Дело № 21-646/2024
№ 12-827/2024
Р Е Ш Е Н И Е
13 августа 2024 года судья Воронежского областного суда Кобзева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе Дергунова Владимира Васильевича на решение судьи Острогожского районного суда Воронежской области от 31 мая 2024 года дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дергунова Владимира Васильевича,
(судья районного суда Горохов С.Ю.)
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Юго-Восточного МУГАДН ЦФО Чехлыстовой Н.А. № 10610500230607022746 от 7 июня 2023 года Дергунов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб. (л.д. 17).
Решением судьи Острогожского районного суда Воронежской области от 31 мая 2024 года постановление государственного инспектора Юго-Восточного МУГАДН ЦФО Чехлыстовой Н.А. № 10610500230607022746 от 7 июня 2023 года оставлено без изменения, жалоба Дергунова В.В. – без удовлетворения (л.д.102-105).
В жалобе Дергунов В.В. просит об отмене постановления государственного инспектора Юго-Восточного МУГАДН ЦФО Чехлыстовой Н.А. № 10610500230607022746 от 7 июня 2023 года и решения судьи Острогожского районного суда Воронежской области от 31 мая 2024 года, прекращении производства по делу (л.д.108-111).
В судебном заседании защитник Дергунова В.В. по ордеру Пискленов Н.С. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, представил ходатайство Дергунова В.В. о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие.
Проверив в полном объеме материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения явившегося лица, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно пункту 23.1 Правил дорожного движения Российской Федерации масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 23.5 Правил дорожного движения).
В силу пункта 6 Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам; владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена соответствующая информация; транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
Статьей 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно положениям части 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Как указано в постановлении: 19 апреля 2023 года в 07 часов 30 минут на автомобильной дороге Воронеж – Луганск 104 км+620 м, на территории Острогожского района Воронежской области 2-осное транспортное средство 6518М7 на шасси MAN TGL 12 18, государственный регистрационный знак № в нарушение требований пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» осуществляло перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту №17618 измерения параметров транспортного средства превысило предельно допустимый показатель по нагрузке на ось № 2 на 31,94 % (1,597 т.), двигаясь с массой 6,597 т. на ось № 2 при допустимой 5,000 т. (л.д. 17).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения собственника транспортного средства Дергунова В.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оставляя жалобу Дергунова В.В. на постановление от 7 июня 2023 года без удовлетворения, судья районного суда мотивировал свои выводы тем, что факт совершения Дергуновым В.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе, актом № 17 618 от 19 апреля 2023 года результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Оснований усомниться в правильности показаний технического средства измерений суд не усмотрел.
С состоявшимся по делу решением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судья должен выяснить причину неявки в судебное заседание лица, в отношении которого вынесено постановление, а также вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц, и принять решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Таким образом, по смыслу положений пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях создание условий, необходимых для реализации права на защиту на стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, предполагает обязанность суда в соответствии с требованием части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях известить лицо, привлекаемое к административной ответственности о месте и времени рассмотрения дела и предоставить ему возможность участвовать в судебном заседании.
Из материалов дела усматривается, что Дергунов В.В. в судебном заседании 31 мая 2024 года при рассмотрении дела об административном правонарушении не присутствовал. В решении от 31 мая 2024 года указано, что Дергунов В.В. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, но в судебное заседание не явился.
Вместе с тем в материалах дела имеется отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 39785564461864 в адрес Дергунова В.В., согласно которому почтовая корреспонденция 23 мая 2024 года принята в отделении связи, 27 мая 2024 года прибыла в место вручения, 27 мая 2024 года вручено извещение (л.д.99), однако сведений об осуществлении попытки вручения, вручения адресату корреспонденции или возвращения отправления отчет об отслеживании корреспонденции не содержит.
Таким образом, Дергунов В.В., привлекаемый к административной ответственности, в установленном статьями 25.1, 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, о времени и месте рассмотрения дела на момент вынесения решения районным судом не извещен, сведений об его надлежащем извещении в деле не имеется, в связи с чем судья районного суда, рассмотрев дело 31 мая 2024 года в отсутствии Дергунова В.В., нарушил право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, представление доказательств.
Допущенное процессуальное нарушение воспрепятствовало всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, как регламентировано требованиями статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения Воронежской области, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 30 декабря 2005 года № 1239, автомобильная дорога Воронеж-Луганск относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального или муниципального значения категории II, рассчитанной на нормативную нагрузку 10,5 тонн на ось для осей с односкатными колесами и 11,5 тонн для осей с двускатными колесами.
Приказом департамента дорожной деятельности Воронежской области № 39 от 6 марта 2023 года, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 10 марта 2023 года, в период с 10 апреля 2023 года по 30 апреля 2023 года введены временные ограничения движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или муниципального значения Воронежской области, с установлением предельно допустимой нагрузки на ось в размере 5 тонн.
Вменяемое административное правонарушение совершено в период действия указанного приказа и ограничения допустимой нагрузки на ось в размере 5 тонн.
Дергунов В.В. в жалобе, поданной в районный суд, указывал, что допустимая нагрузка на ось транспортного средства соответствовала требованиям приложения № 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», транспортное средство использовалось в заводской конфигурации, без каких-либо модификаций, которые способствовали бы повышению грузоподъемности.
К жалобе был приложен маршрутный лист № UT000010445 от 18 апреля 2023 года, согласно которому вес перевозимого груза составил 4433,16 кг (л.д.6-8).
Согласно статье 14 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу частей 3,4 статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Из пункта 18 Приказа Минтранса России от 12 августа 2011 года № 211 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам» следует, что временное ограничение движения осуществляется в весенний период - путем установки дорожных знаков 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» со знаками дополнительной информации (таблички) 8.20.1 и 8.20.2 «Тип тележки транспортных средств», предусмотренных Правилами дорожного движения.
Из представленных в материалы дела фотоматериалов и схемы организации дорожного движения, утвержденной 30 августа 2022 года, не следует, что предупредительные знаки о введенном ограничении в виде допустимой нагрузки на ось в размере 5 тонн были установлены перед пунктом весового контроля (л.д. 17-18,71-73), иных материалов судьей районного суда не запрашивалось.
Указанные обстоятельства судьей первой инстанции исследованы не были, надлежащей правовой оценки не получили, суд не мотивировал вывод о том, что отсутствие дорожного знака 3.12 не исключает в действиях лица наличие состава административного правонарушения, что свидетельствует о нарушении принципа всесторонности и полноты рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда от 31 мая 2024 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных статьями 24.1, 25.1 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а дело в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит возвращению на новое рассмотрение в тот же районный суд.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное и принять по делу решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Острогожского районного суда Воронежской области от 31 мая 2024 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же районный суд.
Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационной суд общей юрисдикции.
Судья областного суда И.В. Кобзева