12-65/2019
Решение
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с.Аскарово РБ 18 июля 2019 г.
Судья Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан Янузакова Д.К., рассмотрев с участием Равилова Р.И., его защитника Курманаевой В.Ю., жалобу Равилова Р.И. на постановление мирового судьи судебного участка №2 по Абзелиловскому району РБ от 18 июня 2019 г., которым Равилов Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. <адрес> РБ, зарегистрированный и проживающий по адресу: РБ<адрес>, имеющий среднее специальное образование, разведенный, имеющий на иждивении 4 несовершеннолетних детей, работающий в <данные изъяты>, привлечен к административной ответственности по ч.6 ст. 20.8. КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №2 по Абзелиловскому району РБ от 18 июня 2019 г Равилов Р.И. привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей, с конфискацией огнестрельного оружия.
26.06.2018 г. Равилов Р.И. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, указав, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию правонарушения. Он незначительно пропустил срок действия разрешения на хранение и ношение оружия, который составил всего 4 дня. Считает правонарушение малозначительным.
В судебном заседании Равилов Р.И. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Защитник Равилова Р.И. доводы жалобы поддержала, указав на неправильную квалификацию содеянного, раритетность оружия, доставшегося от отца.
Выслушав явившихся лиц, проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно оспариваемому постановлению мирового судьи судебного участка №2 по Абзелиловскому району РБ от 18 июня 2019 г., Равилов Р.И. незаконно хранил гражданское огнестрельное гладкоствольное оружие, срок хранения которого истек 09.06.2019 года, тем самым он совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 20.8. КоАП РФ.
Протоколом об административном правонарушении № АП № (023/19) 001016 от 14.06.2019 установлено, что 14.06.2019 года в 13-00 часов Равилов Р.И. нарушил правила хранения оружия, а именно незаконно хранил у себя дома ружье ИЖ-18Е, кал. 16 мм. № с 09.06.2019г.
Согласно объяснениям Равилова Р.И. в данном протоколе он забыл продлить разрешение на хранение и ношение своего ружья, так как им не пользуется и много работает, обязуется в кротчайшие сроки устранить недостатки, вину признает.
Согласно материалам дела Равилов Р.И. имел разрешение РОХа №, выданное ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до 09.07.2019 года.
В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административное приостановление их деятельности на срок от десяти до шестидесяти суток.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), положения которого распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.
Указанный закон закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям. Такой порядок направлен на то, чтобы не допустить обладания оружием лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и использование.
В силу приведенных выше положений статьей 22 данного Федерального закона предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона, которой установлен порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
В силу п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814", не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Аналогичная правовая позиция также выражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 года N 2557-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зеленюка Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, хранение гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Действия Равилова Р.И. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об оружии.
Оснований для переквалификации действий заявителя на ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ не имеется.
Зная о дате окончания срока действия разрешения и отсутствии продленного разрешения на хранение оружия, Равилов Р.И. не сдал оружие на временное хранение в отделение полиции по месту жительства, а продолжил незаконно хранить его у себя дома.
То обстоятельство, что Равилов Р.И. долгое время не пользовался оружием, не освобождает его от выполнения требований закона.
Более того, в силу Федерального закона об оружии получение разрешения на хранение и ношение оружия, как и продление его срока, носит заявительный характер. Лицо, являющееся владельцем оружия, обязано самостоятельно в установленный законом срок принять меры для получения разрешения на хранение и ношение оружия, в том числе путем обращения в Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по РБ с заявлением о продлении разрешения, поданным лично или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Равилов Р.И. в установленный законом срок до окончания срока действия разрешений не обратился в подразделение лицензионно-разрешительной работы с заявлением о продлении разрешения на хранение оружия.
Вина Равилова Р.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждена материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, содержит все необходимые сведения, предусмотренные законом, составлялся в присутствии заявителя, который дал свои объяснения.
Вынесенное постановление основано на всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, содержит необходимые реквизиты и сведения, вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Порядок и срок давности привлечения Равилова Р.И. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Равилову Р.И. в пределах санкции части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья, установив данные обстоятельства и принимая во внимание, что ранее Равилов Р.И. ни к административной, ни к уголовной ответственности не привлекался, счел возможным назначить ему основное административное наказание в минимально допустимом размере.
По мнению заявителя, предусмотренная ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, санкция, устанавливающая за незаконное хранение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения обязательное назначение дополнительного административного наказания в виде конфискации оружия и патронов к нему, не соответствует характеру и степени общественной опасности этого административного правонарушения, не позволяет индивидуализировать административное наказание в зависимости от обстоятельств конкретного дела.
Вопрос о проверке конституционности норм, закрепляющих в качестве обязательного дополнительного административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, конфискацию оружия и патронов к нему, неоднократно ставился перед Конституционным Судом Российской Федерации, который в своих определениях от 23 июня 2015 года N 1236-О, от 25 января 2018 года N 23-О, от 12 апреля 2018 года N 866-О указал следующее.
Закрепление в ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ санкции, предполагающей необходимость кумулятивного применения к лицам, привлекаемым к административной ответственности, основного (административный штраф или административный арест) и дополнительного (конфискация) административных наказаний обусловлено степенью общественной опасности и характером соответствующего административного правонарушения, его потенциальными вредными последствиями для охраняемых законом ценностей, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Отмечено, что данный вывод отражает принципиальную оценку оспариваемого законоположения применительно к обязательному назначению предусмотренного указанной нормой дополнительного административного наказания в виде конфискации оружия и патронов к нему, которая не нуждается в переосмыслении.
Преамбулой Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" определено, что настоящий Федеральный закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности.
Нарушение требования о хранении оружия является одним из условий, способствующих совершению преступлений против общественной безопасности, связанных с незаконным оборотом оружия.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, суд не усматривает в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ объективных оснований признать совершенное административное правонарушение малозначительным.
В связи с чем суд соглашается с позицией административного органа о назначении штрафа в размере 3000 рублей.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №2 по Абзелиловскому району РБ от 18 июня 2019 г., которым Равилов Р.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. <адрес> РБ, привлечен к административной ответственности по ч.6 ст. 20.8. КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Равилова Р.И. без удовлетворения.
Решение по жалобе на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении вступает в силу со дня принятия.
Судья Д.К. Янузакова