Судья – Курнаева Е.Г.
Дело № 33-1041
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Выдриной Ю.Г., Савельеве А.А., при секретаре Тотьмяниной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 07 февраля 2018 года дело по апелляционной жалобе Администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 13 ноября 2017 г., которым постановлено –
Возложить на администрацию города Перми обязанность предоставить Гашковой Марии Николаевне, дата рождения, на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 и не более 33 квадратных метров, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гашкова М.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее 33 кв. м в черте города Перми по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Предъявленные требования мотивированы тем, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку ее мать К2. лишена родительских прав, отец Г. умер 10.11.2003 г. Также указывает, что с 30.05.2013 г. она состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на основании приказа (распоряжения) «О постановке на учет несовершеннолетней Гашковой М.Н.» № ** от 19.04.2012 г. Решением комиссии Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем, просит исковые требования удовлетворить.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Перми, указывая на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, дана неверная оценка обстоятельствам настоящего спора.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не нашла оснований к его отмене.
Судом первой инстанции установлено, что Гашкова Мария Николаевна, дата рождения, относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители: мать – К2. – решением Нытвенского районного суда Пермского края от 05.03.2012 г. лишена родительских прав (л.д. 9-10), отец – Г. – умер 07.11.2003 г. (л.д. 11, 12).
На основании приказа территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми № ** от 19.04.2012 г. Гашкова М.Н. поставлена на учет в территориальном управлении с 11.04.2012 г.; определено ее место жительство по адресу: ****, совместно с опекуном Д. (л.д. 13).
Согласно сведениям из паспорта Гашковой М.Н. (л.д. 7), она с 28.06.2004 г. зарегистрирована по адресу: ****.
Из справки о регистрации с. Белоево от 09.01.2014 г. следует, что дом № ** по ул. **** Кудымкарского района Пермского края принадлежит на праве собственности К1. По данному адресу также зарегистрированы: Гашкова М.Н. – внучка, К2. – мать, К3. – дядя (л.д. 91).
Как следует из справки администрации Белоевского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края от 13.03.2012 г. (л.д. 14), у Гашковой М.Н. на территории Белоевского сельского поселения жилья нет; дом, где она зарегистрирована, принадлежит дедушке К1., при этом данное жилье не пригодно для проживания, так как дом разобран, нет окон, пола, потолка.
Из заключения начальника отдела по г.Кудымкару и Кудымкарскому району от 25.12.2013 г. следует, что установлен факт невозможности проживания Гашковой М.Н. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ****, в связи с признанием жилого помещения непригодным для дальнейшей эксплуатации и постоянного проживания (л.д. 86). Данный факт подтверждается актом обследования помещения от 19.12.2013 г. (л.д. 87-88), согласно которого, дом 1957 года постройки, общей площадью 25 кв.м., деревянный, рубленый, одноэтажный; фундамент отсутствует; стены сгнившие; частично разобраны; оконные блоки и рамы отсутствуют; кровля дощаная, частично разобрана, гнилая; пол и потолок разобраны; отопление печное, разобрано; электропроводка отсутствует; водоснабжение колодезное; надворные постройки полуразрушены; прилегающая территория запущена. Также данный факт подтверждается заключением межведомственной комиссии, назначенной Постановлением администрации Белоевского сельского поселения от 24.07.2013 г. № 88 от 19 декабря 2013 г. о признании указанного дома непригодным для постоянного проживания (л.д. 89-90).
Согласно сообщению администрации г.Кудымкара Пермского края от 31.10.2017 г., Гашкова М.Н. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории муниципального образования «Городской округ – город Кудымкар» не состоит (л.д. 100).
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Пермскому краю от 26.11.2013 г. и от 31.08.2017 г. (л.д. 92, 93), Гашкова М.Н. не имеет на праве собственности объектов недвижимого имущества.
Факт проживания Гашковой М.Н. по адресу: ****, с 2012 г. и по настоящее время подтверждается:
- письменными пояснениями жильцов дома № ** по ул.**** в г.Перми (л.д. 48);
- медицинской картой амбулаторного больного Гашковой М.Н. (л.д. 49-51);
- справкой ГБУЗ Пермского края «***» от 12.10.2017 г. о том, что Гашкова М.Н., проживающая по адресу: ****, в период с 10.03.2013 г. по 15.05.2017 г. наблюдалась в данной поликлинике (л.д. 52);
- почтовой корреспонденцией (л.д. 53, 58, 59);
- справкой классного руководителя МАОУ «***» Б. от 12.10.2017 г. о том, что Гашкова М.Н. в период с 01.09.2014 г. по 01.12.2015 г. обучалась в данном образовательном учреждении и проживала с опекуном Д. по адресу: **** (л.д. 54);
- характеристикой классного руководителя МАОУ «***» Б. от 20.10.2015 г. (л.д. 56, 60);
- справками МАОУ «***» г.Перми от 28.05.2012 г. и от 12.10.2017 г. (л.д. 57, 63);
- характеристикой и справкой КГБОУ «***» от 12.10.2017 г. о том, что Гашкова М.Н. в период с 01.12.2015 г. по 30.06.2016 г. обучалась в данном образовательном учреждении (л.д. 55, 61);
- постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Мотовилихинского района г.Перми № 26-18 от 26.11.2015 г. (л.д. 62);
- свидетельством о регистрации по месту пребывания № ** от 30.05.2012 г. о том, что Гашкова М.Н. с 30.05.2012 г. по 16.05.2017 г. была зарегистрирована по адресу: **** (л.д. 77);
- свидетельством о регистрации по месту пребывания № ** от 20.10.2017 г. о том, что Гашкова М.Н. с 20.10.2017 г. по 01.06.2018 г. зарегистрирована по адресу: **** (л.д. 101).
Также из материалов дела следует, что решением комиссии территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми по оказанию мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 30.05.2013 г. (протокол № 6), Гашкова М.Н., дата рождения (номер учетного дела № **) включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 15, 16, 75).
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012. № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 г. № 88-ПК "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 N 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 1939-419) в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 33 кв. м. общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв. м;
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, до настоящего времени не реализовано по не зависящим от него обстоятельствам. Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть исполнена органом местного самоуправления за счет средств выделяемых на эти цели из бюджета Пермского края, а также, что предоставляемое жилое помещение должно иметь общую площадь не менее 28 и не более 33 кв. м, в том числе, жилой площадью не менее 14 кв. м. При этом в соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18 летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что законодательное регулирование спорного правоотношения не предполагает предоставления истцу жилого помещения преимущественно по отношению к тем лицам, которые включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых решение суда постановлено ранее оспариваемого судебного акта, не могут быть приняты во внимание. В соответствии с действующим законодательством истец, относящаяся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением незамедлительно при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена до настоящего времени.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены. Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 13 ноября 2017 г. – оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Перми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: