Решение по делу № 33-6031/2024 от 14.08.2024

УИД 11RS0001-01-2024-000550-92

г. Сыктывкар № 2-2624/2024 (№ 33-6031/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,

судей Батовой Л.А., Константиновой Н.В.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании 23 сентября 2024 года дело по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми

на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 июня 2024 года, которым

исковые требования Кирьяновой Любови Валерьевны (...) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» (...) удовлетворены частично;

за Кирьяновой Любовью Валерьевной признано право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»; на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» возложена обязанность предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Коми сведения, необходимые для осуществления специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, в отношении Кирьяновой Любови Валерьевны, начиная с <Дата обезличена> до окончания права на получение специальной социальной выплаты;

в удовлетворении исковых требований Кирьяновой Любови Валерьевны к ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» об обязании производить социальную выплату, - отказано.

Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения истца, представителя ОСФР по Республике Коми Гилевой Н.А., судебная коллегия

установила:

Кирьянова Л.В. обратилась в суд с иском к ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» о возложении обязанности назначить и производить специальную социальную выплату в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», начиная с <Дата обезличена> и до окончания права истца на получение специальной социальной выплаты.

Определением суда от 26.02.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Республики Коми, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми.

Определением суда от 15.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

В судебном заседании истец требования поддержала, протокольно просила также признать за ней право на указанную выплату.

Ответчик и третьи лица участия в судебном заседании не приняли, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ответчик ГБУЗ РК «СДП №3» в письменном отзыве на исковое заявление указал, что в пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 рекомендовано высшим исполнительным органом субъектов Российской Федерации установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также для медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым. На сегодняшний день распорядительный документ Правительства Республики Коми, устанавливающий за счет средств бюджета Республики Коми специальные социальные выплаты, отсутствует.

Третье лицо - Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми в письменном отзыве на иск указало, что истец относится к категории медицинских работников, указанных в подпункте «б» пункта 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 и имеет право на меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников в виде установления ежемесячной специальной социальной выплаты.

Третье лицо - ОСФР по Республике Коми в отзыве указало, что ГБУЗ РК «СДП №3» включено в перечень организаций, указанный в подпункте «б» пункта 4 Постановления №2568. 13.09.2023 ГБУЗ РК «СДП №3» в отношении Кирьяновой Л.В. предоставлены в электронной форме реестры сведений для назначения и выплаты пособия 88-С/В «Специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников» за июль 2023 года. Специальная социальная выплата назначена в размере ... руб. и выплачена <Дата обезличена>. Письмом от <Дата обезличена> ГБУЗ РК «СДП №3» сообщило, что специальная социальная выплата Кирьяновой Л.В. за июль 2023 года в размере ... руб. произведена ошибочно, просит аннулировать данную выплату. <Дата обезличена> от ГБУЗ РК «СДП №3» поступили сведения для аннулирования реестра от <Дата обезличена> с указанием причины «данную выплату аннулировать, так как реестр направлен ошибочно». ОСФР по Республике Коми произведен перерасчет, в результате которого сформирована сумма переплаты в размере ... руб. Указанная сумма переплаты была возвращена Кирьяновой Л.В. <Дата обезличена>. В случае поступления в ОСФР по Республике Коми соответствующих реестров в отношении истца, специальная социальная выплата будет произведена в установленные Правилами сроки.

Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит ОСФР по Республике Коми.

В обоснование доводов жалобы представитель ОСФР по Республике Коми ссылался на то, что работники с ... образованием отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям ГБУЗ РК «СДП №3» не подпадают под категорию медицинских работников, указанных в постановлении Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568. Указанным постановлением (подпункт «а» пункта 14) рекомендовано установить такой категории работников специальные социальные выплаты за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. 21.05.2024 Правительством Республики Коми принято постановление №215 «О дополнительной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций Республики Коми», в котором поименованы медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям. Таким образом, одновременное исполнение решения суда и требований Постановления №215 приведет к двойной выплате. Кроме того, полагал, что судом необоснованно не привлечен для участия в деле ФОМС, поскольку использование СФР средств ФОМС, перечисляемых в порядке Постановления №2568, на осуществление специальной социальной выплаты таким работникам как истец, приведет к нарушению положений Бюджетного кодекса РФ.

В суд апелляционной инстанции представители ответчика, третьих лиц не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца, представителя ОСФР по Республике Коми, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно положениям части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Частями 1 и 2 статьи 36 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определено, что паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания. Паллиативная медицинская помощь подразделяется на паллиативную первичную медицинскую помощь, в том числе доврачебную и врачебную, и паллиативную специализированную медицинскую помощь.

Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара, стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи (часть 3 статьи 36 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Приказом Минздрава России № 345н, Минтруда России № 372н от 31.05.2019 утверждено Положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Правилами организации деятельности выездной патронажной паллиативной помощи детям, утверждёнными Приказом Минздрава России № 345н, Минтруда России № 372н от 31.05.2019 (Приложение №26) предусмотрено, что отделение выездной патронажной помощи является структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, оказывающей паллиативную специализированную медицинскую помощь детям, в том числе проживающим в стационарных организациях социального обслуживания, и создается в целях организации оказания паллиативной специализированной медицинской помощи детям, в том числе проживающим в стационарных организациях социального обслуживания, в амбулаторных условиях.

Судом установлено, что ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3» является медицинским учреждением, оказывающим первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, входит в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Истец Кирьянова Л.В. приказом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> принята на должность ... ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3».

Приказом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> переведена на должность ... ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568) с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, в том числе медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (далее по тексту - Разъяснения).

В пункте 3 Разъяснений указано, что должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (утратил силу с 01.09.2023 в связи с изданием Приказа Минздрава России от 02.05.2023 №205Н, утвердившего новую Номенклатуру).

Из пункта 8.5. Приказа №205Н об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников следует, что должность «...» относится к категории специалистов с высшим (немедицинским) образованием.

В соответствии с пунктом 4 Разъяснений при осуществлении специальной социальной выплаты учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам: указанным в подпункте «б» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи; указанным в подпункте «б» пункта 2 постановления <Номер обезличен> в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию).

Суд, руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, установив, что Кирьянова Л.В., замещающая должность специалиста с высшим (немедицинским) образованием - медицинского ... ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3», то есть в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющей диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), пришел к выводу, что истец относилась к категории медицинских работников, указанных в подпункте «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, и соответственно, имеет право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной указанным Постановлением.

Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может ввиду следующего.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях: беременность, роды, послеродовой период и аборты (пункт 19 части 6 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Паллиативная помощь не входит в базовую программу ОМС, являясь единственным видом медицинской помощи, не включенным в программу. В то же время в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи такая помощь может оказываться гражданам бесплатно, но не за счет средств ОМС (часть 4 статьи 83 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Таким образом, медицинские работники, задействованные в оказании паллиативной помощи, не входящей в базовую/ территориальные программы ОМС, не могут быть отнесены к категориям медицинских работников, которым установлена специальная социальная выплата в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

В первоначальной редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 пунктом 14 было рекомендовано высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

С 01.07.2023 в пункт 14 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 дополнен указанием на медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым.

Постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 № 343 подпункт «а» пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 изложен в следующей редакции: «установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также для медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям».

Постановлением Правительства Республики Коми от 21.05.2024 № 215 «О дополнительной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций Республики Коми» (далее - постановление Правительства Республики Коми от 21.05.2024 № 215) с 01.03.2024 установлена специальная социальная выплаты следующим категориям медицинских работников медицинских организаций Республики Коми, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Коми, в частности врачам и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям (подпункт «б» пункта 1).

Пунктом 2 постановления Правительства Республики Коми от 21.05.2024 № 215 установлено, что специальные социальные выплаты осуществляются медицинским работникам, указанным в подпунктах «а» - «и» пункта 1 настоящего постановления (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) и замещающим штатные должности по состоянию на 01.03.2024.

В силу пункта 2.1. постановления Правительства Республики Коми от 21.05.2024 № 215 специальная социальная выплата не устанавливается медицинским работникам, получившим (имеющим основания на получение) специальную социальную выплату в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Таким образом, специальные социальные выплаты медицинским работникам, оказывающим паллиативную помощь детям, установлены лишь с 01.03.2024, в связи с чем вывод суда о признании за истцом права на получение такой выплаты с 01.07.2023 является неверным.

Специальная социальная выплата истцу полагается в рамках постановления Правительства Республики Коми от 21.05.2024 № 215.

По информации ГБУЗ РК «СДП №3» от 20.09.2024 следует, что в соответствии с приказом <Номер обезличен>-р от <Дата обезличена> «Об утверждении Положения об осуществлении специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников ГБУЗ РК «Сыктывкарская детская поликлиника №3», оказывающих медицинскую помощь, не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования» истец назначена специальная социальная выплата с <Дата обезличена> в размере ... руб.

Следовательно, оснований для возложения на указанного ответчика обязанности предоставить в ОСФР по Республике Коми сведения, необходимые для осуществления специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 не имеется.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда принято с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене в части с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Кирьяновой Л.В. к ГБУЗ РК «СДП №3» в полном объеме.

Руководствуясь статьей 330 ГПК РФ, судебная коллегия    

определила:

решение Сыктывкарского городского суда от 11 июня 2024 года отменить в части, принять в данной части по делу новое решение, которым

Кирьяновой Любови Валерьевне (...) отказать в иске к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Сыктывкарская детская поликлиника № 3» (...) о признании права на получение социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» и возложении обязанности предоставить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республики Коми сведения, необходимые для осуществления специальной социальной выплаты, установленной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, в отношении Кирьяновой Любови Валерьевны, начиная с <Дата обезличена>.

    В остальной части решение Сыктывкарского городского суда от 11 июня 2024 года оставить без изменения.

Председательствующий-

Судьи-

Мотивированное определение составлено 27.09.2024

33-6031/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кирьянова Любовь Валерьевна
Ответчики
ГБУЗ РК Сыктывкарская детская поликлиника № 3
Другие
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми
Министерство здравоохранения Республики Коми
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Сироткина Е М
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
22.08.2024Судебное заседание
23.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2024Передано в экспедицию
23.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее