Решение по делу № 2-5274/2015 от 09.06.2015

Дело № № ******

Мотивированное решение изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя истца ФИО1ФИО6,

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО7,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения и права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании решения незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит:

- признать за ним и членами его семьи: сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение жилого помещения по установленным нормам за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и право состоять на учете в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

- признать решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об отказе в принятии ФИО1 с составом семьи три человека на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным;

- обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации решить вопрос о принятии ФИО1 и членов его семьи: сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включению ФИО1 и членов его семьи – сына ФИО2 и сына ФИО3 в единый реестр военнослужащих, принятых на учет ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В обоснование иска ФИО1 указал, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части № ******. Был уволен с военной службы приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. На момент окончания военной службы выслуга лет истца в календарном исчислении составила 23 года 08 месяцев 28 дней. Жильем для постоянного проживания истец обеспечен не был. В период прохождения истцом военной службы, ДД.ММ.ГГГГ он ответчиком ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи четыре человека: истец, его супруга ФИО5, дети – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ответчиком истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ При увольнении с военной службы истец информировал командование о необеспечении жильем по установленным нормам и изъявил желание уволиться из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам в избранном месте жительства – <адрес>. Командованием пожелания истца не были учтены. После увольнения с военной службы истец был снят с учета нуждающихся решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. В последующем, ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с просьбой принять его на учет нуждающихся с составом семьи четыре человека. В период рассмотрения заявления брак между истцом и ФИО5 был расторгнут. Данные сведения были представлены истцом ответчику. ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации было принято решение № № ****** которым истцу отказано в принятии его и его детей на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию отсутствия у истца статуса военнослужащего, а также в связи с тем, что истец на момент увольнения с военной службы на учете нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в списках очередников для получения жилого помещения не состоял. С таким решением истец не согласен, поскольку он до увольнения с военной службы был принят на учет нуждающихся с составом семьи четыре человека, приобрел право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.

В судебном заседании представитель истца ФИО1ФИО6 исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, истцом не оспаривалось.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что военнослужащий приобретает право на получение жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», только в том случае, если он нуждается в обеспечении жилым помещением. Жилое помещение военнослужащему предоставляется с соблюдением установленного порядка. Истец имел в собственности жилое помещение, которое он продал в 2009 году. На момент увольнения установленный законом пятилетний срок со дня отчуждения жилого помещения не истек. Поэтому истец не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении. В период прохождения военной службы истец не признавался нуждающимся в обеспечении постоянным жильем решением жилищной комиссии войсковой части. При подаче документов для постановки на учет в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации истцом было предоставлено заявление, составленное по установленной форме, где необходимо указывать информацию о наличии жилых помещений. Данные сведения заполняются самим военнослужащим и подписываются членами его семьи. В таком заявлении военнослужащий указывает, что предупрежден о требованиях закона и о последствиях предоставления сведений, не соответствующих действительности. В указанном заявлении истец не указал сведений об имеющемся у него в собственности жилом помещении. При проверке документов учетного дела истца учреждением были запрошены сведения из Росреестра, после чего выяснилось, что истец совершил сделку по отчуждению жилого помещения. Принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях в настоящее время не представляется возможным, поскольку это противоречит нормам действующего законодательства.

Истец ФИО1, действующий также в интересах третьих лиц – своих несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3 – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просил рассматривать дело без своего участия. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации, с учетом мнения представителей сторон, суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, был уволен с военной службы в связи достижением предельного возраста пребывания на военной службе и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части № ****** Общая продолжительность военной службы истца в календарном исчислении на момент увольнения с военной службы составила 23 года 8 месяцев 28 дней.

Истец зарегистрирован и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>

На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1280).

В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона

В соответствии с п. 13 ст. 15 указанного Федерального закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

В соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), с приложением необходимых документов.

Согласно п. 3 указанной Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В силу п. 5 Инструкции решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1455 определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований вышеуказанной Инструкции, с заявлением, в котором просил принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, с составом семьи – четыре человека (супруга ФИО5, дети – ФИО2, ФИО3).

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** истец, его супруга и дети были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако впоследствии, в связи с получением ответчиком из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведений об отчуждении истцом ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, ФИО1 и члены его семьи решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** были сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений.

Факт отчуждения истцом жилого помещения его представителем в судебном заседании не оспаривался и подтверждается копией договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 продал и передал, а ФИО8 в лице своего представителя ФИО9 купил и принял в собственность недвижимое имущество, принадлежащее ФИО1 на праве собственности – земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 1474 кв.м и жилой дом общей площадью 72,6 кв.м с хозяйственными строениями и сооружениями (сараи, летняя кухня с сенями, сарай с погребом, уборная, забор), находящиеся по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Государственная регистрация перехода права собственности на жилой дом на основании указанного договора произведена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512) в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.

В исковом заявлении ФИО1 указал, что избрал постоянное место жительства в <адрес>. Решением Совета депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** с ДД.ММ.ГГГГ на территории городского округа <адрес> учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 8 квадратных метров общей площади, приходящейся на долю каждого проживающего.

В <адрес> <адрес>, где в настоящее время проживает истец, Постановлением <адрес> утверждена учетная норма в размере 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

На момент отчуждения истцом жилого дома по адресу: <адрес>, р.<адрес> состав его семьи составлял четыре человека. Таким образом, на каждого члена семьи истца приходилось по 18,15 кв.м общей площади жилого помещения (72,6 : 4), что превышает установленную как в <адрес>, так и в <адрес> учетную норму. Таким образом, до отчуждения жилого дома по адресу: <адрес>, р.<адрес> истец и члены его семьи были обеспечены площадью жилого помещения свыше учетной нормы, а потому не могли быть поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Данная общая норма подлежит применению и при разрешении вопроса о жилищных правах военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», поскольку специальным законодательством иного последствия намеренного ухудшения жилищных условий для военнослужащих не установлено.

Следовательно, ввиду совершения сделки, которая повлекла ухудшение жилищных условий истца, он не мог быть принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма ранее 22.09.2014.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно материалам учетного дела ФИО1, он при обращении в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ не указал сведения о нахождении в его собственности жилого дома по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Данная информация была получена ответчиком позже, после запроса соответствующих сведений в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, ввиду того, что в представленных истцом в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации содержались сведения, не соответствующие действительности, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации вполне обоснованно приняло решение от ДД.ММ.ГГГГ № ****** о снятии истца с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма. Более того, данное решение истцом не оспаривалось ранее и не оспаривается в рамках настоящего дела.

После принятия ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации решения о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в жилом помещении, он повторно обратился к ответчику с заявлением о постановке его на указанный учет. Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** истцу в постановке на учет было отказано.

Указанное решение ответчика также соответствует закону, поскольку в связи с тем, что истец был исключен из списков личного состава войсковой части в ДД.ММ.ГГГГ года, до истечения пятилетнего срока со дня отчуждения им жилого дома, он утратил право на обеспечение его жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Иными словами, на дату истечения пятилетнего срока, установленного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ФИО1 утратил статус военнослужащего, а потому утратил и право требовать обеспечения его жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации, в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Факт постановки истца до увольнения с военной службы на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма значения не имеет, поскольку впоследствии истец был снят с данного учета решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, не оспоренным в судебном порядке.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обоснованно отказало ФИО1 принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В связи с этим исковые требования ФИО1, предъявленные им к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» как к специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации, не подлежат удовлетворению.

В то же время, ФИО1 не лишен возможности обратиться в орган местного самоуправления по месту его жительства с заявлением о принятии его на учет малоимущих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общем порядке, установленном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения и права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

2-5274/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузьмин В.В.
Ответчики
ФГКУ"Центрегионжилье"
Другие
Кузьмин Е.В.
Кузьмин М.В.
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
oktiabrsky.svd.sudrf.ru
09.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2015Передача материалов судье
11.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2015Судебное заседание
14.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее