Дело № 2-1164/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2015 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
судьи Боровковой Л.В.,
при секретаре Соловьевой К.Н.,
с участием прокурора – ст. помощника прокурора г. Дивногорска Че М.А.,
представителей ответчиков Шведюк В.Г., действующего на основании Устава,
Киселевой Е.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9», администрации г. Дивногорска о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения, системы контроля управления доступом в учреждение, заключении договора с лицензированной охранной организацией, по финансированию указанных мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9», администрации г. Дивногорска о возложении обязанности на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» оснастить образовательное учреждение системой видеонаблюдения, системой контроля управления доступом в учреждение, по организации охраны образовательного учреждения путем заключения договора с охранной организацией, имеющей соответствующую лицензию, в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности на администрацию муниципального образования г.Дивногорск предоставить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» необходимые денежные средства в случае их недостаточности на выполнение указанных мероприятий в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя тем, что при проведении прокуратурой города Дивногорска проверки соблюдения учреждениями образования города Дивногорска требований законодательства о противодействии терроризму установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» отсутствует система видеонаблюдения, что не соответствует требованиям антитеррористической защищенности.
Кроме этого, в учреждении образования не организована охрана учреждения силами специализированной организации на договорной основе, отсутствует система контроля управления доступом в здание учреждения, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала муниципального образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Отсутствие системы видеонаблюдения, охраны охранными предприятиями отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, из которых большинство дети, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
Непринятие мер по обеспечению террористической защищенности здания школы может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Таким образом, установка системы видеонаблюдения, заключение договора охраны образовательного учреждения охранной организацией является обязательным, так как выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
В 2015 году прокуратурой г.Дивногорска в адрес директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Нарушение ответчиком требований антитеррористической защищенности может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Учитывая, что учредителем и собственником имущества МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» является муниципальное образование г.Дивногорск, от имени которого полномочия собственника осуществляет администрация г.Дивногорска, она обязана осуществлять финансирование и материально – техническое обеспечение деятельности образовательных учреждений.
Прокурор Че М.А. в судебном заседании поддержал иск по основаниям, аналогичным изложенным в нем.
Представитель ответчика – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Шведюк В.Г. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель ответчика – администрации г.Дивногорска Киселева Е.В. в судебном заседании исковые требования также не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с п. 2.6 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания с соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников школы.
Согласно акту проверки готовности общеобразовательного учреждения к ДД.ММ.ГГГГ учебному году от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 9» рекомендовано установить систему видеонаблюдения, систему управления доступа в здание.
В адрес муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» ДД.ММ.ГГГГ за № было направлено представление прокурора <адрес> с требованием устранения вышеуказанных нарушений в рамках законодательства о противодействии экстремизму, терроризму, которое оставлено ответчиком без удовлетворения.
Кроме того, согласно сообщению ОП № МУ МВД России «Красноярское» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врио заместителя начальника ОУУПиДН ОП № МУ МВД России «Красноярское» ФИО4, начальника ПЦО ОВО по г. Дивногорску ФИО5, входящими в состав комиссии по обследованию муниципальных образовательных учреждений по готовности к новому ДД.ММ.ГГГГ учебному году, обследована антитеррористическая защищенность образовательных учреждений г. Дивногорска.
При проведении обследования выявлены следующие нарушения антитеррористической и противокриминальной защищенности общеобразовательных учреждений, в том числе в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 9» отсутствуют: система видеонаблюдения, система управления контролем доступа в здание, квалифицированная физическая охрана.
Как следует из Конвенции о правах ребенка, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В силу положений ст. ст. 2, 20, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
19.01.2010 Главным управлением внутренних дел по Красноярскому краю, Министерством образования и науки Красноярского края, Главным управлением МЧС России по Красноярскому краю, Управлением федеральной службы безопасности по Красноярскому краю издан совместный приказ №693/1028/831/168, которым утверждена Инструкция по организации охраны и обеспечению безопасности общеобразовательных учреждений Красноярского края, согласно п. 10.1 которой в каждом учреждении, в котором находится до 500 человек обучающихся, устанавливается работник охранного предприятия, осуществляющего охранную деятельность на профессиональной основе в соответствии с законодательством РФ. В учреждениях с численностью обучающихся более 500 человек, а также имеющих большую территорию, количество постов и численность работников охраны, порядок несения службы и взаимодействие охранного и преподавательского персонала с милицией при возникновении ЧС согласовывается с ОВД.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 6.44 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная версия СНиП 31-06-2009" предусмотрено, что в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
В силу пункта 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная версия СНиП 31-06-2009" для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Как следует из приложения «В» к Своду правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на здания и помещения учебно-воспитательного назначения.
При этом установка данных систем не нарушает целостность и конструктивные особенности зданий и направлена на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Кроме того, выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Так, согласно п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).
При таких обстоятельствах доводы представителей ответчиков, отраженные в отзывах на исковое заявление, подлежат отклонению.
На основании вышеизложенного суд полагает, что отсутствие в школе системы технического контроля за обстановкой - видеонаблюдения, системы контроля управления доступом в учреждение, договоров с лицензированной охранной организацией нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
С учетом изложенного суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора г.Дивногорска, обязать ответчиков устранить указанные нарушения.
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 900 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» оснастить образовательное учреждение системой видеонаблюдения, системой контроля управления доступом в учреждение, заключить договор с охранной организацией, имеющей соответствующую лицензию, в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При недостаточности денежных средств, необходимых для выполнения указанных мероприятий, обязать администрацию г.Дивногорска предоставить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 9» необходимые денежные средства в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 900 (девятисот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
СОГЛАСОВАНО
Судья _________________________Л.В. Боровкова