Дело № 2 – 410/2023 г.
55RS0024-01-2023-000359-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Нововаршавка 19 декабря 2023 г.
Нововаршавский районный суд Омской области в составе председательствующего Мусаэльянц Е.М., при секретаре Долгушиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Большегривская тепловая компания» к Драгуцану Сергею Антоновичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и встречному исковому заявлению Драгуцана Сергея Антоновича к ООО «Большегривская тепловая компания» об освобождении от уплаты задолженности, обязании установить батареи, обязании установить в доме прибор учета тепла, взыскании компенсации материального и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Большегривская тепловая компания» обратилось в суд с иском к Драгуцану С.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг ссылаясь на то, что жилое помещение общей площадью 95,4 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый №..., находится в собственности ответчика, что подтверждается выпиской из ФГИС ЕГРН об объекте недвижимости.
Жилой дом, в котором расположено указанное жилое помещение, подключен к системе центрального отопления, подачу тепловой энергии осуществляет ООО «Большегривская тепловая компания». Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Плата за отопление рассчитана с учетом площади квартиры ответчика, установленных в предусмотренных законом порядке нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению и тарифов на тепловую энергию.
Плата за жилищно – коммунальные услуги согласно ч.1 ст. 155 ЖК РФ вносится ежемесячно до 10 числа, следующего за истекшим месяцем.
ООО «Большегривская тепловая компания», надлежащим образом исполняет свои обязательства, отапливая жилое помещение, в то время как ответчик, уклоняется от исполнения своей обязанности по оплате коммунальных услуг, имеет задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 75 752,24 руб.
Ответчик неоднократно предупреждался о необходимости погашения задолженности во избежание ее взыскания в принудительном порядке, в частности, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено письмо с уведомлением о необходимости погашения задолженности в сумме 75 752 руб. 24 коп., ответчик письмо получил ДД.ММ.ГГГГ до настоящего момента вышеуказанная задолженность ответчиком не погашена.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 103 Нововаршавского района Омской области был вынесен судебный приказ №... о взыскании с Драгуцана С.А., задолженности по оплате коммунальных услуг в виде отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 33 220,08 руб., в пользу ООО «Большегривская тепловая компания».
ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен мировым судьей судебного участка № 103 в Нововаршавском судебном районе Омской области.
Истец первоначально просил взыскать с Драгуцана С.А. в пользу ООО «Большегривская тепловая компания» задолженность по оплате коммунальных услуг в виде отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 75 752 рубля 24 коп., взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 472,56 руб.
В ходе судебного разбирательства, исковые требования были уточнены, истец просил взыскать сумму денежных средств в размере 33 220,08 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 196,60 руб. (л.д.82).
Представитель ООО «Большегривская тепловая компания», МУП «Жилкоммунсервис» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, просил дело рассмотреть в его отсутствие первоначальный иск удовлетворить.
Драгуцан С.А. обратился со встречным иском к ООО «Большегривская тепловая компания» об освобождении от уплаты задолженности, обязании установить батареи, обязании установить прибор учета тепла, взыскании компенсации материального и морального вреда, в обоснование иска указал на то, что в данной квартире он не проживает, отопительной системы в квартире нет, поэтому расчет денежных средств не может подтверждаться тем, что ответ тепловой компанией дан в том, что они тепло довели только до дома, требования у компании за пределами своих границ. Управляющая компания дала ответ, о том, что договора с его домом нет. Просил обязать ООО «Большегривская тепловая компания» установить батареи в данной квартире, в доме установить прибор учета тепла. Просит взыскать с ООО «Большегривская тепловая компания» неустойку в виде морального и материального вреда в сумме 100 000 рублей.
В судебном заседании Драгуцан С.А. возражал против удовлетворения первоначального иска, встречный иск поддержал полностью, при этом указал на то, что у него отсутствуют батареи в помещении, имеется только труба и стояки, поэтому в помещении ненадлежащий температурный режим, он не должен ничего оплачивать.
Представитель МУП «УК «Коммунальник» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что первоначальные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 3 статьи 539 названного кодекса предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищным законодательством установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 67, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Как указано в части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, определение порядка расчета размера платы за коммунальную услугу законодателем отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что размер платы за отопление рассчитывается истцом в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, также с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства N 603 от 29 июня 2016 г. (далее Постановление N 603), исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством РФ, с учетом приложения № 18 к приказу РЭК Омской области от 20 июня 2016 № 59/27.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
В силу подпункта "с" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.
Таким образом, из приведенных норм материального права следует, что установка приборов учета должна быть обеспечена собственниками помещений дома, а исполнение данных работ - исполнителем коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что с домом, расположенным по адресу: <адрес> нет договора управления с МУП УК «Коммунальник», или с иной управляющей организацией.
Из кадастрового паспорта помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровый номер здания (сооружения), в котором расположено жилое помещение: проставлен прочерк.
Из постановления главы Большегривского городского поселения Нововаршавского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «О присвоении адреса объекту недвижимости в р.п. Большегривское» следует, что присвоен объекту недвижимости, общей площадью 95,4 кв.м. (квартира), адрес: <адрес> (на основании постановления Главы Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №... п «О признании утратившим силу постановления Главы Администрации Нововаршавского района от ДД.ММ.ГГГГ №... «О присвоении статуса общежития жилого <адрес>».).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ранее указанный двухэтажный многоквартирный дом по адресу: <адрес> был общежитием, который затем утратил указанный статус.
Отдельные квартиры в указанном здании, оформлены в собственность.
Согласно части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Между тем, в материалах дела, сведений о том, что управление домом по <адрес>, осуществляется управляющей организацией не имеется.
Статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
Согласно ст. 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 354, которые при наличии схожих регулирующих норм гражданского законодательства имеют над ними приоритет.
Из пункта 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае если объекты, в том числе МКД, в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 ФЗ N 261 не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования таких объектов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, однако обязанность по совершению указанных действий на ООО «Большегривская тепловая компания» может быть реализована при наличии технической возможности и после принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, поскольку затем расходы на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета должны быть возмещены ООО «Большегривская тепловая компания» собственниками помещений многоквартирного дома, в соответствии с Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Вместе с тем, в силу предл. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в вышеперечисленных домах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Поскольку указанный жилой дом по адресу <адрес>, ранее был общежитием, на данный момент управляющей компании в данном доме не имеется, выборочно оформлены квартиры в собственность, в том числе истцом по встречному иску Драгуцан С.А. в своей квартире убрал перегородки между комнатами, представленными доказательствами подтверждено отсутствие технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 N 485/пр утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии).
В соответствии с пунктом 2 Критериев техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) (подпункт "а"); при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании (подпункт "б"); в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями (подпункт "в").
В спорном жилом доме отсутствует техническая возможность установки прибора учета.
При указанных обстоятельствах, требования Драгуцана С.А. об обязании установить в доме прибор учета тепла не подлежит удовлетворению.
Не установление общедомового прибора учета тепла на нарушает права истца по встречному иску.
В соответствии с п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Таким образом, установка общедомового прибора учета направлена прежде всего для выявления несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и оплаты общедомовых нужд.
Оплата собственником жилья по нормативу потребления не влечет нарушение прав истца по встречному иску, поскольку она рассчитана по соответствующей формуле, исходя из размера жилого помещения.
При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 1 июня 2013 г. размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 июля 2018 г. N 30-П указал на необходимость при осуществлении расчетов за тепловую энергию использовать показания индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного собственником помещения многоквартирного дома. В этом же постановлении, а также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 46-П указано на то, что проведение расчетов по показаниям индивидуального прибора учета не исключает обязанности собственника помещения оплатить часть ресурса, которая использована на отопление мест общего пользования многоквартирного дома.
При указанных обстоятельствах, Драгуцан С.А. не лишен права установки индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> может быть также принято решение об установке и вводе в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета при приведении дома в надлежащее техническое состояние.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что собственники многоквартирного дома в установленном порядке соответствующих решений не принимали и с заявлением по данному поводу в ООО «Большегривская тепловая компания» не обращались.
В индивидуальном порядке Драгуцан С.А. так же с заявлением в ООО «Большегривская тепловая компания» об установлении в многоквартирном доме прибора учета тепла не обращался.
Возложение при вынесении настоящего решения обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета на ООО «Большегривская тепловая компания», без предварительного согласования и принятия соответствующего решения всеми собственниками многоквартирного дома повлечет необоснованное несение расходов на иных собственников жилья.
Относительно доводов Драгуцана С.А. того, что не имеется в квартире, принадлежащей ему, приборов отопления суд приходит к следующему.
В судебном заседании Драгуцан С.А. указывал на то, что трубы системы отопления имеются и ему пришлось их переваривать, поскольку они были гнилые, квартира прогревается, но ненадлежащим образом. Поскольку отопления нет, он не должен производить оплату.
В соответствии с пунктом 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года, отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления. Собственник и пользователь отдельного помещения в любом случае не может быть освобожден от оплаты отопления на общедомовые нужды.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П).
Демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов и т.п.), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, позволяют собственнику (владельцу) не применять автономную систему отопления.
В результате такой собственник (владелец) ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий.
Таким образом, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного жилого дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
С учетом приведенных нормативно-правовых актов и правовых позиций по настоящему делу Драгуцан С.А. может быть освобождён от оплаты задолженности по оплате коммунальных услуг в случае установления двух юридически значимых обстоятельств: соблюдение порядка демонтажа системы отопления и отсутствие фактического потребления тепловой энергии. Однако указанные обстоятельства не установлены в судебном заседании. Так, Драгуцан С.А. в судебном заседании пояснял, что помещение отапливается. Не представил доказательства соблюдения порядка демонтажа системы.
Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что он варил систему отопления, когда собственником был Драгуцан С.А. поскольку предыдущая труба была ржавая.
Показания свидетеля не подтверждают того, что батарей не было изначально, при приобретении указанной квартиры, поскольку свидетель не присутствовал при сделке, иных доказательств, подтверждающих то, что квартира приобретена без батарей, Драгуцаном С.А. не представлено.
Акт составленный, ДД.ММ.ГГГГ не может быть принят во внимание, поскольку оплата взыскивается за иной период времени.
Кроме того, из фото материалов видно, что в помещении полностью снесены стены и перегородки комнат, тогда как по правоустанавливающим документам, квартира состоит из трех комнат.
Из пояснений Драгуцана С.А. следует, что он хотел в данном помещении обустроить парикмахерскую.
Между тем, разрешение на перепланировку и реконструкцию жилого помещения в установленном законном порядке Драгуцаном С.А. получено не было. Самовольная перепланировка запрещена законом.
Само по себе отсутствие в помещении радиаторов отопления не исключает возможности потребления тепловой энергии, поскольку предполагается, что собственники многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.
В судебном заседании установлено, что через квартиру Драгуцана С.А. проходят стояки отопления, имеется труба отопления, через которую поступает тепло в его квартиру. При этом доказательств, подтверждающих, что изоляция названных элементов системы отопления исключает поступление тепловой энергии в жилое помещение в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, наличие теплопотребления в принадлежащем Драгуцану С.А. помещении от проходящего через него трубопровода системы отопления многоквартирного жилого дома, презумпция потребления помещением Драгуцана С.А. тепла от проходящих через них трубопроводов отопления многоквартирного дома ничем объективно не опровергнута.
Истцом по встречному иску не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав со стороны ответчика (ООО «Большегривская тепловая компания»), тогда как судебной защите согласно статье 3 ГПК РФ подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы.
Встречное исковое заявление в части возложения обязанности по установке батарей на ООО «Большегривская тепловая компания» не подлежит удовлетворению, поскольку в силу ст. 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании не установлено наличие обязанности ООО «Большегривская тепловая компания» по установке батарей, вина ресурсонабжающей организации в отсутствии указанных батарей отсутствует, оснований для возложения обязанности на ООО «Большегривская тепловая компания» установить батареи в квартире истца по встречному иску не имеется.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, предусмотрен механизм восстановления прав потребителя вследствие предоставления ему услуг ненадлежащего качества - путем перерасчета платы за такую услугу.
В соответствии с пунктом 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно пункту 101 Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Процедура установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, как это следует из пунктов 105, 106 Правил, предполагает сообщение потребителем о нарушении качества коммунальной услуги с обязательной регистрацией данного факта аварийно-диспетчерской службой, проведение проверки по поступившему обращению с последующим составлением акта по результатам проверки, проведенной по факту оказания услуги ненадлежащего качества.
При этом порядок определения периода, в течение которого коммунальная услуга предоставляется с нарушениями, установлен пунктами 111, 112 Правил, согласно которым датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил).
Разделом VI требований к качеству коммунальных услуг, приведенных в Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определены условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению при предоставлении ее ненадлежащего качества.
Тем самым, Правилами предусмотрена как процедура установления самого факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, так и периода нарушения качества коммунальной услуги, порядка и размера уменьшения платы за указанную коммунальную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей") (пункт 22).
Драгуцан С.А. не обращался к ООО «Большегривская тепловая компания», не фиксировал факт ненадлежащего качества услуги «отопление», кроме того самовольная перепланировка жилого помещения не позволяет сделать вывод о предоставлении услуги ненадлежащего качества, требования об освобождении об оплате именно в связи с ненадлежащим оказанием услуг, заявлено не было.
В связи с отказом в удовлетворении встречного иска Драгуцана С.А. к ООО «Большегривская тепловая компания» об освобождении от уплаты задолженности, обязании установить батареи, обязании установить прибор учета тепла, нарушений прав истца по встречному иску не имеется, производные требования о взыскании с ООО «Большегривская тепловая компания» материального и морального вреда в сумме 100 000 рублей не подлежат удовлетворению.
Требования истца по первоначальному иску о взыскании с ответчика задолженности по отоплению услугам подлежащими удовлетворению на сумму 33 220,08 рублей, которая образовалась за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании Постановления Конституционного Суда РФ постановлением Правительства РФ от 26.06.2021 N 1018 были внесены соответствующие изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Приложение 2 к которым дополнено формулой 2(3-1), по смыслу которой в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении оказывается равным нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в этом жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство этого жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, начисление платы за отопление, истцом производилось по нормативу по формуле, установленной п. 2 (3-1) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" для многоквартирных домов, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, согласно п. 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, с учетом Приложения N 18 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 июня 2016 г. N 59/27, согласно которому, нормативы установлены исходя из расчетной продолжительности отопительного периода 8 календарных месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель) независимо от даты фактического начала и окончания отопительного периода.
Судом проверен расчет и признан правильным, поскольку ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 103 в Нововаршавском судебном районе Омской области взыскана с Драгуцана С.А. задолженность по оплате коммунальных услуг в виде отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 33220,08 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 598,30 руб., ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № 103 в Нововаршавском судебном районе Омской области указанный судебный приказ отменен.
Первоначально иск был заявлен на сумму 75 752,24 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что и.о. мирового судьи судебного участка № 103 в Нововаршавском судебном районе Омской области взыскана с Драгуцана С.А. задолженность по оплате коммунальных услуг в виде отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 42532,16 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 738 руб.
Согласно ч. 1 ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
Поскольку первоначально исковое заявление было направлено на сумму 75 752,24 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании установлено, что на указанную сумму выносилось два судебных приказа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 33220,08 руб., и на сумму 42 532,16 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, последний судебный приказ не был отменен, поэтому сумма денежных средств в размере 33220,08 руб., является правильной и полежит взысканию.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в сумме 2472,56 рублей. Государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, также подлежит взысканию с ответчика в размере 1196,60 рублей, в соответствии с размером удовлетворённых требований.
С учетом того, что размер исковых требований имущественного характера был уменьшен истцом в ходе рассмотрения дела, в данном случае излишне уплаченная государственная пошлина на основании пункта 10 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату в сумме 1275,96 рублей.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 33 220,08 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1196,60 ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1 275,96 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.12.2023 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░