Решение по делу № 33-2069/2022 от 14.06.2022

Судья Кустова Е.С. №33-2069/2022

УИД № 10RS0017-01-2021-002148-53

Дело № 2-84/2022 (№ 2-1078/2021)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2022 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Маловой Н.Б., Мишеневой М.А.

при секретаре Полат И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Сортавальского муниципального района на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20 апреля 2022 г. по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района», администрации Сортавальского муниципального района об обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Иск предъявлен по тем основаниям, что муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района» (далее также - МУП «ЖКХ СМР», муниципальное предприятие) является зарегистрированной в установленном порядке ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность в соответствии с основным видом деятельности - забор, очистка и распределение воды и услуги по холодному водоснабжению населения. В собственности муниципального образования Сортавальского муниципального района находятся объекты водоснабжения и водоотведения на территориях Кааламского и Хаапалампинского сельского поселения. МУП «ЖКХ СМР» приняло на себя обязанность по оказанию услуг в сфере водоснабжения на территории Кааламского и Хаапалампинского сельского поселения в поселках: Кааламо, Партала, Пуйккола, Рускеала, Хаапалампи с июля 2015г. Источником питьевого водоснабжения (.....) является залив Отсойсенлахти Ладожского озера; (.....) - река Тохма, (.....) - река Тохма; (.....) — озеро Пялъярви, (.....) - озеро Пялъярви. Истец указывает, что проекты зон санитарной охраны (далее также - проект ЗСО) источников водоснабжения поселков Кааламо, Партала, Пуйккола, Рускеала, Хаапалампи не разработаны и не утверждены, с момента осуществления деятельности по водоснабжению и по настоящее время МУП «ЖКХ СМР» не проводит мероприятия по разработке проектов ЗСО. Указанное бездействие создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым, нарушает права неопределенного круга лиц.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит признать действия (бездействия) МУП «ЖКХ СМР» в отношении неопределенного круга лиц, связанных с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства в части эксплуатации без санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и объектов водоснабжения (комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями) на территории поселков Сортавальского муниципального района (.....) Республики Карелия: (.....), обязать МУП «ЖКХ СМР» разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, переданных в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ СМР», расположенных на территориях поселков Сортавальского муниципального района (.....) Республики Карелия: (.....); получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения на указанных объектах водоснабжения, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, установить срок для выполнения МУП «ЖКХ СМР» указанных мероприятий – 01 декабря 2022 г., обязать администрацию Сортавальского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, на момент рассмотрения дела по существу истец просил обязать МУП «ЖКХ СМР» разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, переданных в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ СМР», расположенных на территориях поселков Сортавальского муниципального района Республики Карелия: (.....); обязать МУП «ЖКХ СМР» в срок до 01 июля 2023 г. получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, на объекты водоснабжения, расположенные на территориях поселков Сортавальского муниципального района (.....) Республики Карелия: (.....), обязать администрацию Сортавальского муниципального района профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных на территориях поселков Сортавальского муниципального района (.....) Республики Карелия: (.....).

Определением судьи к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, администрация Кааламского сельского поселения, администрация Хаапалампинского сельского поселения, ООО «Карелводоканал», администрация муниципального образования «Сортавальское городское поселение».

Решением суда иск удовлетворен частично. Суд возложил на МУП «ЖКХ СМР» обязанность разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, переданных в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ СМР», расположенных на территориях поселков Сортавальского муниципального района (.....) Республики Карелия: (.....); возложил на МУП «ЖКХ СМР» обязанность в срок до 01 июля 2023 года получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, на объекты водоснабжения, расположенные на территориях поселков Сортавальского муниципального района (.....) Республики Карелия: (.....).

Суд возложил на администрацию Сортавальского муниципального района обязанность профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных на территориях поселков Сортавальского муниципального района (.....) Республики Карелия: (.....); в удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

Суд также взыскал с МУП «ЖКХ СМР» в доход бюджета Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере 6000 руб.

С таким решением суда не согласен ответчик администрация Сортавальского муниципального района (далее также – Администрация). В своей апелляционной жалобе просит его отменить в части возложения на нее обязанности профинансировать мероприятия по разработке испрашиваемого проекта, при этом соглашается с решением в части возложения такой обязанности на муниципальное предприятие. Мотивирует доводы своей жалобы тем, что правовые основания для привлечения Администрации в качестве исполнения обязанности солидарно отсутствуют. Не согласна с применением судом ст. 322 ГК РФ в части наличия солидарных обязанностей, не закреплена такая обязанность и в заключенных договорах и . Обращает внимание судебной коллегии на то, что собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Считает, что муниципальное предприятие исполняет все предусмотренные ст. 23 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязанности в части обеспечения качества питьевой воды. Полагает, что истец не представил доказательств превышения допустимых нормативов качества питьевой воды, что, в свою очередь, требовало бы принятия Администрацией мер по обеспечению качества питьевой воды.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Администрация Сортавальского муниципального района направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, поддержала доводы своей жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

С учетом изложенного судом апелляционной инстанции дело рассматривается в пределах доводов апелляционной жалобы Администрации Сортавальского муниципального района, которая обжалует решение суда первой инстанции только в части возложения на нее обязанности профинансировать мероприятия по разработке испрашиваемого проекта.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что МУП «ЖКХ СМР» является зарегистрированной в установленном порядке ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность в соответствии с основным видом деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014) - забор, очистка и распределение воды, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно уставу МУП «ЖКХ СМР» функции учредителя предприятия осуществляет администрация Сортавальского муниципального района, действующая на основании Устава Сортавальского муниципального района.

Распоряжением Администрации Сортавальского муниципального района от 05 августа 2015 г. «О закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района» имущества» за МУП «ЖКХ СМР» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, находящееся в казне Сортавальского муниципального района, согласно Приложению , в частности, объекты водоснабжения: комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями, расположенные на территориях: Республика Карелия, Сортавальский муниципальный район, (.....).

Договорами и о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 05 августа 2015 г., заключенным между администрацией Сортавальского муниципального района и МУП «ЖКХ СМР», последнему в хозяйственное ведение передано имущество – объекты водоснабжения: комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями на территории (.....) муниципального района.

Таким образом, МУП «ЖКХ СМР» приняло на себя обязанность по оказанию услуг в сфере водоснабжения на территории Кааламского и Хаапалампинского сельского поселения в поселках: Кааламо, Партала, Пуйккола, Рускеала, Хаапалампи с августа 2015 года. Указанные объекты водоснабжения относятся к муниципальному имуществу Сортавальского муниципального района. Проект зон санитарной охраны в отношении указанных объектов не разрабатывался, санитарно-эпидемиологические заключения по ним не получены, что сторонами не оспаривалось.

Источником питьевого водоснабжения (.....) является залив Отсойсенлахти Ладожского озера; (.....) - река Тохма, (.....) - река Тохма; (.....) - озеро Пялъярви, (.....) - озеро Пялъярви.

Согласно ч.1 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации (далее также – ВК РФ) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч.2 ст.43 ВК РФ).

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

26 августа 2021 г. между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и МУП «ЖКХ СМР» заключены договоры водопользования для целей забора (изъятия) водных ресурсов из реки Тохма-йоки, местом осуществления водопользования является: Республика Карелия, (.....) и (.....). В соответствии с условиями договоров МУП «ЖКХ СМР» обязан в срок до 30 июля 2023 г. разработать, согласовать в установленном законом порядке проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и представить его вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением в Уполномоченный орган (Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия) для утверждения (пп. х п. 18).

Суд первой инстанции, проанализировав приведенные в решении положения действующего законодательства, в том числе Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. №10, установив, что ответственным по разработке проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, переданных в хозяйственное ведение, и по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, на объекты водоснабжения, расположенные на территориях поселков Сортавальского муниципального района (.....) Республики Карелия: (.....), является МУП «ЖКХ СМР», возложил на него соответствующие обязанности.

Кроме того, суд возложил на администрацию Сортавальского муниципального района обязанность профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенных на территориях поселков Сортавальского муниципального района (.....) Республики Карелия: (.....).

Поскольку решение суда МУП «ЖКХ СМР» не обжалует, а администрация Сортавальского муниципального района также не возражает относительно возложения соответствующих обязанностей на муниципальное предприятие, суд апелляционной инстанции на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе администрации Сортавальского муниципального района.

Ставя вопрос об отмене решения суда в обжалуемой части, Администрация полагает, что не должна нести ответственность солидарно с муниципальным предприятием, поскольку собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия, на него не может быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обязанность по выполнению которых возложена на МУП «ЖКХ СМР».

С данным доводом апелляционной жалобы согласиться нельзя, поскольку в силу части 2 статьи 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416 «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, установлению в соответствии с Земельным и Водным кодексами Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лежат на муниципальном образовании Сортавальский муниципальный район Республики Карелия, исполнительно-распорядительным органом которого является Администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Согласно п.1 ч.1, ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416 «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Принимая во внимание предусмотренный указанными выше нормативными актами объем полномочий и обязанностей органов местного самоуправления в сфере водоснабжения населения, а также то, что администрация Сортавальского муниципального района Республики Карелия осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества независимо от того, передано ли оно другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда о необходимости возложения на администрацию указанного муниципального образования обязанности профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и объектов водоснабжения (комплексы водозаборных, водонасосных сооружений с водопроводными сетями) на территории поселков Сортавальского муниципального района (.....) Республики Карелия: (.....).

Передача Администрацией объектов водоснабжения населения в пользование соответствующей организации водоснабжения, вопреки доводам жалобы, не освобождает её от финансирования исполнения муниципальных полномочий по водоснабжению и, соответственно, соблюдению санитарного законодательства в этой сфере.

Ссылка подателя жалобы на применение судом положений ст. 322 ГК РФ основана на неверном толковании норм права. Суд в своем решении не ссылался на положения данной статьи.

Ссылка Администрации на то обстоятельство, что имеются проекты на строительство новых водозаборов в (.....) и (.....), не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку в настоящее время новые водозаборы не построены и в эксплуатацию не введены, тогда как планирование строительства в будущем новых источников водоснабжения само по себе не освобождают уполномоченных лиц от необходимости содержания в надлежащем состоянии действующих в настоящий момент систем водоснабжения, в том числе при надлежащей организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включая разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Доводы Администрации об отсутствии водозабора в (.....) собранными по делу доказательствами не подтверждены. Напротив, договорами и о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 05 августа 2015 г., заключенными между администрацией Сортавальского муниципального района и МУП «ЖКХ СМР», подтверждается передача МУП «ЖКХ СМР» соответствующего имущества в (.....).

В том части, в которой судом первой инстанции было отказано в удовлетворении исковых требований, решение суда первой инстанции не обжалуется лицами, участвующими в деле, а потому предметом проверки суда апелляционной инстанции являться в указанной части не может.

Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда, они были предметом исследования судом первой инстанции, им в решении дана надлежащая оценка. По существу доводы жалобы сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 20 апреля 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Сортавальского муниципального района – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-2069/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РК
Ответчики
Администрация Сортавальского муниципального района
МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство СМР"
Другие
Администрация МО "Сортавальское городское поселение"
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Администрация Хаапалампинского сельского поселения
ООО "Карелводоканал"
Администрация Кааламского сельского поселения
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Степанова Татьяна Геннадьевна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
14.06.2022Передача дела судье
12.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2022Передано в экспедицию
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее