№ 2-1986/2024
44RS0002-01-2024-001551-91
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2024 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Иоффе Н.С.,
при секретаре судебного заседания Тощаковой А.А.,
с участием истцов Метельковой Е.В., Смирновой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой В. Е., Метельковой Е. В. к ООО «Комфортные условия» о возложении обязанности выполнить работы, компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова В.Е. и Метелькова Е.В. обратились в суд с иском к ООО «Комфортные условия», в котором с учетом уточнения просили обязать ООО «Комфортные условия» в многоквартирном жилом доме по адресу: ... в срок три месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по устранению следующих нарушений: обеспечить исправное состояние наружных кирпичных стен пристройки дома (дворовый фасад); со стороны входа в подъезд квартир №№ 4, 5 устранить трещины принять меры по предотвращению дальнейшего разрушения и деформации конструкций стен и фундаментов; восстановить отделочный слой на поврежденных участках, в том числе в районе окон квартиры № 4; на лестничной клетке подъезда, где размещены входы в квартиры №№ 4,5, устранить трещины в кирпичных стенах; восстановить отделочные слои на стенах и потолке; устранить повреждения отмостки в границах пристройки к дому (дворовый фасад); обеспечить герметичность покрытия кровли и наружной системы водоотведения над лестничной клеткой квартиры № 4, 5 пристройки и над квартирой № 4; взыскать с ООО «Комфортные условия» в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере по 5 000 руб. в пользу каждой, а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от всей суммы, присужденной судом.
Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирном доме по указанному адресу. Многоквартирный дом передан в управление ООО «Комфортные условия». Истцы добросовестно и своевременно оплачивают расходы по содержанию общего имущества. Однако общее имущество содержится с нарушением условий договора на управление, заключенного между собственниками (истцами) и управляющей организацией. Неоднократные обращения собственников в адрес управляющей организации о необходимости устранения данных нарушений результатов не дали.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, в соответствии с которыми не поддержали требование о перерасчете платы за ненадлежащее содержание общего имущества.
В судебном заседании истцы полностью поддержали заявленные исковые требования с учетом их уточнения, не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика ООО «Комфортные условия» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены по месту регистрации, что подтверждается почтовым уведомлением, ходатайств об отложении не заявлял.
В силу ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими процессуальных действий (ст. 36 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, дело с согласия истцов рассматривается в порядке заочного производства.
Представители третьих лиц Государственной жилищной инспекции Костромской области, администрации г. Костромы, Инспекции по охране объектов культурного наследия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в ходатайстве к суду просили о рассмотрении дела в отсутствие, указав, что с заявленными требованиями согласны.
Выслушав истцов, изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; правление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация установлены Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616.
В соответствии с п. 2 указанных выше Правил определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное (далее соответственно - уполномоченный орган, решение об определении управляющей организации), содержащим в том числе, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.
Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
В соответствии с п. 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 правил № 491, в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, крыши, места общего пользования, придомовая территория, ограждающие несущие конструкции данного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны) и др.
Согласно пп. «а, б, г» п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пп. «з» п. 11 правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Из Перечня работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, предоставляемых собственникам помещений в многоквартирных домах, являющегося приложением 2 к распоряжениям начальника Управления ЖКХ администрации г. Костромы «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация», следует, что назначенной управляющей компанией ООО «Комфортные условия» должны выполняться работы в целях надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн, столбов, перекрытий и т.д.) и не несущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) МКД (раздел 2).
Соответственно, включение данных видов работ в договор управления свидетельствует о том, что с учетом стоимости этих работ установлен и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников этого дома.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, управляющая организация является лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в силу договора управления многоквартирным домом и в иных случаях, предусмотренных законом.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Смирнова В.Е. и Метелькова Е.В. являются собственниками квартир №№ 4 и 5 соответственно многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...
Указанный многоквартирный дом передан в управление ООО «Комфортные условия» с 31.12.2023 на основании распоряжения начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы от 25.12.2023 № 01-17/528.
Ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № 44-000109 от 10.04.2019.
В июне 2023 года истцы обратились в Управляющую компанию ООО «Комфортные условия» о проведении текущего ремонта общедомового имущества, а именно: устранить повреждения и усадку в месте проседания фундамента, выполнить текущий ремонт и укрепление фундамента в месте проседания фундамента, также по периметру пристройки сделать отмостку, закрепить трещины в стенах пристройки металлическими скобами или пластинами, заделать трещины в стенах пристройки, заштукатурить заделанные трещины, отремонтировать подшивку свесов кровли и водосточную систему на стыке пристройки к дому и над квартирами № 4, 6.
В июле 2024 года истцы получили от ответчика ООО «Комфортные условия» ответ, который не содержал информации о проведении текущего ремонта.
Повторным обращением в ООО «Комфортные условия» истцы повторно предложили провести текущий ремонт дома, а также запросили отчет за три предыдущих года об использовании денежных средств, поступающих на счет дома.
О текущем ремонте ответа не поступило, отчет был предоставлен за период с 13.01.2023 по 30.06.2023, по которому усматривается, что все денежные средства составили именно расходы управляющей компании, но не на содержание и текущий ремонт дома.
Истцы обратились в государственную жилищную инспекцию Костромской области, которая 02.10.2023 вынесла предписание ООО «Комфортные условия» в срок до 20.10.2023 обеспечить исправное состояние наружных кирпичных стен пристройки дома (дворовый фасад), со стороны входа в подъезд квартир №№ 4, 5 устранить трещины, принять меры по предотвращению дальнейшего разрушения и деформации конструкций стен и фундаментов, восстановить отделочный слой на поврежденных участках, в том числе в районе окон квартиры № 4; на лестничной клетке подъезда, где размещены входы в квартиры № 4, 5, устранить трещины в кирпичных стенах, восстановить отделочные слои на стенах и потолке, устранить повреждения отмостки в границах пристройки к дому (дворовый фасад), обеспечить герметичность покрытия кровли и наружной системы водоотведения над лестничной клеткой квартиры № 4, 5 пристройки и над квартирой № 4.
Предписание до настоящего времени ответчиком ООО «Комфортные условия» не исполнено, взамен текущего ремонта в феврале 2024 года истцы получили от Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области приказ № 3 от 19.01.2024 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации«Дом жилой», 1-я треть XIX в. (Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, проспект Мира, дом 19)», непосредственно само охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, а также состав (перечень) и сроки (периодичность работ по сохранению объекта культурного наследия, которым до 20.11.2025 собственникам квартир предписано организовать проведение работ по сохранению Объекта на основании разработанной и согласованной в установленном законодательством РФ порядке проектной документации, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ.
В сопроводительном письме Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области истцов уведомили, что в связи с тем, что с их стороны отсутствовали возражения по плану работ по сохранению Объекта, план работ принят.
Многоквартирный дом № 19 по проспекту Мира включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а.
В редакции постановления администрации Костромской области № 531-а от 26.12.2016 дом исключен из региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
По смыслу действующего законодательства, управляющая организация является лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе многоквартирного дома - объекта культурного наследия.
В настоящее время ООО «Комфортные условия» является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Кострома, проспект Мира д. 19, на которой лежит обязанность по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Приняв на себя обязательства по договору управления многоквартирным домом, ответчик имеет перед собственниками обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия, в том числе по организации работ по перечню работ, указанных в предписании жилищной инспекции, в рамках договора управления, но с учетом требований Федерального Закона № 73-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения. Список этих работ и услуг является обязательным для управляющих компаний вне зависимости от решения общего собрания собственников.
Согласно данному перечню, все работы, указанные в Предписании жилищной инспекции Костромской области, входят в данный перечень.
В деле также имеются фотоматериалы спорного МКД с зафиксированными на них разрушениями.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, считая их достаточными, суд приходит к выводу о доказанности факта наличия протечки атмосферных осадков через кровлю многоквартирного дома по адресу: г. Кострома, проспект Мира, 19, а также повреждений стен, фундамента и отмостки указанного многоквартирного дома.
Более того, необходимость устранения указанных нарушений не отрицалась ответчиком и третьими лицами в своих ответах на обращения жителей дома, приведенных выше, а также предписании № 34-04 от 02.10.2023 Государственной жилищной инспекции Костромской области.
Факт ненадлежащего исполнения обязательств ООО «Комфортные условия» по договору управления в отношении спорного объекта в указанной выше части подтверждается представленными в дело доказательствами, приведенными выше.
Доказательств того, что выявленные нарушения устранены, в дело не представлено, как и не представлено суду доказательств того, что объем работ, которые следует произвести для устранения выявленных нарушений в части надлежащего состояния стен, кровли, фундамента и отмостки, выходит за пределы минимального перечня работ, приведенного в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ (ч. 2 ст. 166 ЖК РФ).
На основании частей 1, 2 статьи 44, частей 4.1 и 4.2 статьи 170, части 2 статьи 189 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, о способе формирования и об использовании фонда капитального ремонта относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Определение капитального ремонта многоквартирного дома дано и в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», под которым понимается проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил № 491).
Согласно ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст) капитальный ремонт общего имущество многоквартирного дома - это комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт (п. 3.13).
Необходимость выполнения капитального ремонта определяют на основании результатов обследования технического состояния многоквартирного жилого дома в соответствии с оценкой физического износа (п. 4.4 СП 368.1325800.2017).
Физический износ конструкций, инженерных систем и других объектов общего имущества многоквартирных домов определяется путем их технического обследования визуальным способом (по внешним признакам износа), инструментальными методами контроля и испытания (п. 4.5 СП 368.1325800.2017).
В силу п. 4.7 СП 368.1325800.2017 капитальный ремонт подразделяется на комплексный и выборочный. Выбор вида капитального ремонта определяется заданием на проектирование с учетом технического состояния здания.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила № 170).
Согласно разделу II Правил № 170 текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении № 7 Правил № 170. В соответствии с данным перечнем к текущему ремонту относится, в том числе, устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы; герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов; восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крылец (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей и др.
Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 56535-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования. (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.07.2015 N 1005-ст) текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает 30 процентов от ремонтируемого имущества.
Стандарт предназначен для применения лицами, предоставляющими услуги управления многоквартирными домами и содержания общего имущества многоквартирных домов, собственниками помещений, расположенных в этих многоквартирных домах, принявшими решение о проведении текущего ремонта в соответствии с настоящим стандартом и выступающими заказчиками таких услуг (работ), а также для выполнения подрядными организациями, привлекаемыми для выполнения работ, связанных с текущим ремонтом.
Указанные в приведенных правовых нормах обследования спорного объекта на предмет того, что спорные работы являются работами капитального характера, в установленном порядке не проводились, решение собственников помещений МКД об этом не принималось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцами ремонтные работы относятся к текущим работам, в связи с чем, на ответчика ООО «Комфортные условия» подлежит возложению обязанность по устранению данных нарушений. Более того, действующим законодательством и договором управления такая обязанность возложена на ответчика ООО «Комфортные условия», как лицо, привлеченное для осуществления деятельности по управлению домом.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В настоящее время ответчик ООО «Комфортные условия» является действующей управляющей организацией спорного МКД, которая получает плату за оказываемые услуги, ведет претензионно-судебную работу по взысканию задолженности, получает дополнительное финансирование от учредителя.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд полагает, что на ответчика ООО «Комфортные условия» должна быть возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить указанные выше нарушения. Установленный срок суд считает разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения уполномоченной организацией прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку факт нарушения прав истцов как потребителей, установлен, то с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с положениями ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом конкретных обстоятельств дела, периода неисполнения ответчиком обязательства, степени его вины, характера нравственных страданий, причиненных истцам, суд считает, что заявленный размер компенсации морального вреда в размере по 5 000 руб. каждому отвечает требованиям разумности и справедливости, в связи с чем, подлежит взысканию в полном объеме.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
На основании изложенного с УК ООО «Комфортные условия» подлежит взысканию штраф в размере по 2500 руб. в пользу каждого истца (5000*50%). Исключительных оснований для снижения штрафа не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Смирновой В. Е., Метельковой Е. В. к ООО «Комфортные условия» о возложении обязанности выполнить работы удовлетворить.
Обязать ООО «Комфортные условия» (ИНН 4401189689, ОГРН 1184401006426) выполнить в многоквартирном доме № 19 по проспекту Мира в г. Костроме, являющемуся объектом культурного наследия регионального значения, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда следующие текущие ремонтные работы:
обеспечить исправное состояние наружных кирпичных стен пристройки дома (дворовый фасад),
со стороны входа в подъезд квартир №№ 4, 5 устранить трещины принять меры по предотвращению дальнейшего разрушения и деформации конструкций стен и фундаментов,
восстановить отделочный слой на поврежденных участках, в том числе в районе окон квартиры № 4;
на лестничной клетке подъезда, где размещены входы в квартиры № 4,5, устранить трещины в кирпичных стенах,
восстановить отделочные слои на стенах и потолке,
устранить повреждения отмостки в границах пристройки к дому (дворовый фасад),
обеспечить герметичность покрытия кровли и наружной системы водоотведения над лестничной клеткой квартиры № 4, 5 пристройки и над квартирой № 4.
Взыскать с ООО «Комфортные условия» (ИНН 4401189689, ОГРН 1184401006426) в пользу Смирновой В. Е. (№) компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) руб., штраф в сумме 2 500 (две тысячи пятьсот) руб.
Взыскать с ООО «Комфортные условия» (ИНН 4401189689, ОГРН 1184401006426) в пользу Метельковой Е. В. №) компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) руб., штраф в сумме 2 500 (две тысячи пятьсот) руб.
Направить копию заочного решения ответчику.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.С.Иоффе
Мотивированное заочное решение изготовлено 19.07.2024