Дело № 2а-1951/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2017 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Ивановой М.А.,
при секретаре Ветчинове Е.В.,
в присутствии административного истца Гайфутдинов Р.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гайфутдинова Р.З. об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Гайфутдинов Р.З. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказа в выдаче разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующим.
Гайфутдинов Р.З. является собственником вышеуказанного земельного участка. С целью получения разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому Гайфутдинов Р.З. обратился в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с соответствующим заявлением. <дата> г. в выдаче разрешения на строительство ему было отказано в связи с расположением земельного участка в зоне Ж1 - зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов градостроительными регламентами не предусмотрены.
В суде административный истец Гайфутдинов Р.З. доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска Сурнина А.А., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения на иск, в которых требования административного искового заявления не признала, просила оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью. В судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
Гайфутдинов Р.З. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>.
<дата> ГУАиГ Администрации г. Ижевска отказало Гайфутдинову Р.З. в выдаче разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому в связи с расположением земельного участка в зоне Ж1 - зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (5-9 этажей и выше), в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов градостроительными регламентами не предусмотрены.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) лица, наделённого государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Гайфутдинов Р.З. оспаривает решение ГУАиГ об отказе в выдаче разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому от <дата> г. С административным исковым заявлением об оспаривании указанного решения он обратился в суд <дата> г., то есть в пределах установленного срока.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, в том числе путем восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с отказом в выдаче разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
При рассмотрении настоящего дела условия создания препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод нашли свое подтверждение.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.
Аналогичное положение содержит статья 44 Устава Администрации г. Ижевска, в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.
ГУАиГ в соответствии с Положением «О Главном Управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска», утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от <данные изъяты> (далее по тексту – Положение о ГУАиГ), является структурным подразделением Администрации г.Ижевска, осуществляющим функции управления в области регулирования градостроительной деятельности, архитектуры и строительства на территории муниципального образования «Город Ижевск» в соответствии с полномочиями, установленными Положением о ГУАиГ.
Согласно п. 2.7 Положением о ГУАиГ к его полномочиям отнесена выдача разрешений на строительство, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с п. 3.5 Положения о ГУАиГ начальник Главного управления – главный архитектор города Ижевска обеспечивает исполнение полномочий Главного управления.
Согласно п. 3.6 Положения о ГУАиГ начальник ГУАиГ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
Согласно должностной инструкции заместителя начальника ГУАиГ (п.3.2.11), последний руководит работой по подготовке и выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования «Город Ижевск»; (п.3.2.2) рассматривает обращения граждан, и разрешает их в пределах своих полномочий.
Таким образом, согласно вышеназванным положениям начальник ГУАиГ и его заместители вправе рассматривать вопросы о выдаче разрешений на строительство жилого дома по заявлению собственника. При этом суд отмечает, что полномочия ГУАиГ на выдачу разрешения на строительство заявителем не оспариваются, в связи с чем суд полагает, что оспариваемый отказ принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления.
Рассматривая вопрос о соответствии закону отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома, суд приходит к нижеследующему.
Права собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, закрепленные в статье 209 ГК РФ, предусмотрены также и в статье 260 ГК РФ. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) и в пункте 1 статьи 263 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику. Данный вывод вытекает из анализа положений статьи 56 ЗК РФ и статьи 280 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2, пунктами 3 - 6 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда; устанавливаются бессрочно или на определенный срок; сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу; подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Системное толкование вышеперечисленных норм права и статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации. При этом данное ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, лишь возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение последних в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.
Из материалов дела следует, что в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности на основании договоров купли-продажи от <данные изъяты>, каких-либо ограничений его прав не существует, разрешенное использование земельного участка «для застройки».
Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выполненном филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по УР <дата> г., указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: для застройки.
В связи с чем намерение административного истца осуществить строительство на данном участке нового пристроя к жилому дому не противоречит разрешенному использованию земельного участка.
В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об ограничении прав административного истца на принадлежащий ему земельный участок, доказательств тому суду не представлено.
Не содержит указания на наличие каких-либо ограничений прав собственника и Градостроительный план земельного участка, утвержденный Приказом Администрации города Ижевска от 16.11.2016 № 593/8п «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <номер> по улице <адрес>
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно – делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года).
Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы города Ижевска 27 ноября 2007 года № 344 (далее по тексту - Правила), определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников в части возведения объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.
В соответствии с подпунктами 2 и 6 пункта 7 Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Аналогичные положения закреплены в пункте 4 статьи 85 ЗК РФ.
Как следует из свидетельств о государственной регистрации на право собственности на земельный участок, кадастровой выписке о земельном участке от 14.10.2016 г., какие-либо ограничения (обременения) существующего права Гайфутдинова Р.З. не зарегистрированы. Таким образом, о наличии каких-либо ограничений в осуществлении своих правомочий как собственника земельного участка, ему известно не было и не могло быть.
Таким образом, запрет на выдачу разрешений на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому, учитывая разрешенное использование земельного участка, нарушает права собственника на распоряжение принадлежащим ему данным имуществом, и не может быть признан законным.
При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для запрета в осуществлении административным истцом строительства индивидуального жилого дома по адресу: г. Ижевск, ул. Чкалова, 79.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:Административное исковое заявление Гайфутдинова Р.З. об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от <дата> г. в выдаче разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому на земельном участке по адресу: <адрес>
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче Гайфутдинову Р.З. разрешения на строительство пристроя к индивидуальному жилому дому по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Верховный Суд УР через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим в совещательной комнате.
Председательствующий судья М.А. Иванова