61RS0012-01-2021-000294-46 дело № 2а-790/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» апреля 2021 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Донсковой М.А.
с участием старшего помощника прокурора Турченко М.А.,
при секретаре Коренец Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора г. Волгодонска Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц- жителей г. Волгодонска, участников дорожного движения к МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства, заинтересованное лицо: Администрации г. Волгодонска Ростовской области, ОГИБДД МУ МВД России «Волгодонское», ГУ МВД России по Ростовской области об обязании привести участок улично-дорожной сети в соответствии с ГОСТ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Волгодонска Ростовской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц – жителей г. Волгодонска, участников дорожного движения к Администрации г. Волгодонска, МКУ «ДСиГХ», заинтересованное лицо: Отдел ГИБДД МУ МВД России «Волгодонское», ГУ МВД России по Ростовской области об обязании привести участок улично-дорожной сети в соответствии с ГОСТ.
В обосновании заявленных требований Прокурор г. Волгодонска указал, что проведенной 02.12.2020 года проверкой прокуратуры г. Волгодонска с привлечением государственного инспектора Отдела ГИБДД МУ МВД «Волгодонское» Бакуменко И.В. проведено обследование эксплуатационного состояния в содержании улично - дорожной сети по пер. Первомайский около ГКОУ РО «Волгодонская специализированная школа-интернат «Восхождение» в г. Волгодонске Ростовской области, в ходе которой выявлены недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а именно: износ (разрушение) горизонтальной дородной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на нерегулируемом пешеходном переходе, а так же отсутствие дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью в границах не регулируемого пешеходного перехода согласно требованиям пункта 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических и юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Автодорога по пер. Первомайский в г. Волгодонске Ростовской области передана по договору безвозмездного пользования МО «Город Волгодонск» в МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства».
МКУ «ДСиГХ» является лицом, на которое возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог города. При должной осмотрительности и надлежащем исполнении возложенных на него обязанностей по содержанию улично-дорожной сети в безопасном состоянии, учреждение должно было самостоятельно выявить нарушение требований законодательства и приступить к устранению нарушений.
Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Прокурор г. Волгодонска, с учетом принятых судом уточнений просил суд обязать МКУ «ДСиГХ» принять меры по приведению в соответствие с п.6.3 ГОСР Р 50597-2017, п.5.6.1 ГОСТ Р 52289-2019 дорожное покрытие по пер. Первомайский, 75 около ГКОУ РО «Волгодонская специализированная школа-интернат «Восхождение» г. Волгодонска Ростовской области а именно нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход» и установить дублирующий дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью в границах регулируемого пешеходного перехода согласно требованиям п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019 над проезжей частью, имеющей две полосы движения в данном направлении.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Волгодонска Турченко М.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика МКУ «ДСиГХ» Крикунов Д.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, дополнительно пояснил, что поскольку дорога по пер. Первомайский имеет три полосы движения(две в одном и одну во встречном направлении), установка дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» требованиями ГОСТ Р 52289-2019. Не предусмотрена. Просил суд, в случае удовлетворения заявленных требований, учитывая объем работ, установить срок для исполнения решения суда в части требования об обязании нанести горизонтальную бело-желтую дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» до 01.06.2021, в части требования об обязании установить дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Волгодонска Чижик Р.В. поддержала позицию административного ответчика МКУ «ДСиГХ»
Заинтересованное лицо ОГИБДД МУ МВД России «Волгодонское», ГУ МВД России по Ростовской области надлежащим образом извещены судом о месте и времени судебного заседания, явку представителя не обеспечили в судебное заседание.
Суд с учетом мнения прокурора счел возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившихся сторон в порядке ч.6 ст.226 КАС РФ.
Выслушав прокурора, изучив все представленные по делу доказательства и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Кроме того, в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 вышеуказанного Закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, автомобильная дорога по пер. Первомайский в г. Волгодонске Ростовской области принадлежит муниципальному образованию «город Волгодонск» и находится на балансе у МКУ «ДСиГХ».
Также судом установлено, что указанная дорога является транспортно-пешеходной, общего пользования, относится к дорогам местного значения.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены также в ч. 6 ст. 13 Закона N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие "содержание автомобильной дороги" раскрыто в п. 12 ст. 3 данного Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, ч. ч. 1, 2, 3, ст. 17 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст) установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния ( транспортно- эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а так же предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Пунктом 6.3 ГОСТ Р 50597-2017. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст) дорог и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953 форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утв. Проектом (схемой) организации дорожного движения.
В силу абз.6 п.5.1.6 «ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в населенных пунктах на дорогах с двусторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а так же на дорогаз с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части.
02.12.2020 года проверкой прокуратуры г. Волгодонска с привлечением государственного инспектора Отдела ГИБДД МУ МВД «Волгодонское» Бакуменко И.В. проведено обследование эксплуатационного состояния в содержании улично - дорожной сети по пер. Первомайский около ГКОУ РО «Волгодонская специализированная школа-интернат «Восхождение» в г, Волгодонске Ростовской области, в ходе которой выявлены недостатки эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, а именно: износ (разрушение) горизонтальной дородной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на нерегулируемом пешеходном переходе, а так же отсутствие дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью в границах не регулируемого пешеходного перехода согласно требованиям пункта 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2019.
По мнению суда, отсутствие дорожной разметки 1.14.1 «Зебра» и отсутствие дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью в границах регулируемого пешеходного перехода угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно проекту организации дорожного движения муниципального образования «Город Волгодонск», автодорога по пер. Первомайский является трехполосной: имеет две полосы для движения по направлению от ул. Морская в направлении ул. Степная и одну полосу, для движения в противоположном направлении.
В силу абз.6 п.5.1.6 «ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в населенных пунктах на дорогах с двусторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а так же на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста государственный инспектор Отдела ГИБДД МУ МВД «Волгодонское» Бакуменко И.В. пояснил, что поскольку автодорога по пер. Первомайский имеет три полосы для движения- две в одну, одну в другую, установка дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» в соответствии п.5.1.6 «ГОСТ Р 52289-2019 должна быть произведена над проезжей частью в направлении, где имеется две полосы для движения.
Поскольку в судебном заседании с достоверностью установлено, что автодорога по пер. Первомайский имеет две полосы для движения по направлению от ул. Морская в направлении ул. Степная, то в соответствии п.5.1.6 «ГОСТ Р 52289-2019, должен быть установлен дублирующий дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью в данном направлении, а ссылка административного ответчика на тот факт, что в соответствии с п.5.1.6 «ГОСТ Р 52289-2019 установка дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью, не предусмотрена, основано на неверном толковании норм права.
МКУ «ДСиГХ» является лицом, на которое возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог города. Пунктом 2.4.7 Устава определено, что Учреждение осуществляет организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации: обеспечение выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и инженерных сооружений на них; разработка предложений в части формирования расходов местного бюджета на развитие и совершенствование муниципальных дорог и улиц; управление муниципальными дорогами и имуществом, необходимым для их эксплуатации; формирование сети муниципальных дорог, линий транспорта и организация их эксплуатации; контроль соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации (зимнее и летнее содержание) установленным правилам, стандартам, техническим нормам; разработка и реализация муниципальных программ развития и совершенствования дорожной деятельности на территории муниципального образования; выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения; расчёт платы за перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения. При должной осмотрительности и надлежащем исполнении возложенных на него обязанностей по содержанию улично-дорожной сети в безопасном состоянии, учреждение должно было самостоятельно выявить нарушение требований законодательства и приступить к устранению нарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие МКУ «ДСиГХ» нарушает права граждан, на надлежащую организацию безопасности дорожного движения и безопасное передвижение по пешеходному переходу.
В данном случае круг лиц, в защиту которого выступает прокурор является неопределенным, в связи с тем, что не представляется возможным установить точное количество граждан и индивидуализировать каждого гражданина в границах муниципального образования «Город Волгодонск», чьи права на обеспечение и гарантирование безопасности дорожного движения и комфортное передвижение по пешеходным переходам были нарушены бездействием должностных лиц МКУ «ДСиГХ». Соответственно, Прокурор г. Волгодонска обращаясь в суд с настоящим административным иском действует в рамках ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
С учетом изложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Рассматривая ходатайство административного ответчика об установлении сроков исполнения рушения суда со ссылкой на заключенный 15.02.2021 между МКУ «ДСиГХ» и ООО «ТрансСигнал» муниципальный контракт №0158300039821000002, суд приходит к следующему.
Предметом муниципального контракта №0158300039821000002, заключенного 15.02.2021 между МКУ «ДСиГХ» и ООО «ТрансСигнал» является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории МО «Город Волгодонск», являются в том числе работы по нанесению вновь и восстановлению изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе, на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки, и согласно техническому заданию, а так же работы по установлению дублирующих знаков. Автодорога по пер. Первомайский в г. Волгодонске включена в перечень мест выполнения работ по контракту. В п.4.1 муниципального контракта начало выполнения работ установлено с момента заключения муниципального контракта, а окончание выполнения работ - 10.12.2021.
Учитывая тот факт, что безопасность граждан, участников дорожного движения не может быть поставлена в зависимость от согласования с Подрядчиком общих сроков выполнения муниципального контракта, а так же от необходимости выделения дополнительных денежных средств из местного бюджета, в целях соблюдения прав человека на обеспечение безопасности дорожного движения суд приходит к выводу, что выявленные нарушения подлежат устранению административными ответчиками в соответствии с требованиями федерального законодательства в области безопасности дорожного движения.
Согласно положениям ст.178 КАС РФ, при принятии решения, суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Согласно ч.6 п.2 ст.180 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе, указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Учитывая фактические обстоятельства дела, характер объёма работ и финансовое обеспечение, суд полагает возможным установить срок, в течение которого МКУ «ДСиГХ» должно быть исполнено решение до 01.06.2021.
С учетом изложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 309 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Прокурора г. Волгодонска Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц- жителей г. Волгодонска, участников дорожного движения к МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства, заинтересованное лицо: Администрации г. Волгодонска Ростовской области, ОГИБДД МУ МВД России «Волгодонское», ГУ МВД России по Ростовской области об обязании привести участок улично-дорожной сети в соответствии с ГОСТ, удовлетворить.
Обязать МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства принять меры по приведению в соответствие с ГОСТ Р 52289-2019 пешеходного перехода по пер. Первомайский, 75 около ГКОУ РО «Волгодонская специализированная школа-интернат «Восхождение» а именно нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Пешеходный переход» и установить дублирующий дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью в границах регулируемого пешеходного перехода, согласно требованиям п.5.6.1 ГОСТ Р 52289-2019 над проезжей частью, имеющей две полосы движения в данном направлении в срок до 01.06.2021года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме принято 24.04.2021 года.