Дело №12-60/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
09 июня 2018 года г. Цивильск
Судья Цивильского районного суда Чувашской Республики Крылова В.М.,
с участием представителя Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Архипова С.А., действующего на основании доверенности, представителей ООО «Мой Дом» Григорян Г.А., Кузьминой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Мой Дом» Яковлева В.А. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Васильевой Е.А. о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Васильевой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Мой Дом» за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления привлечено к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Мой Дом» Яковлев В.А. обжаловал его на предмет отмены. В жалобе указал, что не согласен с тем, что у ООО «Мой Дом» отсутствует программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздейст-вия на окружающую среду. Обществом ежегодно проводится мониторинг на ОРО (вода, воздух почва), проводятся соответствующие исследования, что подтверждается протоколами, т.е. осуществляется реальное исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду (санкционированная свалка Цивильского района), а также отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов воздействия на окружающую среду Обществом был предоставлен в Управление Росприроднадзора по ЧР ДД.ММ.ГГГГ Просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике отменить.
В судебном заседании представители ООО «Мой Дом» Григорян Г.А., Кузьмина О.Г, действующие на основании доверенности, жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям и суду пояснили, что ими приняты меры по устранению выявленных нарушений, в адрес Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике направлена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории санкционированной свалки Цивильского района. Просят учесть их финансовое положение и отсутствие каких-либо последствий виде причинения вреда окружающей среде.
Представитель Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Архипов С.А. полагал постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, просил оставить его в силе.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Васильевой Е.А. Общество с ограниченной ответственностью «Мой Дом» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Из материалов дела следует, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившей информацией (обращением) СМИ о нарушениях при эксплуатации свалки бытовых отходов Цивильского района Чувашской Республики на основании решения Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения природоохранного и санитарного законодательства при эксплуатации ООО «Мой Дом» санкционированной свалки Цивильского района.
В ходе проверки установлено, что деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности ООО «Мой Дом» осуществляет на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике.
Свалка Цивильского района включена в ГРОРО (№ объекта №).
Согласно федеральному статистическому наблюдению по форме №2-тп (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 год у ООО «Мой Дом» образовалось в собственном производстве 2,92 т. отходов производства и потребления, получено от других организаций для захоронения на эксплуатируемом объекте размещения 8451,45 т, захоронено на объекте размещения – 8453,69 т.
В ходе проверки также установлено, что у ООО «Мой Дом» отсутствует программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения и в пределах его воздействия на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ Обществом в Управление Росприроднадзора по Чувашской Республике не представлен. Срок предоставления отчета – до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с частью 3 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пунктам 5, 6 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66, для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориаль-ный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Материалами дела подтверждается, что в нарушение требований части 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 5, 6 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 №66, программа мониторинга ООО «Мой Дом» поступила в адрес Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике лишь ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на отчетную дату - ДД.ММ.ГГГГ, а также по состоянию на момент возбуждения дела об административном правонарушении – ДД.ММ.ГГГГ отчет о результатах мониторинга ООО «Мой Дом» не направлялся и в адрес Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике не поступал.
Довод заявителя о том, что ООО «Мой Дом» приняло все зависящие от него меры, направленные на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, не состоятелен в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Мой Дом» в ДД.ММ.ГГГГ были отобраны пробы воды, почв и воздуха с полигона твердых бытовых отходов, однако мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды был проведен не в полном объеме.
Для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, включающий в себя разделы, которые предусмотрены Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02 ноября 1996 г.
Таким образом, указанные в инструкции разделы и образуют специальный проект мониторинга, который необходимо разработать Обществу с ограниченной ответственностью «Мой Дом», что им своевременно сделано не было.
При таких обстоятельствах, выводы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Васильевой Е.А. о виновности ООО «Мой Дом» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ являются обоснованными, поскольку подтверждены допустимыми и достаточными доказательствами, которые у суда сомнений не вызывают.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении государственным инспектором соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено. Обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, выяснены.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ, не пропущены.
Административное наказание назначено ООО «Мой Дом» в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, при этом приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
Доводы заявителя о малозначительности вмененного административного правонару-шения судом проверены и признаются несостоятельными.
Исходя из положений ст.2.9 КоАП РФ, а также согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", с учетом существенности допущенного нарушения, создавшего угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде в результате несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления людей, совершенное Обществом с ограниченной ответственностью «Мой Дом» административное правонару-шение не может быть признано малозначительным.
В жалобе также указывается на наличие оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
По смыслу закона, под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица. Исполнение подобного рода административного наказания с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, следует рассматривать как чрезмерное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, несоразмерное административное принуждение.
С учетом изложенных выше правовых положений, представленных обществом справок дополнительного офиса 3349/11/13 в г.Цивильск Чувашского филиала АО «Россельхозбанк», дополнительного офиса №8613/0300 Чувашского отделения №8613 ПАО Сбербанк об остатках денежных средств на расчетных счетах, свидетельствующих о таком финансовом и имущественном положении данного юридического лица, при котором уплата административного штрафа в размере 100000 рублей может повлечь для него неблагоприятные последствия, отсутствия существенного вреда, несоответствия назначенного административного наказания характеру совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав общества назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 50000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ Васильевой Е.А. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Мой Дом» к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначенное ООО «Мой Дом» административное наказание в виде административного штрафа снизить со 100000 рублей до 50000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения (вручения) его копии.
Судья: В.М. Крылова