Дело № 5-530/2022
(59RS0007-01-2022-001530-64 )
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
(резолютивная часть вынесена и оглашена 11 апреля 2022 года)
г. Пермь 11 апреля 2022 года
Судья Свердловского районного суда г. Перми Бабурина О.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шишовой М.А.,
с участием защитника Честиковой О.И.,
представителя административного органа Маркова М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, №, место нахождения: 614077, <адрес>,
установил:
в Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю поступило обращение ФИО6 о нарушении положений Федерального закона № 230-ФЗ от 3 июля 2016 года «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
За нарушение требований Федерального закона № 230-ФЗч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному обращению заявителя должностным лицом Управления вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №, срок проведения административного расследования был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки доводов, изложенных в обращении, на основании ст.ст. 26.10, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управлением направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении в ОПФР посредством заказной корреспонденции.
В ходе поступившей от ОПФР информации установлено, что ОПФР не имеет возможности предоставить запрашиваемую информацию по делу об административном правонарушении, поскольку в определении содержится запрос сведений, составляющих персональные данные, которые не могут быть предоставлены ОПФР в силу положений п. 8 ст. 6 Федерального закона № 27, ст. 3 Федерального закона № 152.
Между тем, документы, а именно информация об организациях (их наименование, ИНН, ОГРН), которые осуществляют пенсионные отчисления ФИО1, не влечет представление каких-либо персональных данных физических лиц.
Данные о таких юридических лицах будут свидетельствовать о косвенной причастности физического лица (работника) какому-либо юридическому лицу, осуществляющему возврат просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, что повлечет за собой привлечение такого юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Защитник в судебном заседании не согласилась с доводами протокола, дала пояснения, аналогичные письменным возражениям.
Представитель административного органа в судебном заседании на доводах протокола об административном правонарушении настаивал, просил привлечь Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю к административной ответственности по доводам, изложенным в письменных пояснениях
Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, представителей административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья пришел к следующему.
В соответствии со статей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.
Из материалов дела усматривается, что в производстве Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю находилось дело об административном правонарушении, возбужденное 9 декабря 2021 года в отношении неустановленного лица по ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту обращения Сухининой Т.А. о том, что неизвестные лица приезжали по ее адресу, стучали в ее дверь, оставили надпись «ДОЛГ» на почтовом ящике № №, а также оставили письмо с угрозами, направленное на возврат просроченной задолженности, с нарушением действующего законодательства, действия указанных лиц подпадает под сферу регулирования Федерального закона № 230-ФЗ.
Для проверки сведений и всестороннего рассмотрения доводов, изложенных в жалобе Сухининой Т.А. в адрес Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием представить информацию об организациях, осуществляющих пенсионные отчисления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Определение направлено почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям, представленным Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Определение получено ОПФР по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, сведения, истребуемые Определением, подлежали представлению не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на Определение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> направило письмо исх. №. Из содержания письма следует, что у Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> отсутствуют правовые основания для представления запрашиваемой информации, так как сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах, являются персональными данными.
Должностное лицо на основании представленных Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> сведений пришло к выводу, что Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> умышленно не представляет требуемые сведения.
Установив на основании изложенных обстоятельств факт невыполнения законных требований должностного лица осуществляющего производство по делу об административном правонарушении начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО7 в отношении Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Так в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится в том числе на принципе использования сведений о зарегистрированных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;
Согласно статьи 6 Закона № 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах, относятся к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.
На основании статьи 17 Закона № 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.
Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах, относятся к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.
В силу статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Положения статьи 7 Закона № 152-ФЗ указывают, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, представленные материалы дела, факт умышленного не предоставления Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю истребованных должностным лицом документов не доказывают, поскольку ответ на Определение от ДД.ММ.ГГГГ Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю представлен.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу положений ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Составляя протокол об административном правонарушении в отношении Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо исходило из того, что Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> умышленно не представило сведения, запрошенные Управлением Федеральной службы судебных приставов по <адрес> на основании Определения.
Вместе с тем бесспорных доказательств вины Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела не содержат.
Как следует из материалов дела, ответ Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> дан ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств, подтверждающих, что Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> умышленно не представлены сведения, материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах, сделать однозначный вывод о том, что Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> умышленно не представило запрашиваемые Управлением Федеральной службы судебных приставов по <адрес> сведения невозможно.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела неустранимых сомнений в виновности Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается, что ответ на Определение должностного лица Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> представлен в установленный законом срок.
Указанная информация запрашивалась не в рамках проверки Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, а в рамках проверки по обращению третьего лица.
При этом, доказательств в подтверждение того, что истребование информации напрямую было связано с целью проверки, и не предоставление ее могло быть препятствием для проведения проверки по обращению, суду представлено не было.
При изложенных обстоятельствах, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. ст. 29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: О.И. Бабурина