, он не обращался. Пояснил, что не обращался в суд в столь длительный период с даты перемещения из учреждения, условия содержания в котором он оспаривает, в связи с тем, что изучал законодательство. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, Скрипниченко Э.А., действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать, полагая, что необходимая совокупность условий для наступления ответственности в настоящем случае отсутствует, причинение истцу морального вреда не доказано. Оспариваемые действия указываются в период ДД.ММ.ГГГГ, а обратился истец в ДД.ММ.ГГГГ, факт длительности промежутка свидетельствует о том, что истец не испытывал страдания, кроме того, он не представляет документы, свидетельствующие о наличие причинения морального вреда. ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ о передислокации учреждения, в котором содержался истец, все номенклатурные дела уничтожены, невозможно установить условия в учреждении <адрес> Просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица – министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, представитель третьего лица ФКУ У-235/26-31 в судебное заседание не явились, о времени месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
При этом, в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 12.12.2013 "Дело "Хмель (Khmel) против Российской Федерации" (жалоба N 20383/04) разъяснено, что для того чтобы считаться обоснованным по смыслу статьи 8 Конвенции, вмешательство в право на уважение личной жизни должно быть "предусмотрено законом", преследовать одну или более законных целей, указанных в части 2 этой статьи и быть "необходимым в демократическом обществе".
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Названные конституционные положения корреспондируют пунктам 18, 19 и 21 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята 29 ноября 1985 года Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН), предусматривающим, что лица, которым был причинен вред, включая моральный ущерб, эмоциональные страдания в результате злоупотребления властью ("жертвы"), имеют право на компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.
При этом нормами гражданского законодательства конкретизирован порядок взыскания с причинителей вреда компенсации морального вреда.
В соответствии со ст.ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Согласно положений ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с пп.1 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
В силу пп.6 и 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 года №1314) ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
На основании ст. 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, или нарушающие его личные неимущественные права.
Как следует из ч. 2 ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из содержания перечисленных норм права, для удовлетворения требований о компенсации морального вреда необходимо установить факт нарушения личных неимущественных прав гражданина либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, необходимо установить факт наступления вреда, каких-либо негативных последствий для потерпевшего, противоправность причинителя вреда, а также причинную связь между вредом и противоправным поведением причинителя вреда, наличие вины причинителя вреда.
При этом сами по себе требования о компенсации морального вреда не могут быть рассмотрены и разрешены самостоятельно без установления реальных фактов причинения потерпевшему вреда, подтвержденных какими-либо достоверными доказательствами, а также вины (виновных действий или бездействия) причинителя вреда.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 Постановления от 20.12.1994 № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", суду необходимо по каждому делу выяснять, чем подтверждается факт причинения физических и нравственных страданий, какие именно нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, причинную связь между незаконными действиями и наступившими негативными последствиями (если таковые имелись) и др.
Как установлено в судебном заседании, из справки ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о перемещениях осужденного Алексеева Д.В. следует: ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>); ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> (<адрес>); ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>) (<адрес>); ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>). Освобожден по отбытии срока наказания ДД.ММ.ГГГГ из учреждения <данные изъяты>
В своем исковом заявлении истец Алексеев Д.В. указывает, что в спорный период времени условия его содержания <данные изъяты> были ненадлежащими, не соответствующими действующему законодательству, нарушение норм жилой площади на одного осужденного, отсутствие необходимых санитарно-гигиенических условий и должного материально-бытового обеспечения.
Приказом начальника ГУФСИН по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в наименовании штатного расписания колонии-поселения № объединения исправительных учреждений №… слова «Дислокация – <адрес>» заменить словами «Дислокация – <адрес>».
Архивной справкой ГУФСИН России по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что учреждение, в котором истец Алексеев Д.В. отбывал наказание в указанный в исковом заявлении период с ДД.ММ.ГГГГ – до освобождения по отбытии срока наказания ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> входило в перечень учреждений уголовно-исполнительной систему Красноярского УЛИУ ГУИН Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю, передислоцировано в <адрес> (условное наименование <данные изъяты>).
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. До сведения заключенных следует регулярно доводить наиболее важные новости, позволяя им читать газеты, журналы или особые тюремные издания, слушать радио и присутствовать на лекциях, или же при помощи любых других средств, допускаемых и контролируемых органами администрации.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (в редакции, действующей в период отбывания истцом срока наказания) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно ч.ч. 1-4 ст. 82 УИК Российской Федерации, режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях в частности не может быть менее двух квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)) (ч. 2 ст. 99 УИК РФ).
В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно представленного отзыва на исковое заявление представителя ФКУ ОИУ-26 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, предоставить запрошенную информацию не представляется возможным, так как номенклатурные дела, подтверждающие отсутствие нарушений прав осужденного, уничтожены по истечение срока хранения.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение указанных норм, истцом не представлено каких-либо относимых и допустимых доказательств совершения сотрудниками <данные изъяты> действий, направленных на умышленное унижение его достоинства как личности, причинение Алексееву Д.В. физических и нравственных страданий, содержания истца в ненадлежащих условиях в заявленный период, а также доказательств наличия вины ответчиков в причинении ему нравственных или физических страданий. Доводы истца основаны только на его устных пояснениях, не подкреплены никакими доказательствами.
Данные о фактическом состоянии жилого помещения, где содержался истец Алексеев Д.В. в ДД.ММ.ГГГГ, техническом и санитарном описании этого помещения, его реальной наполняемости, количестве квадратных метров на одного человека, а также о соответствии такой наполняемости количеству спальных мест в периоды содержания истца в учреждении <данные изъяты> не представляется возможным в связи с уничтожением всей учетной документации по истечению предусмотренных законом сроков ее хранения
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Алексеева Д.В. к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда в связи с указанными истцом условиями ненадлежащего содержания в № в период с ДД.ММ.ГГГГ и до освобождения по отбытии срока наказания ДД.ММ.ГГГГ следует отказать.
Относительно заявленных стороной ответчика последствий пропуска срока исковой давности, суд указывает следующее.
В соответствии со ст. ст. 195-196 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено, общий срок которой установлен в три года.
Согласно ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Согласно ст. 198 ГПК РФ, в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что истец указывает о нарушении своих прав в период с ДД.ММ.ГГГГ, из материалов дела следует, что истец обратился в суд с исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ года, датированным ДД.ММ.ГГГГ года.
Суд принимает во внимание, что требования заявлены в связи с предполагаемыми истцом нарушениями личных неимущественных прав, в связи с чем требует возместить причиненный моральный вред, при этом, положения ст. 208 ГК РФ предусматривают, что исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом, в связи с чем не соглашается с заявленным ходатайством стороны ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности.
По правилам ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина относится за счет соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Алексеева <данные изъяты> к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья С.А. Булыгина
Мотивированное решение составлено 29.12.2017 года.