Дело № 2а-1-292/2020
УИД 33RS0017-01-2020-000375-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 июня 2020 года
г. Собинка Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Стародубцевой А.В.,
при секретаре Абрамовой Н.С.,
с участием административного истца Марышева С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марышева С. Н. к администрации Собинского района Владимирской области о признании незаконным решения о приостановлении рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Марышев С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Собинского района Владимирской области о признании незаконным решения о приостановлении рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и обязании совершить определенные действия.
В обоснование административного иска Марышевым С.Н. указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: <...>. 26 февраля 2020 г. Марышев С.Н. обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земель, находящихся в частной собственности, однако, 4 марта 2020 г. получил ответ о приостановлении рассмотрения данного заявления по причине нахождения на рассмотрении ранее поступившего заявления администрации МО Куриловское сельское поселение об утверждении схемы расположения по образованию земельного участка из земель, за счет которых Марышев С.Н. планирует провести данное перераспределение. Полагает данный ответ незаконным и просит обязать административного ответчика рассмотреть его заявление.
Определением судьи от 1 апреля 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация МО Куриловское сельское поселение (л.д. 19).
В судебном заседании административный истец Марышев С.Н. административные исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные выше доводы. На основании ч. 1 ст. 46 КАС РФ заявление Марышева С.Н. об уточнении заявленных требований не принято судом к рассмотрению, поскольку одновременное изменение предмета и основания административного иска не допускается.
Представители административного ответчика администрации Собинского района Владимирской области и заинтересованного лица администрации МО Куриловское сельское поселение в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела; ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие (л.д. 79, 88).
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика администрации Собинского района Владимирской области Миронычева В.В. административные исковые требования Марышева С.Н. не признала. Возражения мотивировала тем, что 26 февраля 2020 г. Марышев С.Н. обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, рассмотрение которого было приостановлено в связи с нахождением на рассмотрении ранее поступившего заявления администрации МО Куриловское сельское поселение от 25 февраля 2020 г. об утверждении схемы расположения земельного участка, за счет которого административный истец планирует провести перераспределение. О приостановлении рассмотрения заявления Марышеву С.Н. был дан ответ от 4 марта 2020 г. Полагала, что данный ответ соответствует положениям ч. 6 ст. 39.15 ЗК РФ. Кроме того, указала на то, что 13 марта 2020 г. постановлением главы администрации Собинского района Владимирской области NN Марышеву С.Н. отказано в утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером NN, находящегося в его собственности, в связи с совпадением местоположения перераспределяемых земель, находящихся в государственной собственности, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. Просила отказать Марышеву С.Н. в удовлетворении административного иска (л.д. 45-46, 66-68).
Представитель заинтересованного лица администрации МО Куриловское сельское поселение Арабей О.В. полагал административные исковые требования Марышева С.Н. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным представителем администрации Собинского района Владимирской области Миронычевой В.В. Дополнительно указал на то, что земельный участок оформлен администрацией МО Куриловское сельское поселение в порядке очередности и в настоящее время стоит на государственном кадастровом учете.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения административного истца Марышева С.Н., судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, учитывая, что их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, являются несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением, действием (бездействием).
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земельных участков предусмотрено ст. 11.7 ЗК РФ.
Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 11.8 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Устава Собинского района, принятого решением Совета народных депутатов Собинского района от 31 марта 2010 г. № 36/4, Собинский район Владимирской области имеет статус муниципального района, установленный Законом Владимирской области от 06.05.2005 № 38-ОЗ «О наделении Собинского района и муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Структуру органов местного самоуправления Собинского района составляют: 1) Совет народных депутатов Собинского района - представительный орган Собинского района; 2) Глава Собинского района - высшее должностное лицо Собинского района; 3) Администрация Собинского района - исполнительно-распорядительный орган Собинского района (ст. 21 Устава Собинского района).
В силу п. 1 и п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно, в том числе, органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.14 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, в том числе, в случаях, когда перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (пп. 3 п. 1). Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (п. 2). Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3).
Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
Согласно п. 6 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
Таким образом, ЗК РФ предусмотрено приостановление рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка.
Судом установлено, что Марышев С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: <...> (л.д. 9).
26 февраля 2020 г. Марышев С.Н. обратился в администрацию Собинского района Владимирской области с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности с условным номером NN, и земельного участка, находящегося в его частной собственности, об утверждении схемы вновь образуемого земельного участка, приложив копию паспорта, схему расположения земельного участка и копию свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 54-57).
4 марта 2020 г. администрация Собинского района Владимирской области в лице Комитета по управлению имуществом сообщила Марышеву С.Н. о приостановлении рассмотрения его заявления в связи с нахождением на рассмотрении ранее поступившего заявления администрации МО Куриловское сельское поселение об утверждении схемы расположения по образованию земельного участка из земель, за счет которых административный истец планирует провести перераспределение (л.д. 58).
Срок обращения в суд об оспаривании принятого администрацией Собинского района Владимирской области решения Марышевым С.Н. соблюден. Об оспариваемом решении административный истец узнал 12 марта 2020 г.
Действительно, 25 февраля 2020 г. в администрацию Собинского района Владимирской области поступило заявление главы администрации МО Куриловское сельское поселение Арабей О.В. о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка с условным номером NN, расположенного в д. Васильевка, в соответствии со ст. 39.9 ЗК РФ с учетом соответствующей схемы расположения земельного участка (л.д. 50-52).
Постановлением администрации Собинского района от 6 марта 2020 г. NN на основании вышеуказанного заявления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал NN), формируемого администрацией МО Куриловское сельское поселение, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: обслуживание жилой застройки, площадью 462 кв.м (л.д. 49, 51-52).
27 марта 2020 г. данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер NN (л.д. 64-65).
Следовательно, у администрации Собинского района Владимирской области имелись предусмотренные п. 6 ст. 39.15 ЗК РФ основания для приостановления срока рассмотрения заявления Марышева С.Н., поскольку администрация МО Куриловское сельское поселение обратилась по вопросу предоставления земельного участка (утверждения схемы расположения земельного участка), ранее административного истца. При этом местоположение земельного участка с условным номером NN, расположенного в <...>, совпадает с местоположением земельного участка, за счет которого Марышев С.Н. планирует провести перераспределение, что следует из имеющихся в материалах дела схем (л.д. 51-52, 57).
Ссылка в административном иске на несоответствие оспариваемого ответа от 4 марта 2020 г. NN Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не может быть принята во внимание, учитывая, что отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации (земельные отношения) урегулированы ЗК РФ, в том числе, порядок образования земельных участков и возникновения прав на землю.
При этом суд также принимает во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения административного дела администрацией Собинского района Владимирской области рассмотрено заявление Марышева С.Н. от 26 февраля 2020 г. Постановлением администрации Собинского района от 13 марта 2020 г. NN Марышеву С.Н. отказано в утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером NN, расположенного по адресу: <...> и находящегося в частной собственности Марышева С.Н., в связи с совпадением местоположения перераспределяемых земель, находящихся в государственной собственности, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (л.д. 53).
Оспариваемое Марышевым С.Н. решение административного ответчика о приостановлении рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка от 4 марта 2020 г. NN права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает, с чем согласился административный истец в ходе судебного заседания.
Учитывая отсутствие совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе Марышеву С.Н. в удовлетворении административных исковых требований к администрации Собинского района Владимирской области о признании незаконным решения о приостановлении рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, оформленного письмом от 4 марта 2020 г. NN, и обязании рассмотреть его заявление об утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земель, находящихся в частной собственности, от 26 февраля 2020 г.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Марышеву С. Н. в удовлетворении административных исковых требований к администрации Собинского района Владимирской области о признании незаконным решения о приостановлении рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, оформленного письмом от 4 марта 2020 г. NN, и обязании рассмотреть заявление Марышева С. Н. об утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земель, находящихся в частной собственности, от 26 февраля 2020 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В.Стародубцева
Решение суда принято в окончательной форме 25 июня 2020 года.