Дело № 2а-4346/2019
УИД: 21RS0023-01-2019-004875-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Н.В., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Дельмана А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Урмарского района Чувашской Республики к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор РФ) в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Урмарского района Чувашской Республики, реализуя предоставленные ему ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) полномочия, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в нем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В ходе проверки выявлен сайт: ------, где в свободном доступе для неограниченного круга лиц размещена информация о способах остановки счетчиков расхода воды путем использования магнитов. Указанная информация, полагает прокурор, нарушает также требования жилищного законодательства, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ, либо состав уголовного правонарушения по ст. 165 УК РФ и является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Доступ на указанный сайт, указывает прокурор, свободный, предварительная регистрация либо введение логина и пароля не требуется, ознакомиться с размещенной на нем информацией может любой интернет - пользователь. В силу положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Прокурор также указывает, что на момент проверки адреса страницы сайта, на котором размещена названная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространений которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.
В судебном заседании прокурор поддержал данный иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии), направил в адрес суда письменный отзыв и заявление о рассмотрении данного искового заявления без его участия.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17 марта 2008 г. N 351 «О мерах по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» сеть Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью международного информационного обмена, доступ к которой не ограничен определенным кругом лиц.
Органы прокуратуры, являясь единой федеральной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории, в рамках предоставленных им полномочий, участвуют в правовом регулировании отношений, в том числе и возникающих в сети Интернет, выявляют и пресекают правонарушения со стороны ее участников и пользователей, координируют деятельность контролирующих и правоохранительных органов в указанной сфере. В целях ограничения свободного доступа к интернет-ресурсам с противозаконным содержанием прокурор использует весь комплекс мер реагирования, в том числе и путем предъявления заявлений об ограничении доступа к таким интернет-ресурсам по правилам ст. 39 КАС РФ.
Целью данного обращения прокурора является защита интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с последующим включением сведений в «Единый реестр доменных имен», указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной, что отвечает требованиям ст. 39 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Согласно ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч. 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей в Российской Федерации осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации. Передача информации при этом может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
По правилам ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
По делам о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
В соответствии со ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги, согласно ст. 157 ЖК РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 установлено, что потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (подпункт "г"); своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "и").
Таким образом, обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме по их фактическому потреблению предусмотрена законом и возникает эта обязанность с момента возникновения права собственности или заключении договора найма.
При этом, согласно пункту 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе: самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета (г); несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (е).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Урмарского района Чувашской Республики в ходе мониторинга Интернет-ресурсов выявлен сайт: ------, где в открытом доступе для неограниченного круга лиц размещена информация о способах незаконного вмешательства в работу приборов учета потребления коммунальных ресурсов, позволяющих снижать количество их потребления.
Названная информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 7.27, ст. 7.27.1 КоАП РФ), так и уголовная ответственность (ст.158, 165 УК РФ) и фактически является распространением запрещенной информации.
Нахождение в открытом доступе подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе, конституционное право граждан на проживание в правовом государстве. Указанная информация также оказывает негативное влияние на правосознание граждан, создает угрозу основам конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.
Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 15.1,15.2,15.3 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: ------, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии) для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 15 августа 2019 года.