Решение по делу № 33-11038/2024 от 22.08.2024

Судья – Мень О.А.

Дело № 33-11038/2024

(№ 2-547/2024; 59RS0042-01-2024-001500-77 )

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 26 сентября 20024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Новоселовой Д.В.,

судей Ивановой Е.В., Петуховой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Покровской Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Чернушинского района на решение Чернушинского городского суда Пермского края от 04.07.2024 по гражданскому делу по иску прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» о возложении обязанности обеспечить организацию на официальном сайте личного кабинета пользователя для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, обеспечить на сайте информации.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения представителя истца старшего помощника прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Чернушинского района Пермского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Тепловые сети» о возложении обязанности обеспечить организацию информации на официальном сайте личного кабинета пользователя для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, указав, что прокуратурой Чернушинского района в рамках осуществления надзора за исполнением градостроительного законодательства проведена проверка исполнения МУП «Тепловые сети» законодательства об обеспечении условий для технологического подключения потребителей, в ходе которой установлены существенные нарушения в указанной сфере. Организацией, обеспечивающей теплоснабжение на территории Чернушинского городского округа является МУП «Тепловые сети». В ходе проверки установлено, что МУП «Тепловые сети» имеет официальный сайт https://teplo-chern.ru/. При этом, в нарушении действующего законодательства на официальном сайте личный кабинет для юридических лиц не организован. В разделе сайта «Личный кабинет» содержится информация о том, что кабинет для юридических лиц находится в стадии разработки. На официальном сайте теплоснабжающей организации не размещена информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля, не обеспечена возможность пройти процедуру регистрации в личном кабинете и как следствие получить идентификатор и пароль. По причине отсутствия личного кабинета пользователя для юридических лиц МУП «Тепловые сети» не обеспечена возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок в режиме реального времени. Таким образом, имеет место нарушение законных прав неопределенного круга лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Чернушинского городского округа на доступность подачи заявок на заключение договора о технологическом подключении в форме электронного документа.

Истец просит суд возложить на МУП «Тепловые сети» Чернушинского городского округа обязанность обеспечить организацию на официальном сайте личного кабинета пользователя для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с возможностью подачи заявок и документов на технологическое подключение в электронной форме с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта с возможностью получения заявителями идентификатора и пароля посредством регистрации на сайте; обеспечить размещение на сайте информации о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля к личному кабинету для физических и юридических лиц.

В судебном заседании прокурор Баяндин Г.В. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что нарушения не устранены, просил возложить на ответчика обязанность устранить нарушения в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика МУП «Тепловые сети» в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, суду пояснила, что в действующей редакции постановления правительства ресурсоснабжающая организация определяет порядок подачи документов и заявок, главное чтобы была возможность подать документы как в электронном, так и в бумажном варианте.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Об отмене данного решения просит в апелляционном представлении прокуратура Чернушинского района, указывает на то, что пунктом 40 Правил подключения предусмотрено два возможных способа подачи заявки по выбору - подать заявление через личный кабинет на сайте теплоснабжающей организации, либо же воспользоваться сервисом портала Госуслуг, однако данная норма не предусматривает право выбора исполнителя, каким образом реализовать возможность получения заявки от заявителя, в том числе, не содержит возможность реализовать лишь один из предложенных способов получения заявки на технологическое подключение. Субъективному праву заявителя, обращающегося с заявкой на технологическое подключение должна корреспондировать юридическая обязанность теплоснабжающей организации обеспечить возможность реализации такого права, следовательно, при отсутствии хотя бы одного из способов подачи заявки, определенных пунктом 40 Правил подключения, право заявителя воспользоваться тем или иным способом будет ограничено и ущемлено. Суд, признав установленным факт отсутствия разработанного и функционирующего личного кабинета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сайте МУП «Тепловые сети», сделал вывод о том, что в настоящий момент реализация организацией лишь одного из способов подачи заявки на технологическое подключение является правомерной, а значит, нормы абз. 5, 6 п. 40 Правил подключения позволяют теплоснабжающей организации выбрать, какой из способов получения заявок реализовать (устанавливают не обязанность, а право организации), однако такая позиция противоречит нормам права, поскольку в силу абз. 6 п. 40 Правил подключения прямо установлена обязанность теплоснабжающей организации обеспечить процедуру получения идентификатора и пароля от личного кабинета посредством регистрации на сайте. В связи с чем заявитель полагает, что положения п. 40 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2115 истолкованы судом неверно.

Помимо этого заявитель ссылается на то, что в решении суд указывает, что постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2024 № 864 изменяет порядок технологического подключения к тепловым сетям, в том числе, порядок подачи заявки на подключение и организацию обмена документами между заявителем и исполнителем, однако и действующая на момент подачи искового заявления редакция Правил подключения содержит обязанность теплоснабжающей организации обеспечить процедуру получения идентификатора и пароля от личного кабинета посредством регистрации на сайте, при этом, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2024 № 864 определено, что оно вступает в силу с 01.03.2025, в связи с чем на момент принятия решения суда от 04.07.2024 постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2024 № 864, на которое ссылается суд, не вступило в силу. На основании изложенного заявитель считает, что суд при принятии решения по делу применил нормативно-правовой акт, не подлежащий применению, положив его в основу решения, не мотивировал в решении причины отклонения доводов истца о толковании норм права, в связи с чем просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В письменных возражениях на апелляционное представление МУП «Тепловые сети» Чернушинского городского округа просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Пермской краевой прокуратуры на доводах апелляционного представления настаивает.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможно рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

При рассмотрении спора судом установлено и следует из материалов дела, что организацией, обеспечивающей теплоснабжение на территории Чернушинского городского округа является МУП «Тепловые сети».

Прокуратурой Чернушинского района в рамках осуществления надзора за исполнением градостроительного законодательства проведена проверка исполнения МУП «Тепловые сети» законодательства об обеспечении условий для технологического подключения потребителей, в ходе, которой установлены существенные нарушения в указанной сфере.

В ходе проверки установлено, что МУП «Тепловые сети» имеет официальный сайт https://teplo-chern.ru/.

На официальном сайте личный кабинет для юридических лиц не организован.

В разделе сайта «Личный кабинет» содержится информация о том, что кабинет для юридических лиц находится в стадии разработки. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются, подтверждаются коммерческим предложением на разработку личного кабинета клиента.

Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями статей 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 13, 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 35, 40 Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2115, суд пришел к выводу, что по причине отсутствия личного кабинета пользователя для юридических лиц МУП «Тепловые сети» не обеспечена возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок в режиме реального времени. Также, исходя из того, что установлена возможность обращения юридических лиц в электронном виде посредством единого портала Госуслуг, что представителем истца не оспаривается, и подтверждается инструкцией по работе с Веб-виджетом «Платформы обратной связи» на сайте Госуслуги, суд пришел к выводу о том, что на момент принятия решения изменились требования к получению технических условий подключения, заключения договора о подключении и оформления акта о подключении, исполнитель обеспечивает возможность подачи заявителем запроса о предоставлении технических условий подключения или заявки на заключение договора о подключении и обмена между исполнителем и заявителем документами любым способом, с учётом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2024 № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», где для исполнителя определена обязанность обеспечить посредством своего официального сайта в сети «Интернет» возможность получения заявителями, в том числе юридическими лицами на безвозмездной основе идентификатора и пароля, и которое вступает в силу с 01.04.2025, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции полагает, что решение

Чернушинского городского суда Пермского края от 04.07.2024 подлежит отмене ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.

Согласно абз. 5 пункта 40 «Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115 (далее – Правила), подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта теплоснабжающей или теплосетевой организации в порядке, установленном исполнителем, либо посредством единой системы идентификации и аутентификации информационно-телекоммуникационных инструментов, предоставленных единым порталом государственных услуг. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте теплоснабжающей или теплосетевой организации. Для получения идентификатора и пароля заявитель проходит процедуру регистрации на указанном сайте с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета заявителя - для физических лиц, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя и идентификационного номера налогоплательщика - для индивидуальных предпринимателей, основного государственного регистрационного номера и идентификационного номера налогоплательщика - для юридических лиц.

Из буквального толкования данной нормы следует, что заявитель вправе сам выбирать, каким способом подавать заявки и документы - с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта теплоснабжающей или теплосетевой организации в порядке, установленном исполнителем, либо посредством единой системы идентификации и аутентификации информационно-телекоммуникационных инструментов, предоставленных единым порталом государственных услуг.

Вместе с тем ответчиком обеспечен только один из двух предусмотренных данными Правилами способов подачи заявок и документов – через единый портал госуслуг. Данное обстоятельство лишает заявителей возможности выбора между двумя способами, право на которые предусмотрены п. 40 Правил.

Позиция ответчика, по мнению суда апелляционной инстанции, основана на неверном толковании норм права.

Также абз. 40 Правил предусмотрена обязанность теплоснабжающей или теплосетевой организации размещать на своём сайте информацию о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля, для получения которых заявитель проходит процедуру регистрации на указанном сайте.

Ссылка суда на Постановление Правительства РФ от 27.06.2024 № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» является безосновательной, поскольку данное постановление не вступило в законную силу.

В связи с этим судебная коллегия полагает, что решение Чернушинского городского суда Пермского края от 04.07.2024 подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора, заявленных в интересах неопределённого круга лиц, в полном объеме. При этом судебная коллегия не усматривает оснований для установления срока исполнения ответчиком возложенной на него обязанности в течение 6 месяцев, поскольку прокурором требования об этом надлежащим образом не заявлялись, устное заявление под протокол судебного заседания об установлении срока исполнения решения не является уточнением исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку все уточнения иска должны быть сделаны в письменном виде.

Вместе с тем ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением о предоставлении ему отсрочки исполнения решения суда при наличии к тому объективных оснований.

Согласно п. 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное представление прокуратуры Чернушинского района удовлетворить.

Решение Чернушинского городского суда Пермского края от 04.07.2024- отменить. Принять по делу новое решение.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» Чернушинского городского округа обязанность:

-обеспечить организацию на официальном сайте личного кабинета пользователя для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возможности подачи заявок и документов на технологическое подключение в электронной форме с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта, с возможностью получения заявителями идентификатора и пароля посредством регистрации на сайте;

- обеспечить размещение на сайте информации о порядке выдачи и использования пароля к личному кабинету для физических и юридических лиц.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» Чернушинского городского округа государственную пошлину 6000 рублей в доход местного бюджета.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 октября 2024 года.

Судья – Мень О.А.

Дело № 33-11038/2024

(№ 2-547/2024; 59RS0042-01-2024-001500-77 )

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 26 сентября 20024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Новоселовой Д.В.,

судей Ивановой Е.В., Петуховой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Покровской Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Чернушинского района на решение Чернушинского городского суда Пермского края от 04.07.2024 по гражданскому делу по иску прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» о возложении обязанности обеспечить организацию на официальном сайте личного кабинета пользователя для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, обеспечить на сайте информации.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения представителя истца старшего помощника прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Чернушинского района Пермского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Тепловые сети» о возложении обязанности обеспечить организацию информации на официальном сайте личного кабинета пользователя для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, указав, что прокуратурой Чернушинского района в рамках осуществления надзора за исполнением градостроительного законодательства проведена проверка исполнения МУП «Тепловые сети» законодательства об обеспечении условий для технологического подключения потребителей, в ходе которой установлены существенные нарушения в указанной сфере. Организацией, обеспечивающей теплоснабжение на территории Чернушинского городского округа является МУП «Тепловые сети». В ходе проверки установлено, что МУП «Тепловые сети» имеет официальный сайт https://teplo-chern.ru/. При этом, в нарушении действующего законодательства на официальном сайте личный кабинет для юридических лиц не организован. В разделе сайта «Личный кабинет» содержится информация о том, что кабинет для юридических лиц находится в стадии разработки. На официальном сайте теплоснабжающей организации не размещена информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля, не обеспечена возможность пройти процедуру регистрации в личном кабинете и как следствие получить идентификатор и пароль. По причине отсутствия личного кабинета пользователя для юридических лиц МУП «Тепловые сети» не обеспечена возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок в режиме реального времени. Таким образом, имеет место нарушение законных прав неопределенного круга лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Чернушинского городского округа на доступность подачи заявок на заключение договора о технологическом подключении в форме электронного документа.

Истец просит суд возложить на МУП «Тепловые сети» Чернушинского городского округа обязанность обеспечить организацию на официальном сайте личного кабинета пользователя для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с возможностью подачи заявок и документов на технологическое подключение в электронной форме с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта с возможностью получения заявителями идентификатора и пароля посредством регистрации на сайте; обеспечить размещение на сайте информации о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля к личному кабинету для физических и юридических лиц.

В судебном заседании прокурор Баяндин Г.В. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении, пояснил, что нарушения не устранены, просил возложить на ответчика обязанность устранить нарушения в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика МУП «Тепловые сети» в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, суду пояснила, что в действующей редакции постановления правительства ресурсоснабжающая организация определяет порядок подачи документов и заявок, главное чтобы была возможность подать документы как в электронном, так и в бумажном варианте.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Об отмене данного решения просит в апелляционном представлении прокуратура Чернушинского района, указывает на то, что пунктом 40 Правил подключения предусмотрено два возможных способа подачи заявки по выбору - подать заявление через личный кабинет на сайте теплоснабжающей организации, либо же воспользоваться сервисом портала Госуслуг, однако данная норма не предусматривает право выбора исполнителя, каким образом реализовать возможность получения заявки от заявителя, в том числе, не содержит возможность реализовать лишь один из предложенных способов получения заявки на технологическое подключение. Субъективному праву заявителя, обращающегося с заявкой на технологическое подключение должна корреспондировать юридическая обязанность теплоснабжающей организации обеспечить возможность реализации такого права, следовательно, при отсутствии хотя бы одного из способов подачи заявки, определенных пунктом 40 Правил подключения, право заявителя воспользоваться тем или иным способом будет ограничено и ущемлено. Суд, признав установленным факт отсутствия разработанного и функционирующего личного кабинета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сайте МУП «Тепловые сети», сделал вывод о том, что в настоящий момент реализация организацией лишь одного из способов подачи заявки на технологическое подключение является правомерной, а значит, нормы абз. 5, 6 п. 40 Правил подключения позволяют теплоснабжающей организации выбрать, какой из способов получения заявок реализовать (устанавливают не обязанность, а право организации), однако такая позиция противоречит нормам права, поскольку в силу абз. 6 п. 40 Правил подключения прямо установлена обязанность теплоснабжающей организации обеспечить процедуру получения идентификатора и пароля от личного кабинета посредством регистрации на сайте. В связи с чем заявитель полагает, что положения п. 40 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2115 истолкованы судом неверно.

Помимо этого заявитель ссылается на то, что в решении суд указывает, что постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2024 № 864 изменяет порядок технологического подключения к тепловым сетям, в том числе, порядок подачи заявки на подключение и организацию обмена документами между заявителем и исполнителем, однако и действующая на момент подачи искового заявления редакция Правил подключения содержит обязанность теплоснабжающей организации обеспечить процедуру получения идентификатора и пароля от личного кабинета посредством регистрации на сайте, при этом, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2024 № 864 определено, что оно вступает в силу с 01.03.2025, в связи с чем на момент принятия решения суда от 04.07.2024 постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2024 № 864, на которое ссылается суд, не вступило в силу. На основании изложенного заявитель считает, что суд при принятии решения по делу применил нормативно-правовой акт, не подлежащий применению, положив его в основу решения, не мотивировал в решении причины отклонения доводов истца о толковании норм права, в связи с чем просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В письменных возражениях на апелляционное представление МУП «Тепловые сети» Чернушинского городского округа просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Пермской краевой прокуратуры на доводах апелляционного представления настаивает.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможно рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

При рассмотрении спора судом установлено и следует из материалов дела, что организацией, обеспечивающей теплоснабжение на территории Чернушинского городского округа является МУП «Тепловые сети».

Прокуратурой Чернушинского района в рамках осуществления надзора за исполнением градостроительного законодательства проведена проверка исполнения МУП «Тепловые сети» законодательства об обеспечении условий для технологического подключения потребителей, в ходе, которой установлены существенные нарушения в указанной сфере.

В ходе проверки установлено, что МУП «Тепловые сети» имеет официальный сайт https://teplo-chern.ru/.

На официальном сайте личный кабинет для юридических лиц не организован.

В разделе сайта «Личный кабинет» содержится информация о том, что кабинет для юридических лиц находится в стадии разработки. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются, подтверждаются коммерческим предложением на разработку личного кабинета клиента.

Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями статей 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 13, 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 35, 40 Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2115, суд пришел к выводу, что по причине отсутствия личного кабинета пользователя для юридических лиц МУП «Тепловые сети» не обеспечена возможность получения заявителем сведений об основных этапах обработки заявок в режиме реального времени. Также, исходя из того, что установлена возможность обращения юридических лиц в электронном виде посредством единого портала Госуслуг, что представителем истца не оспаривается, и подтверждается инструкцией по работе с Веб-виджетом «Платформы обратной связи» на сайте Госуслуги, суд пришел к выводу о том, что на момент принятия решения изменились требования к получению технических условий подключения, заключения договора о подключении и оформления акта о подключении, исполнитель обеспечивает возможность подачи заявителем запроса о предоставлении технических условий подключения или заявки на заключение договора о подключении и обмена между исполнителем и заявителем документами любым способом, с учётом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2024 № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», где для исполнителя определена обязанность обеспечить посредством своего официального сайта в сети «Интернет» возможность получения заявителями, в том числе юридическими лицами на безвозмездной основе идентификатора и пароля, и которое вступает в силу с 01.04.2025, в связи с чем не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции полагает, что решение

Чернушинского городского суда Пермского края от 04.07.2024 подлежит отмене ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.

Согласно абз. 5 пункта 40 «Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2115 (далее – Правила), подача заявок и документов в электронной форме осуществляется заявителем с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта теплоснабжающей или теплосетевой организации в порядке, установленном исполнителем, либо посредством единой системы идентификации и аутентификации информационно-телекоммуникационных инструментов, предоставленных единым порталом государственных услуг. Информация о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля размещается на сайте теплоснабжающей или теплосетевой организации. Для получения идентификатора и пароля заявитель проходит процедуру регистрации на указанном сайте с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета заявителя - для физических лиц, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя и идентификационного номера налогоплательщика - для индивидуальных предпринимателей, основного государственного регистрационного номера и идентификационного номера налогоплательщика - для юридических лиц.

Из буквального толкования данной нормы следует, что заявитель вправе сам выбирать, каким способом подавать заявки и документы - с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта теплоснабжающей или теплосетевой организации в порядке, установленном исполнителем, либо посредством единой системы идентификации и аутентификации информационно-телекоммуникационных инструментов, предоставленных единым порталом государственных услуг.

Вместе с тем ответчиком обеспечен только один из двух предусмотренных данными Правилами способов подачи заявок и документов – через единый портал госуслуг. Данное обстоятельство лишает заявителей возможности выбора между двумя способами, право на которые предусмотрены п. 40 Правил.

Позиция ответчика, по мнению суда апелляционной инстанции, основана на неверном толковании норм права.

Также абз. 40 Правил предусмотрена обязанность теплоснабжающей или теплосетевой организации размещать на своём сайте информацию о порядке выдачи и использования идентификатора и пароля, для получения которых заявитель проходит процедуру регистрации на указанном сайте.

Ссылка суда на Постановление Правительства РФ от 27.06.2024 № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» является безосновательной, поскольку данное постановление не вступило в законную силу.

В связи с этим судебная коллегия полагает, что решение Чернушинского городского суда Пермского края от 04.07.2024 подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора, заявленных в интересах неопределённого круга лиц, в полном объеме. При этом судебная коллегия не усматривает оснований для установления срока исполнения ответчиком возложенной на него обязанности в течение 6 месяцев, поскольку прокурором требования об этом надлежащим образом не заявлялись, устное заявление под протокол судебного заседания об установлении срока исполнения решения не является уточнением исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку все уточнения иска должны быть сделаны в письменном виде.

Вместе с тем ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением о предоставлении ему отсрочки исполнения решения суда при наличии к тому объективных оснований.

Согласно п. 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное представление прокуратуры Чернушинского района удовлетворить.

Решение Чернушинского городского суда Пермского края от 04.07.2024- отменить. Принять по делу новое решение.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» Чернушинского городского округа обязанность:

-обеспечить организацию на официальном сайте личного кабинета пользователя для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возможности подачи заявок и документов на технологическое подключение в электронной форме с использованием идентификатора и пароля, выданных посредством сайта, с возможностью получения заявителями идентификатора и пароля посредством регистрации на сайте;

- обеспечить размещение на сайте информации о порядке выдачи и использования пароля к личному кабинету для физических и юридических лиц.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» Чернушинского городского округа государственную пошлину 6000 рублей в доход местного бюджета.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 октября 2024 года.

33-11038/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокуратура Чернушинского района Пермского края
Ответчики
МП "Тепловые сети"
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Иванова Елена Витальевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
22.08.2024Передача дела судье
26.09.2024Судебное заседание
04.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2024Передано в экспедицию
26.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее