Решение по делу № 2-600/2018 от 11.04.2018

        Дело № 2-600/2018

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,

при секретаре Каминской Н.А.,

с участием истицы Асипенко О.В., ее представителя Тусляковой Е.А.,

представителя ответчика Шашаевой С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 10 мая 2018 года дело по иску Асипенко О. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении в общий трудовой стаж периодов, перерасчете размера пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Асипенко О.В. обратилась в суд с иском к ответчику о включении в общий трудовой стаж периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с 12.01.1990 по 23.03.1990, нахождения в отпуске по уходу за детьми с 24.03.1990 по 12.07.1991, обучения в Могилевском музыкальном училище с 01.09.1983 по 26.06.1987, перерасчете трудовой пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии с 10.11.2017. В обоснование своих требований указала, что спорные периоды не включены ответчиком в общий трудовой стаж, с чем она не согласна.

Истица и ее представитель по заявлению Туслякова Е.А. в судебном заседании требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Шашаева С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что спорные периоды учтены истице как нестраховые.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионного дела, суд приходит к следующему.

С 01.01.2015 основания досрочного назначения страховой пенсии предусмотрены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 23.12.2013), поскольку, согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (то есть с 01.01.2015) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Из материалов дела следует, что Асипенко О.В. с 10.11.2017 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013.

Пенсия по этому основанию назначается женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В Федеральном законе от 17.12.2001 наряду с понятием "страховой стаж" для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на размер трудовой пенсии по старости, применяется и понятие "общий трудовой стаж".

Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона от 17.12.2001 предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень этих периодов является исчерпывающим, период обучения в него не включен.

Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи. Согласно выбранному варианту определения расчетного размера трудовой пенсии определяются и правила исчисления общего трудового стажа.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются определенные в данных пунктах периоды.

В силу п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 стажевый коэффициент для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение не засчитываются.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

При этом пунктом 4 указанной правовой нормы установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке, куда входят периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре. Также предусмотрены случаи, при которых исчисление стажа производится в кратном размере.

Однако, при этом расчетный размер трудовой пенсии при наличии общего трудового стажа не может превышать на 01.01.2002 сумму, равную 555,96 рублей. За каждый полный год, превышающий 20 лет общего трудового стажа для женщин и 25 лет для мужчин, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом жизни в РФ, предусмотренная законодательством РФ по состоянию на 31.12.2001.

Таким образом, Федеральный закон от 17.12.2001 установил иные условия пенсионного обеспечения. В качестве специальных гарантий данным законом предусмотрен дифференцированный подход при расчете пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.

Правовая норма, содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 содержащаяся в п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В таблице трудовой деятельности истицы ответчиком период с 01.09.1983 по 26.06.1987 отражен как учеба, с 12.01.1990 по 12.07.1991 не указан.

Из имеющейся в деле копии трудовой книжки истицы следует, что она 19.02.1988 принята в <....>. Записи об увольнении по состоянию на 20.09.2017 не имеется.

Согласно справке МБУ УДО "Детская школа искусств" от 06.10.2017 в январе 1990 года у истицы 26 дней больничного листа, в феврале 1990 года - 24 дня больничного листа, в марте 1990 года - 18 дней больничного листа; с 23.03.1990 по 12.07.1991 - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Согласно копии диплома, истица в период с 01.09.1983 по 26.06.1987 проходила обучение в Могилевском музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова.

По данному делу установлено, что оценка пенсионных прав истице произведена по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001.

Суд приходит к выводу о том, что оснований для включения в общий трудовой стаж периода обучения с 01.09.1983 по 26.06.1987 в Могилевском музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова как периода работы не имеется. Данные требования истицы основаны на неверном толковании норм действующего пенсионного законодательства. Кроме того, так как истице расчет размера пенсии производится по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001, включение в общий трудовой стаж периода обучения противоречит положениям п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001, где учитываются только перечисленные в пункте периоды, в связи с чем в указанной части исковые требования подлежат отклонению.

Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 размер страховой пенсии определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК), путем умножения ИПК на стоимость одного пенсионного коэффициента, определенных по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент, параметр, отражающий пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

На основании п. 9 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 ИПК включает в себя такие параметры как индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01.01.2015, в том числе сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год нестраховых периодов, указанных в части 12 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013, а так же индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место после 01.01.2015, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 в страховой стаж наравне с периодами работы учитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Такой порядок расчета страховой пенсии позволяет заменить периоды работы на нестраховые периоды (если это выгодно пенсионеру). Однако при этом совпадающие с нестраховым периодом периоды работы исключаются из страхового стажа.

В соответствии с ч. 12 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 коэффициент за полный календарный год в отношении ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 1,8 балла (за полтора года ухода 2,7 балла), в отношении периода ухода за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет - 3,6 балла (за полтора года ухода 5,4 балла).

Ответчик период с 12.01.1990 по 12.07.1991 исключил из периода работы, учел за этот период общий коэффициент 8,1 баллов (2,7 + 5,4, поскольку __.__.__ у истицы родилось двое детей), что, по мнению ответчика, для истицы является наиболее выгодным вариантом расчета размера страховой пенсии.

При этом ответчиком приведены размеры выплачиваемой пенсии и предполагаемый с учетом включения периода с 12.01.1990 по 12.07.1991 в стаж, согласно которому выплачиваемый размер пенсии больше предполагаемого на 636,50 руб. Стороной истицы данный расчет не опровергнут, свой расчет размера пенсии не предоставлен.

Вместе с тем, суд учитывает, что до введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. При этом ст. 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ.

Поскольку истица находилась в отпуске по уходу за ребенком с 23.03.1990 по 12.07.1991, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1, суд приходит к выводу о признании за ней права на включение периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 23.03.1990 по 12.07.1991.

В общий трудовой стаж истицы следует включить период нахождения на больничных листах по беременности и родам с 12.01.1990 по 22.03.1990, поскольку он является периодом получения пособия по государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности.

Определением Интинского суда от 10.05.2018 исковые требования Асипенко О.В. к УПФР в г. Инте РК о перерасчете размера пенсии и взыскании с 10.11.2017 недополученных сумм пенсии выделены в отдельное производство.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми включить Асипенко О. В. в общий трудовой стаж период нахождения на листке нетрудоспособности (отпуск по беременности и родам) с 12.01.1990 по 22.03.1990.

Признать за Асипенко О. В. право на включение в общий трудовой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за детьми до полутора лет с 23.03.1990 по 12.07.1991.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.05.2018.

Судья

И.М.Румянцева

<....>

<....>

2-600/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Асипенко Ольга Валерьевна
Ответчики
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Инте Республик Коми
Другие
Туслякова Екатерина Александровна
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
intasud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
17.04.2020Дело передано в архив
10.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее