Решение по делу № 2а-419/2018 от 04.07.2018

дело № 2а-419/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Карымское

Карымского р-на

Забайкальского края 29 ноября 2018 года

Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Огурцовой О.В.,

с участием процессуального административного истца – старшего помощника прокурора Карымского района Забайкальского края (далее – процессуальный административный истец) Халецкой Ю.Д. (далее – Халецкая Ю.Д.),

представителей административного ответчика: общества с ограниченной ответственностью «Забпродукт», - Гаврутенко В.В. (далее – Гаврутенко В.В.) и Нохриной Н.С. (далее – Нохрина Н.С.),

при ведении протокола судебного заседания секретарём Рукиной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы аудиопротоколирования административное дело по административному исковому заявлению Читинского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Забпродукт» (далее – ООО «Забпродукт») о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить действия,

установил:

Читинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Карымский районный суд Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на выявленные в ходе проведения по поручению Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры проверки деятельности ООО «Забпродукт» нарушения природоохранного законодательства при осуществлении добычи россыпного золота открытым раздельным способом на месторождении Эдакуй в Карымском р-на Забайкальского края, с учётом уточнения заявленных административных исковых требований в окончательной редакции (заявление от 27.11.2018 № ) просил признать незаконными работы ООО «Забпродукт» по строительству участка руслоотводного канала р. Эдакуй в отсутствие решения о предоставлении водных объектов в пользование для проведения работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностного водного объекта, признать незаконными работы ООО «Забпродукт» по изменению берегов и дна р. Дипака в отсутствие у ООО «Забпродукт» решения о предоставлении водного объекта р. Дипака в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых и для проведения работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностного водного объекта, признать незаконными действия ООО «Забпродукт» по проведению работ на водных объектах р. Эдакуй и р. Дипака и в их прибрежной зоне, влекущих превышение нормативов допустимого воздействия на р. Эдакуй и р. Дипака по содержанию взвешенных веществ, признать незаконными действия ООО «Забпродукт» по использованию земельных участков кадастровый номер и кадастровый номер для разработки месторождения в отсутствие проектов рекультивации, возложить на ООО «Забпродукт» обязанность принять меры к получению решения на предоставление водного объекта р. Эдакуй в пользование для проведения работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностного водного объекта.

При подаче указанного административного искового заявления в суд административным истцом – Читинским межрайонным природоохранным прокурором в качестве заинтересованных лиц заявлены Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю (далее – Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю), Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Определением от 05.07.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения «Нарын-Талачинское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края (далее – администрация сельского поселения «Нарын-Талачинское»).

Определением от 25.07.2018 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Арес» (далее – ООО ЧОП «Арес»), краевое государственное специализированное автономное учреждение «Забайкальское лесохозяйственное объединение» (далее – КГСАУ «Забайкаллесхоз»).

Определением от 20.08.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального района «Карымский район» Забайкальского края (далее – администрация муниципального района «Карымский район»).

В судебном заседании процессуальный административный истец Халецкая Ю.Д. заявленные административные исковые требования поддержала, представители административного ответчика: ООО «Забпродукт», - Гаврутенко В.В. и Нохрина Н.С. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражали.

Заинтересованные лица - Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю, Министерство природных ресурсов Забайкальского края в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о его дате, времени и месте, своих представителей не направили, о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания не просили, напротив, представители указанных лиц, участвующих в деле, - Меновщиков А.П. (без указания полных имени и отчества) и Цымбалов П.В. направили в адрес суда ходатайства о рассмотрении административного дела в своё отсутствие.

Заинтересованные лица – администрация сельского поселения «Нарын-Талачинское», ООО ЧОП «Арес», КГСАУ «Забайкаллесхоз», администрация муниципального района «Карымский район» в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о его дате, времени и месте, своих представителей не направили, о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания или о рассмотрении административного дела в отсутствие своих представителей не просили.

Участие представителей заинтересованных лиц – Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю, Министерства природных ресурсов Забайкальского края, администрации сельского поселения «Нарын-Талачинское», ООО ЧОП «Арес», КГСАУ «Забайкаллесхоз», администрации муниципального района «Карымский район» в судебном заседании в порядке пункта 12 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязательным судом не признано и в силу закона таковым не является, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, согласно части 2 статьи 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Одновременно, в силу части 3 статьи 64 КАС РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, по вопросам о том, имели ли место определённые действия и совершены ли они этим лицом.

Как установлено в судебном заседании, Читинской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры проведена проверка деятельности ООО «Забпродукт», в ходе которой выявлено нарушение ООО «Забпродукт» природоохранного законодательства при осуществлении добычи россыпного золота открытым раздельным способом на месторождении Эдакуй в Карымском р-на Забайкальского края.

При этом постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю от 14.11.2017 № ООО «Забпродукт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выразившегося в нарушении правил водопользования при заборе воды без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, в частности, в нарушении требований, установленных пунктами 7, 2, 13 подраздела 2.3 Условий использования части водного объекта по Решению о предоставлении водного объекта в пользование от 16.11.2016 № , частью 1 статьи 34, частями 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 2 части 2 статьи 39, частью 1 статьи 42, частью 2 статьи 55, частью 4 статьи 56, частью 1 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), поскольку при ненадлежащем содержании расположенных на водном объекте гидротехнических и иных сооружений, связанных с использованием водного объекта, ООО «Забпродукт» допустило превышение установленных нормативов в поверхностных водах р. Эдакуй.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю от 05.07.2018 № ООО «Забпродукт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространённые полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе, работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, поскольку ООО «Забпродукт» проводило работы по разработке месторождения полезных ископаемых (в том числе, горные работы) ниже и выше устья р. Дипака (правый приток р. Эдакуй) в Карымском р-не Забайкальского края в отсутствие проекта рекультивации нарушенных земель, чем нарушило требования, установленные частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьёй 19 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», пунктами 3 и 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514, Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю от 06.07.2018 № ООО «Забпродукт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.6 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии водного объекта или его части, либо использовании их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользовании с нарушением его условий, поскольку ООО «Забпродукт» при отработке месторождения россыпного золота Эдакуй в Карымском р-не Забайкальского края проводило работы по строительству руслоотводного канала р. Эдакуй в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, что является нарушением части 1 статьи 9, пунктов 6 и 7 части 3 статьи 11 ВК РФ.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю от 06.07.2018 № ООО «Забпродукт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.6 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии водного объекта или его части, либо использовании их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользовании с нарушением его условий, поскольку ООО «Забпродукт» при отработке месторождения россыпного золота Эдакуй в Карымском р-не Забайкальского края проводило работы по строительству руслоотводного канала р. Дипака в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, что является нарушением части 1 статьи 9, пунктов 6 и 7 части 3 статьи 11 ВК РФ.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю от 23.07.2018 № ООО «Забпродукт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.45 КоАП РФ, поскольку в результате деятельности ООО «Забпродукт» при ненадлежащей эксплуатации руслоотводного канала полигона участка № 5 по р. Эдакуй в Карымском р-не Забайкальского края оказывало негативное воздействие на поверхностные воды р. Эдакуй, а именно, вследствие размывания бортов и дна руслоотвода содержание взвешенных веществ в р. Эдакуй превысило действующие Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждённые Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», то есть ООО «Забпродукт» нарушило требования, установленные частью 1 статьи 42, частью 2 статьи 55, частями 2 и 4 статьи 56, частью 1 статьи 60 ВК РФ, частью 1 статьи 34, частями 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Указанные постановления в установленном порядке не оспорены, не отменены, вступили в законную силу, более того, назначенное ими административное наказание исполнено ООО «Забпродукт», одновременно, доказательств в подтверждение законности оспариваемой деятельности при осуществлении добычи россыпного золота открытым раздельным способом на месторождении Эдакуй в Карымском р-на Забайкальского края ООО «Забпродукт», вопреки требованиям части 2 статьи 62 КАС РФ, суду не представлено, что свидетельствует о законности и обоснованности заявленных административных исковых требований в соответствующей части, влекущих необходимость их удовлетворения.

При этом довод представителя административного ответчика: ООО «Забпродукт», - Нохриной Н.С. о невозможности удовлетворения заявленных административных исковых требований в части признания действий ООО «Забпродукт» незаконными в связи с предполагающимся повторным привлечением к административной ответственности суд находит несостоятельным, поскольку предметом рассматриваемых административных исковых требований является констатация факта незаконности осуществляемой деятельности с целью её последующего прекращения, но не с целью привлечения к административной ответственности, установленной КоАП РФ.

Одновременно, заявленные административные исковые требования в части возложения на ООО «Забпродукт» обязанности принять меры к получению решения на предоставление водного объекта р. Эдакуй в Карымском районе Забайкальского края в пользование для проведения работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностного водного объекта, удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

В соответствии с пунктами 3, 6 и 7 части 3 статьи 11 ВК РФ использование поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в целях строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 23 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 настоящей статьи в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.

В силу части 6 статьи 23 ВК РФ порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 и предусматривает совершение определённых действий до начала проведения соответствующих работ на водном объекте.

Изложенное подтверждается и сообщением Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 23.11.2018 № .

Вместе с тем, какие-либо работы на спорном участке ООО «Забпродукт» в настоящее время не проводятся, их проведение завершено, что свидетельствует и о невозможности получения в настоящее время решения о предоставлении водного объекта в пользование.

При таких обстоятельствах, заявленные административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.

Вопрос об отмене мер предварительной защиты по административному иску может быть разрешён и принятии решения (часть 3 статьи 178 КАС РФ).

Принимая во внимание применение судом определением от 05.07.2018 мер предварительной защиты по административному иску в виде приостановления деятельности ООО «Забпродукт» по добыче россыпного золота открытым раздельным способом на месторождении Эдакуй в Карымском р-не Забайкальского края, а также фактическое исполнение ООО «Забпродукт» заявленных Читинским межрайонным природоохранным прокурором административных исковых требований в ходе рассмотрения административного дела по существу, указанные меры подлежат отмене.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, удовлетворить частично.

Признать незаконными работы общества с ограниченной ответственностью «Забпродукт» по строительству участка руслоотводного канала р. Эдакуй в Карымском районе Забайкальского края в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование для проведения работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностного водного объекта.

Признать незаконными работы общества с ограниченной ответственностью «Забпродукт» по изменению берегов и дна р. Дипака в Карымском районе Забайкальского края в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых и для проведения работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностного водного объекта.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Забпродукт» по проведению работ на водных объектах р. Эдакуй и р. Дипака в Карымском районе Забайкальского края и в их прибрежной зоне, влекущих превышение нормативов допустимого воздействия на р. Эдакуй и р. Дипака в Карымском районе Забайкальского края по содержанию взвешенных веществ.

Признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Забпродукт» по использованию земельных участков кадастровый номер и кадастровый номер , расположенных в Карымском районе Забайкальского края, для разработки месторождения в отсутствие проектов рекультивации.

В удовлетворении заявленных Читинским межрайонным природоохранным прокурором, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, административных исковых требований о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Забпродукт» обязанности принять меры к получению решения на предоставление водного объекта р. Эдакуй в Карымском районе Забайкальского края в пользование для проведения работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностного водного объекта, отказать.

Отменить меры предварительной защиты по административному иску в виде приостановления деятельности общества с ограниченной ответственностью «Забпродукт» по добыче россыпного золота открытым раздельным способом на месторождении Эдакуй в Карымском р-не Забайкальского края, применённые определением Карымского районного суда Забайкальского края от 05.07.2018.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Карымский районный суд Забайкальского края.

Судья О.В. Огурцова

Мотивированное решение суда составлено 05.12.2018.

2а-419/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шорохов А.А.
Ответчики
ООО "Забпродукт"
Другие
КГСАУ "Забайкаллесхоз"
ООО ЧОП "Арес"
Министерство природных ресурсов Забайкальского края
администрация сельского поселения "Нарын-Талачинское"
Администрация муниципального района "Карымский район"
Управлениме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю
Суд
Карымский районный суд Забайкальский края
Судья
Огурцова Олеся Викторовна
Дело на сайте суда
karymsk.cht.sudrf.ru
04.07.2018Регистрация административного искового заявления
04.07.2018Передача материалов судье
05.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2018Судебное заседание
20.08.2018Судебное заседание
06.09.2018Судебное заседание
05.10.2018Судебное заседание
28.11.2018Производство по делу возобновлено
29.11.2018Судебное заседание
05.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2019Дело оформлено
17.01.2019Дело передано в архив
09.05.2020Регистрация административного искового заявления
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Производство по делу возобновлено
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее