Решение по делу № 2а-418/2020 от 23.06.2020

Дело УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 июля 2020 года село Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе председательствующего судьи Ярусовой А.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО1

с участием представителя административного истца помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Читнаевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации размещенной на Интернет-страницах информацией, распространение которой запрещено,

установил:

Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, просит признать информацию о возможности приобрести за определенную плату различных дипломов, аттестатов об образовании по всей территории Российской Федерации, подтверждающих получение соответствующего образования, размещенную на Интернет-страницах <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; и обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике внести соответствующие сведения в Единый реестр доменных имен.

Требование мотивировано тем, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в сфере исполнения законодательства о сохранении водных биоресурсов. В ходе проверки в сети Интернет выявлены интернет-сайты <адрес>, на которых размещена информация о возможности приобрести за определенную плату различных дипломов, аттестатов об образовании по всей территории Российской Федерации подтверждающих получение соответствующего образования. Вход на указанные сайты свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данных сайтах распространяется бесплатно, срок использования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует, также на странице указан электронный адрес, контактные телефоны, по которым можно связаться с продавцами.

На момент проверки указанные адреса сайтов, на которых размещена рассматриваемая информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствуют.

Сведения, размещенные на интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Административный истец, ссылаясь на нормы статей 2, 9, 10, 15, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 1991 года №2124-I «О средствах массовой информации», статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации», статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит удовлетворить заявленное требование.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Читнаева О.Ю. поддержала административные исковые требования, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте, в судебное заседание не явился, свои доводы по требованию прокурора не представил.

Суд нашел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя административного истца, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, и оценив их, суд приходит к следующему.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее также Федерального закона №149-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона №149-ФЗ информационно- телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).

Частью 6 статьи 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 1 статьи 9 выше указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова. Между тем реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганд) или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации).

Согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав является, в частности, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ).

Судом установлено, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В ходе мониторинга выявлены нарушения Федерального закона №149-ФЗ по ограничению доступа к запрещенной информации в сети Интернет.

Положениями пункта 5 статьи 15, статьи 27 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», действовавшего до 1 сентября 2013 года, предусматривалась по завершении каждого уровня или каждой ступени образования по результатам обучения и прохождения итоговой аттестации выдача образовательным учреждением или научной организацией документов о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Статьей 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» также предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.

За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (пункт 16 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.

При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа являются уголовно наказуемыми преступлениями.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вход на страницы сайта в сети «Интернет» <адрес> свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует. Также на странице указан электронный адрес, контактные телефоны, по которому можно связаться с продавцами.

Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.

На основании изложенного, проанализировав содержание текста статьи в сети «Интернет», учитывая, что доступ на страницы <адрес> свободный, суд приходит к выводу о том, что сведения, содержащиеся на указанных Интернет-страницах, являются информацией, распространение которой должно быть запрещено в Российской Федерации, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

Суд отмечает, что ранее меры по ограничению доступа к указанным страницам <адрес> в сети Интернет в рамках исполнения требований статей 15.1-15.6-1, 15.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» не применялись, соответствующая информация на универсальном сервисе проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций отсутствует.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике - Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии) по адресу: <адрес>, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2020 года.

Судья А.Н. Ярусова

2а-418/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Моргаушский районный суд Чувашии
Судья
Ярусова А.Н.
Дело на странице суда
morgaushsky.chv.sudrf.ru
23.06.2020Регистрация административного искового заявления
23.06.2020Передача материалов судье
26.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2020Судебное заседание
31.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее