по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028г. Йошкар-Ола 28 января 2022 года
ул.Баумана 91 А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл
Сабирьянов Р.Я.,
с участием защитника ЗАО «Марийхимчистка» Мухина А.Н.,
представителя Марийского территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора, Чернышева П.М.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя ЗАО «Марийхимчистка» Мухина А.М. на постановление № 42-18-2021-2436 о назначении административного наказания, вынесенное начальником отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Марийского территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора Алябышевым С.А. от 29 ноября 2021 года, которым
Закрытое акционерное общество «Марийхимчистка», <иные данные>, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшееся,
привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 42-18-2021-2436 о назначении административного наказания от 29 ноября 2021 года, вынесенным начальником отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского Управления Ростехнадзора, ЗАО «Марийхимчистка» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник ЗАО «Марийхимчистка» Мухина А.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить в части размера административного штрафа и изменить его предупреждением, в противном случае назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального.
В обоснование жалобы указал, что в соответствии с данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства заявитель является малым предприятием, то есть субъектом малого и среднего предпринимательства. Основной вид деятельности заявителя - стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий (ОКВЭД 96.01) - включен в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Характер деятельности заявителя является социально значимым, связан с предоставлением бытовых услуг населению (стирка, химчистка).
Административное правонарушение совершено заявителем впервые, выявлено в ходе осуществления государственного надзора.
В результате совершенного правонарушения отсутствуют причинение вреда, возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, также отсутствует имущественный ущерб.
При наличии данных обстоятельств заявитель полагает, назначенное административным органом наказание в виде штрафа не отвечает требованиям справедливости и соразмерности по отношению к вменяемому деянию, подлежит замене на предупреждение.
Указанное соответствует части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, Постановлению Правительства России от 03.04.2020 № 434.
Кроме того, заявителем признается вина в совершении административного правонарушения, осуществлены следующие действия, направленные на добровольное прекращение противоправного поведения:
1. ЗАО "Марийхимчистка" инициировано проведение внеплановой внутренней проверки соблюдения требований промышленной безопасности;
2. ЗАО "Марийхимчистка" утвержден План мероприятий по устранению нарушений требований, отмеченных в Предписании об устранении выявленных нарушений №43-18-13/36/10/2-684 от 22.11.2021;
3. Между ЗАО "Марийхимчистка" и ООО "СПЕЦГАЗСТРОЙ" заключен договор о выполнении строительно-монтажных работ № 25 от 01.12.2021, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика ремонт газопровода и замену опоры на объекте "Сеть газопотребления ЗАО "Марийхимчистка", сдать объект заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его, что направлено на устранение допущенных нарушений.
На 09 декабря 2021 года заявителем устранены нарушения, указанные в пунктах 4, 5, 17, 22-26, 30, 38, 40, 42 Плана мероприятий по устранению нарушений. Надлежащим образом оформлены журнал сменный журнал ХВО, сменный журнал, паспорт на паровой котел Е-1,0-0,9 Г-3 ГОСТ 3619-82. Фотографии, подтверждающие устранение нарушений, указанных в пунктах 24, 25, 38, 40, 42, представлены в Приложении;
4. За нарушение требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте привлечены к дисциплинарной ответственности начальник котельной ПВИ и техник-электрик ЛАВ.
Указанные обстоятельства являются смягчающими административную ответственность, Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
В связи с указанным назначенное административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей не соответствует принципам справедливости и соразмерности по отношению к вменяемому деянию и подлежит существенному снижению с учетом смягчающих обстоятельств, Имеются основания для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального, а именно снижения размера назначенного штрафа до 100 000 рублей.
В судебном заседании представитель ЗАО «Марийхимчистка» Мухин А.Н., доводы и требования жалобы поддержал.
Представитель Марийского территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора Чернышев П.М. считает, что постановление вынесено законно и обоснованно, оснований для его изменения либо отмены не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений статей 5, 9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" административному органу предоставлены полномочия, в том числе осуществлять контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Ростехнадзор осуществляет деятельность непосредственно через свои территориальные органы.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Ростехнадзор имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6 Положения).
Ростехнадзор регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государственный реестр (пункт 5.3.5 Положения).
Таким образом, Ростехнадзор является специализированным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за исполнением требований Закона о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
В соответствии с возложенными на него задачами Приволжское управление Ростехнадзора организует и проводит проверки по надзору и контролю за соблюдением юридическим и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, по надзору и контролю за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожарных производственных объектов.
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Из материалов дела следует, что в период с «12» ноября по «22» ноября 2021 года Приволжским управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка Закрытого акционерного общества «Марийхимчистка» на основании решения Приволжского управления Ростехнадзора № Р-291-65-рш от 03.11.2021 «О проведении выездной проверки плановой».
ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут, в ходе плановой проверки
ЗАО «Марийхимчистка» выявлены нарушения требований промышленной безопасности, допущенные при эксплуатации опасного производственного объекта III класса опасности: сеть газопотребления ЗАО "Марийхимчистка", рег. <иные данные> по адресу: <адрес>, а именно:
1. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. <иные данные>, имеется прогиб наружного надземного газопровода высокого давления O108мм - в нарушении пункта 1 статьи 9, Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15.12.2020 (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 № 61962); подпункта в) пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
2. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. № №, имеется изгиб опоры наружного надземного газопровода высокого давления O108мм - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997; пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15.12.2020 (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 № 61962); подпункта г) пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
3. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. №, отсутствуют габаритные знаки в местах проезда автотранспорта под надземным газопроводом высокого давления O108мм - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997; пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15.12.2020 (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 № 61962); подпункта ж) пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
4. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. № №, имеется нарушение изоляционного покрытия (окраска) газопроводов ГРУ – в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; пункты 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №); подпункта е) пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;
5. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. № №, имеется нарушение изоляционного покрытия (окраска) внутренних газопроводов низкого давления к котлам «Термотехник ТТ-50-250» - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №); подпункта е) пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;
6. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. № №, надземный газопровод высокого давления O108мм, вплотную соприкасается с надземным газопроводом высокого давления O108мм - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №); подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;
7. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. № №, пространство между футлярами сбросных/продувочных газопроводов и потолочным перекрытием здания котельной не заделано цементным раствором, бетоном и т.п. на всю толщину пересекаемой конструкции – в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №); пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; пункта 5.1.5 СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 (с Изменениями №, 2); пункта 22 Перечня документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и осуществления оценки соответствия, утвержденного распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;
8. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. № №, пространство между футлярами сбросных/продувочных газопроводов и потолочным перекрытием здания котельной не заделано эластичным материалом на всю толщину пересекаемой конструкции - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; пунктов 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №); пункта 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; пункта 5.1.5 СП 62.13330.2011 Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 (с Изменениями №, 2); пункта 22 Перечня документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и осуществления оценки соответствия, утвержденного распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;
9. положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ЗАО «Марийхимчистка» не изменено в связи с изменениями требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля – в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года № 2168; подпункта з) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
10. положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте ЗАО «Марийхимчистка» их учета и анализа, не учитывает соответствующие требования, установленные Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503 - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 29 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503; подпункта у) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
11. планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», «Сеть газопотребления химчистки» не изменены в связи с изменениями требований промышленной безопасности – в нарушении пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997; подпункта б) пункта 7 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 №1437; подпункта н) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
12. Отсутствуют (не представлены) документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности подземного газопровода высокого давления O108мм – 55 м, входящего в состав опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. № № – в нарушениипункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; подпункта а) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661; пункта 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ;
13. Отсутствует (не представлена) проектная документация на газопровод высокого давления, входящего в состав опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. № № - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15.12.2020 (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 № 61962); подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
14. на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. № № не проведена экспертиза промышленной безопасности подземного газопровода высокого давления O108мм – 55 м, (год ввода в эксплуатацию 1987) в связи с отсутствием проектной документации - в нарушении пункта 1 статьи 9, пункт 2 статьи 7, пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора № 420 от 20.10.2020 (зарегистрирован в Минюсте России 11.12.2020 № 61391); подпункта к) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
15. отсутствует (не представлена) проектная документация на внутренний газопровод низкого давления котельной, входящего в состав опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. № № - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15.12.2020 (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 № 61962); подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
16. при осуществлении идентификации опасного производственного объекта III класса опасности «Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка», рег. № №, не верно учтены все количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта, а именно в сведениях, характеризующих ОПО: -отсутствуют сведения о газогорелочных устройствах котлов марки Термотехник ТТ-50-250 зав.№№, №; котла парового Е<иные данные> зав.№; - не внесены изменения по параметру величины рабочего давления сниженного по результатам экспертизы промышленной безопасности №-ТУ-04612-2021; - неверно указан регистрационный номер котла, а так же не указана величина рабочей температуры котла парового Е-1,0-0,9Г-3 - в нарушении Пункт 5 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пунктов 6, 7 Требований к регистрации объектов государственном реестре опасных производственных объектов и ведению реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471; подпункта р) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
17. в журнал ремонтов котла парового рег. № зав. № не вносятся сведения о ремонтах согласно графика ППР котельной – в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 203 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
18. не представлена проектная документация на установку котла парового рег. № зав. № и трубопровода пара от котла парового рег. № зав. № - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 203 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
19. не представлены документы подтверждающие проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию трубопровода пара от котла парового рег. № зав. № – в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; подпункта и) пункта 228 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта г) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
20. на вывешенной табличке оборудования - котел паровой рег. № зав. № не указаны в соответствии с требованиями: - номер оборудования по системе нумерации, принятой в эксплуатирующей организацией; - разрешённые параметры (температура рабочей среды); - даты следующего наружного и внутреннего осмотров (НВО) котла (раз в год); - дата истечения срока службы, установленного организацией-изготовителем или указанного в заключении экспертизы промышленной безопасности - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 220 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта г) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
21. задвижки на трубопроводах в пределах парового котла рег. № находятся в ненадлежащем эксплуатационном состоянии (коррозия) - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пунктов 228, 272 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта г) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
22. не представлен протокол проверки знаний один раз в 12 месяцев слесаря КАД, обслуживающего оборудование под давлением - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пунктов 238, 239 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта е) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
23. в журнале ХВО отсутствуют сведения о проверке записей персонала ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 236 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта г) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
24. перед манометром на подпиточном насосе не установлен трёхходовой кран или другое аналогичное устройство - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пунктов 271, 272 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта г) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
25. ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию парового котла не обеспечено содержание парового котла рег. №, зав. № в исправном состоянии (трещина в смотровом стекле топки котла) - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; подпункт а) пункта 236 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункт г) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
26. распорядительным документом по организации не установлен порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением, организации учёта оборудования под давлением и учёта его освидетельствований (в бумажном или электронном виде)- в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 228 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
27. не представлен документ подтверждающий проверку исправности взрывных клапанов не реже одного раза в смену - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 303 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020
№ 61998; подпункта г) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
28. не представлена инструкция устанавливающая действия работников в аварийных ситуациях (в том числе при аварии) при эксплуатации оборудования под давлением на опасном производственном объекте Сеть газопотребления ЗАО «Марийхимчистка» рег. № № - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 386 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
29. у главного инженера ЗАО «Марийхимчистка» ЕАС, являющегося ответственным за осуществление производственного контроля (приказ №-П от ДД.ММ.ГГГГ), отсутствует дополнительное профессиональное образование в области требований промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением - в нарушении пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; подпункта е) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
30. наружный и внутренний осмотр парового котла рег. № зав. № проводится без участия ответственного за производственный контроль (отсутствует подпись) - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 410 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта г) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
31. не представлены паспорта запорной арматуры трубопроводов в пределах котла парового рег.№ зав. № - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 236 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта г) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661;
32. На запорной арматуре трубопроводов котла парового рег.№ зав.
№ или на специальной бирке не нанесены названия и номера согласно технологической схемы - в нарушении пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997; пункта 370 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора № 536 от 15.12.2020, зарег. в Минюсте России 31.12.2020 № 61998; подпункта с) пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1661.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При надлежащем выполнении и соблюдении обществом вышеназванных норм, должной внимательности и осмотрительности имело возможность избежать совершения административного правонарушения. Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что им не были приняты достаточные и все зависящие от нее меры для соблюдения указанных требований.
Переходя к юридической оценке совершенного, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что вина ЗАО «Марийхимчистка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, т.е. нарушение требований промышленной безопасности опасного производственного объекта.
Фактические обстоятельства вменяемого обществу административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором подробно описано событие правонарушения; решением о проведении внеплановой проверки ЗАО «Марийхимчистка» от ДД.ММ.ГГГГ, Актом выездной проверки ЗАО «Марийхимчистка» от ДД.ММ.ГГГГ в котором отражены все вышеуказанные нарушения, протоколом осмотра сети газопотребления ЗАО "Марийхимчистка", рег. № № наружного надземного и подземного газопровода высокого давления, котельной с ГРУ, внутренними газопроводами, котлами «Термотехник ТТ-50-250» - 2 шт., паровым котлом «Е-0,10-09Г-3» от 12 и ДД.ММ.ГГГГ и протоколом осмотра котла парового рег. № зав. №, трубопровода котла парового рег. № зав. № по адресу: <адрес>, где представители общества замечания к протоколам не имели), картой учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов рег. № № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушении, и другими материалами дела, получившими должную оценку на предмет достоверности, допустимости, относимости и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Предоставленный защитником МАН баланс разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию газовых сетей, подписанного после ДД.ММ.ГГГГ о принадлежности к трубопроводу высокого давления ООО «Газпром» газораспределение Йошкар-Ола», принять нельзя, поскольку на день проведения вышеуказанной проверки данный участок газопровода находился на балансе и в эксплуатации потребителя, что подтверждается Актом разграничения балансовой принадлежности, действовавшего на день проверки, и сведениями о характеристике опасного производственного объекта ЗАО «Марийхимчистка».
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Из буквального содержания части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий и только к субъектам малого и среднего предпринимательства.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем, из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, поскольку выявленные вышеуказанные нарушения могли привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, не соблюдение которых создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Данные выводы основаны на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.
ЗАО «Марийхимчистка» относится к субъектам малого предпринимательства с кодом и наименованием вида деятельности – 96.01 – стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделии.
Данный вид деятельности входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Вместе с этим, согласно частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающее дело об административном правонарушений, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом положении 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, приведенных выше обстоятельств, с учетом характера, степени вины, имущественного положения общества, которое относится к пострадавшему в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица административный штраф в размере 200 000 рублей, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, назначенный должностным лицом, подлежит снижению ниже низшего предела, но до размера не менее половины минимального размера.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № 42-18-2021-2436 начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Марийского территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора от 29 ноября 2021 года о признании ЗАО «Марийхимчистка» виновным по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначении административного штрафа в сумме 200000 рублей, изменить, снизив размер штрафа ниже минимального размера, установленного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначить ЗАО «Марийхимчистка» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.Я. Сабирьянов