12MS0020-01-2023-005703-52
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-19592/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
16.08.2023 г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Крамаренко Т.М., рассмотрев единолично кассационную жалобу Даниловой А.П, на решение мирового судьи судебного участка №20 Горномарийского судебного района от 16.02.2024 и апелляционное определение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18.06.2024 по гражданскому делу №2-25/2024 по иску ООО «Благоустройство» к Даниловой А.П, о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (далее ООО «Благоустройство», истец) обратилось в суд с иском к Даниловой А,П, (далее ответчик), в котором просил взыскать с ответчика задолженность по оплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 в размере 9 741 руб. 27 коп., указав, что истец на основании проведенного конкурсного отбора и соглашения по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл от 12.08.2019, заключенного с Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, определен региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл с 01.01.2020. Поскольку семья ответчика в составе 3-х человек зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, в спорный период Даниловой А.П. оказаны услуги по вывозу, транспортировке, обработке, утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). Для проведения расчетов по услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами по указанному жилому помещению открыт лицевой счет №. Ответчик плату за услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2020 по 31.12.2022 не вносил, вследствие чего образовалась задолженность, которую истец просит взыскать с ответчика.
Решением мирового судьи судебного участка №20 Горномарийского судебного района от 16.02.2024, оставленным без изменения апелляционным определением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18.06.2024, исковые требования ООО «Благоустройство» к Даниловой А.П, о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворены.
Данным решением постановлено:
«Взыскать с Даниловой А,П, (паспорт №) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (ИНН 1207010977) задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 (по адресу: <адрес>, лицевой счет №) в сумме 9741 руб. 27 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп.».
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, не имеется.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд приходит к следующему.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В указанном жилом помещении фактически зарегистрировано 3 человека.
ООО «Благоустройство» на основании заключенных соглашений с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 20.04.2018 и от 12.08.2019 с 01.01.2020 осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора 20.12.2019 были размещены истцом на своем официальном сайте в сети «Интернет» и газете «Марийская правда. Официальный ежедневник» № 24(432) от 20.12.2019.
Согласно территориальной схеме обращения с отходами истец по 2 зоне деятельности с 01.01.2020 оказывает услуги по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО для потребителей – физических лиц. В реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденном постановлением администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от 24.07.2019 № 219-р (в редакции распоряжения от 30.01.2020 № 15-р), для потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, проживающих в жилом доме по адресу: <адрес>, место накопления ТКО определено по адресу: <адрес>.
Согласно расчету истца, за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 у ответчика образовалась задолженность за оказанные услуги ТКО в размере 9 741 руб. 27 коп.
Расчет как таковой ответчиком оспорен не был.
Поскольку не установлено, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществляет, а ответчиком не представлены доказательства самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, либо заключения соответствующих договоров на вывоз ТКО с третьими лицами, а также неиспользования установленных контейнеров для мусора, мировой судья взыскал с ответчика Даниловой А.П. образовавшуюся за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 9 741 руб. 27 коп.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признав их верными, основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно доводов кассационной жалобы заявитель полагает судебные акты незаконными и необоснованными, поскольку письменный договор с истцом на оказание соответствующих услуг она не заключала, в услугам по обращению с ТКО не нуждается, контейнером для сбора ТКО не пользуется, мусор сжигает в печи.
Доводы кассационной жалобы не являются основанием для отмены правильных по существу судебных актов на основании нижеследующего.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148(13) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен включать условия, указанные в подпунктах "а" - "е" и "л" - "с" пункта 19 настоящих Правил, а также порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги и размера платы за коммунальную услугу, в том числе сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов исполнительными органами субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта и информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
Согласно пункту 148(26) Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу статьи 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью
Согласно статье 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
При этом, под региональным оператором по обращению с ТКО в силу абзаца 27 статьи 1 Закона N 89-ФЗ понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности данного регионального оператора.
Пункт 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ устанавливает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пункт 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) потребителями являются собственники ТКО или уполномоченные ими лица, заключившие или обязанные заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО установлена пунктом 9 Правил N 1156.
Пункт 10 указанных Правил устанавливает перечень способов складирования ТКО в местах накопления ТКО, а именно в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
При этом, согласно пункту 15 Правил N 1156 потребителям запрещено складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
В соответствии с названными Правилами места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3); в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание мест (площадок) накопления ТКО и согласование их создания для иных лиц, на которых законом возложена такая обязанность.
При этом реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов; реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункты 11 и 12 Правил).
Таким образом, ответчик несет обязанность по складированию ТКО только в соответствующих законодательству местах накопления, которым является не любая организованная потребителем контейнерная площадка, а только та площадка, которая помимо того, что включена органом местного самоуправления в реестр мест накопления ТКО, должна быть в установленном порядке включена в территориальную схему.
По пункту 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из вышеуказанных положений следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Кроме того, сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из названных положений Кодекса следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
В силу требований действующего законодательства региональный оператор вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, включенных в реестр мест накопления и территориальную схему.
В рамках рассмотрения настоящего дела суды установили, что на территории, прилегающей к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, имеется контейнерная площадка, находящаяся по адресу: <адрес>, включенная в территориальную схему.
Доказательств того, что данная площадка расположена на расстоянии более 100 метров от дома ответчика, последним представлено не было.
При этом, несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывал услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 м расстоянии от жилого дома истца.
Суд кассационной инстанции с выводами судов в указанной части также соглашается.
Доказательств того, что услуга по вывозу ТКО истцом не оказывалась, также представлено не было.
Кассационная коллегия, действуя в пределах своих полномочий, признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
При рассмотрении иска по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними и дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка №20 Горномарийского судебного района от 16.02.2024 и апелляционное определение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18.06.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Даниловой А.П, – без удовлетворения.
Судья Т.М. Крамаренко