Решение от 21.04.2021 по делу № 8Г-3141/2021 [88-4807/2021] от 09.02.2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело №88-4807/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                        21 апреля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего:                     Бакулина А.А.,

судей:                                    Рогачевой В.В. и Нестеровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Можаевой Ольги Витальевны на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 октября 2020 года по делу №2-5188/2020 по иску Можаевой Ольги Витальевны к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании постановления незаконным в части, обязании восстановить в списке граждан на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и взыскании денежной компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Можаева О.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.05.2020 №5/1214 в части исключения Можаевой О.В. с составом семьи 4 человека с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «молодая семья», возложении обязанности восстановить Можаеву О.В. и членов её семьи на этом учете с 11.05.2017 и взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 100.000 руб., указав в обоснование своих требований, что ответчик незаконно снял её семью с соответствующего учета по причине того, что возраст Можаевой О.В. и её супруга превысил 35 лет.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 октября 2020 года, в удовлетворении иска Можаевой О.В. отказано.

В кассационной жалобе, направленной по электронной почте 22 января 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 09 февраля 2021 года, истица Можаева О.В. просит об отмене решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 августа 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 октября 2020 года, считая их не соответствующими нормам материального права и принятыми без учета всех юридически значимых обстоятельств, с вынесением по делу нового судебного постановления об удовлетворении заявленных ею требований.

Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Можаевой О.В., представителя ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» и третьего лица Можаева С.Е., надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.

Судами первой и второй инстанции правильно применены нормы материального права, определены и на основе надлежащей оценки доказательств установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение, исходя из которых сделаны правильные выводы по существу спора.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Можаева (Шестакова) О.В., 20.04.1984 года рождения, 21.09.2013 вступила в брак с Можаевым С.Е., 07.10.1982 года рождения.

В браке у Можаевой О.В. и Можаева С.Е. родились дети: Матвей, 15.05.2015 года рождения, и Стефан, 17.02.2017 года рождения.

Семья Можаевых зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: г.Сыктывкар, п.Верхняя Максаковка, ул.Лесная, д.2а, кв.29, общей площадью 11,8 кв.м., принадлежащей на праве собственности Можаевой О.В.

11 мая 2017 года Можаева О.В. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья».

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 24.05.2017 №5/1864 Можаева О.В. с составом семьи 4 человека, включая супруга Можаева С.Е. и детей Можаева М.С. и Можаева С.С., принята на учет граждан на предоставление социальных выплат на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» с датой постановки на учет 11.05.2017.

Письмом от 26.05.2017 за №44-01/102941 администрация МО ГО «Сыктывкар» уведомила Можаеву О.В. о принятом решении, указав также на необходимость пройти переучет в июне 2020 года.

21 мая 2020 года Можаева О.В. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о подтверждении нуждаемости состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ по категории «молодая семья».

По результатам рассмотрения представленных Можаевой О.В. документов администрацией МО ГО «Сыктывкар» принято решение об исключении Можаевой О.В. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ по категории «молодая семья» в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальной выплаты (п.2 ч.7 ст.3 данного Закона) ввиду достижения Можаевой О.В. возраста 36 лет, а её супругом – 37 лет.

Об исключении с учета администрация МО ГО «Сыктывкар» уведомила Можаеву О.В. письмом от 28.05.2020 за №81-02/204146.

Разрешая спор и отказывая Можаевой О.В. в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался Законом Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья», Федеральной целевой программой «Жилище» и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (далее - Правила), а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.12.2019 № 3449-О, и исходил из того, что достижение Можаевой О.В. и Можаевым С.Е., состоящими на учете на получение социальной выплаты по категории «молодая семья» возраста 35 лет, является основанием для снятия их с соответствующего учета (п.2 ч.7 ст. 3 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ).

Суд кассационной инстанции соответствующие выводы судов считает правильными.

Все обстоятельства, на которые ссылалась истица в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к правоотношениям сторон законодательства.

Как правильно указано судами, основанием исключения истицы и членов её семьи с учета на получение социальной выплаты послужил п.2 ч.7 ст.3 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ, предусматривающий снятие граждан с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Из положений Федеральной целевой программы «Жилище» и Правил следует, что участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Таким требованиям на момент включения её семьи в список претендентов на получение социальной выплаты истица и её супруг соответствовали.

Вместе с тем, из пункта 27 Правил следует, что после доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

При этом указанным пунктом Правил прямо предусмотрено, что если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, как правильно указано судами, из содержания п.27 Правил следует, что списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат формируются ежегодно из числа участников мероприятий ведомственной целевой программы, и при формировании данного списка компетентный орган не только вправе, но и обязан принять решение об исключении из числа претендентов лиц, достигших возраста 35 лет. Такое правовое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.

Кроме того, вопрос об исключении из числа претендентов лиц, достигших возраста 35 лет, может быть решен и в ходе проведения переучета граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья, который в соответствии с ч.3 ст.5 Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ проводится уполномоченным органом один раз в три года.

В связи с этим достижение Можаевой О.В. и Можаевым С.Е., состоящими на учете на получение социальной выплаты по категории «молодая семья» возраста 35 лет, обоснованно послужило основанием для снятия их ответчиком с соответствующего учета согласно п.2 ч.7 ст.3 Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ.

Доводы кассационной жалобы истицы основаны на неправильном понимании ею положений закона, регламентирующих порядок и условия предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках Федеральной целевой программы «Жилище», и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ.

Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-3141/2021 [88-4807/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Можаева Ольга Витальевна
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Можаев Станислав Евгеньевич
ВАВИЛИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Рогачева Вера Владимировна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
21.04.2021Судебное заседание
21.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее