Решение по делу № 2-404/2023 (2-5771/2022;) от 20.10.2022

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

2 февраля 2023 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Милаховой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-404/23 по иску Степановой С. А. и Шалевой И. В. к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об обязании совершить действия,

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                            В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 февраля 2023 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Милаховой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-404/23 по иску Степановой С. А. и Шалевой И. В. к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об обязании совершить действия,

установил:

Степанова С.А. и Шалева И.В. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с иском к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об обязании совершить действия. В обоснование иска указывают, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес>, уполномоченным от имени собственников помещений участвовать в приёмке выполненных работ, которому предоставлены права координации предложений по проектно-сметной документации, контролю за проведением предложений по проведению работ по капитальному ремонту помещений избрана Степанова С.А. В соответствии с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем дома должен был быть осуществлен с 2019 г. по 2021 г. ООО «Авангард» в соответствии с договором №ПД3323-20 обязалось с 21.12.2020 г. по 30.09.2021 г. выполнить капитальной ремонт внутридомовых инженерных систем. Ремонт не был начат. 1.08.2022 г. НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» заключило договор №ПД6300-20 с ООО «Акватехника» на выполнение капитального ремонта инженерных систем. Договор носит фиктивный характер, обе стороны не имели намерений его выполнять. Со дня заключения договора прошло более 2,5 месяцев, однако работы не начаты. Заказчик не расторг договор №ПД6300-20 в связи с задержкой выполнения работ более чем на 10 календарных дней (п.14.4.2 договора). Просят обязать расторгнуть договор №ПД6300-20 от 1.08.2022 г. между Некоммерческой организацией «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» и ООО «Акватехника», заключить договор с подрядчиком путём проведения конкурсных процедур в течение 1,5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание истицы заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика по доверенности от 30.12.2022 г. №2 Зинатуллин Н.Н. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 37-39).

Третье лицо ООО «Акватехника» представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, отзыва на иск не представило.

Третье лицо Монтина В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства дела признаётся извещённой применительно к положениям п.2 ст.117 ГПК РФ, п.1 ст.165.1 ГК РФ, отзыва на иск не представило.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счёт средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно п.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета; 3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета; 5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора; 6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта РФ и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с п.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счёт средств, полученных за счёт платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, за счёт субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета, за счёт иных не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп.3, 4, 5 п.2 ст.182 ЖК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 6.06.2013 г. №247 Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (п.2 ст.168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта РФ обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, сроком на 3 года с распределением по годам в пределах указанного срока (п.7 ст.168 ЖК РФ).

Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем 1 раз в год.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 г. №707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 г. №1027 утверждён региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2019-2021 гг.

Согласно указанной региональной программе предусмотрено, в частности, выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем и подвальных помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, до 31.12.2021 г.

Капитальный ремонт указанного дома не проведён, что ответчиком не отрицается.

1.08.2022 г. ответчик заключил с ООО «Акватехника» договор подряда №ПД6300-20 (л.д. 46-57) на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем и подвальных помещений в указанном выше доме.

Срок выполнения работ по условиям договора – 30.12.2022 г. К указанной дате работы выполнены не были, более того, ответчик признаёт, что подрядчик и не приступал к их выполнению, поскольку собственники не допустили его к производству работ, не подписав акт передачи объекта.

Истицы полагают, что выбранный ответчиком подрядчик не в состоянии провести требуемые работы. По мнению истиц, договор заключён обеими сторонами формально, без намерений его исполнять. Целью сторон договора, по мнению истиц, было создание видимости выполнения ответчиком своих обязанностей по организации ремонта.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений.

Истицами не представлено доказательств отсутствия у ООО «Акватехника» возможности исполнить договор подряда, отсутствия у сторон договора намерения его исполнять.

В деле имеется переписка ООО «Акватехника» с истицей Степановой С.А. как уполномоченной представительницей собственников многоквартирного дома (л.д. 58-60), из которой следует, что подрядчик заявлял о намерении приступить к работам, просил подписать с ним акт передачи объекта, однако Степанова С.А. от подписания отказалась, ссылаясь на нерешённость вопросов финансирования ремонта (л.д. 64).

Доводы истиц о том, что ответчик не расторг договора с ООО «Акватехника», хотя нарушение сроков начала выполнения работ давало ему такую возможность, и не потребовал уплаты неустойки в 10 000 рублей, предусмотренную п.6.1.20 договора, не указывают на наличие сговора между заказчиком и подрядчиком, направленного на неисполнение договора.

Расторжение договора подряда в связи с нарушением сроков начала и окончания работ, сроков выполнения отдельных этапов работ является правом, а не обязанностью заказчика.

По этой причине требование истиц об обязании ответчика расторгнуть договор с подрядчиком не может быть удовлетворено. У ответчика отсутствует юридическая обязанность расторгать договор с подрядчиком.

Из материалов дела усматривается, что ранее, 21.12.2020 г. ответчик заключил договор подряда на ремонт внутридомовых инженерных систем и подвальных помещений в доме истиц с другим подрядчиком, ООО «Авангард». Однако договор не был исполнен подрядчиком, а 18.04.2022 г. стороны его расторгли в связи с необходимостью увеличения сметы более чем на 15% (л.д. 40-41). Проведённые после этого 26.05.2022 г. торги на право заключения нового договора подряда были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок (л.д. 42-45). Лишь после этого ответчик заключил договор с ООО «Акватехника» как с единственным подрядчиком.

Согласно данным Государственной жилищной инспекции (https://ezhkh-portal.samregion.ru/?r=site/houseInfo&id=325219) <адрес> выстроен в 1941 г. (очевидно, по методу т.н. «народной стройки»), в нём имеется 12 квартир суммарной площадью 437 м2, в которых проживает 26 человек. Иными словами, речь идёт о старом доме с изношенными коммуникациями, расположенном в непрестижной локации, квартиры в котором не соответствуют современным представлениям о качестве жилья и не котируются на рынке недвижимости. Выполнение ремонта коммуникаций в соответствии с принятыми стандартами качества требует значительных затрат, в то же время отчисления собственников помещений на капитальный ремонт, очевидно, невелики из-за малой площади квартир. Очевидно, что эти обстоятельства делают подряд на ремонт коммуникаций в этом доме непривлекательным для участников соответствующего рынка. По этой причине нежелание ответчика расторгать договор с единственным подрядчиком, согласившимся выполнять эти работы, представляется вполне разумным.

Безусловно, интерес истиц в проведении качественного ремонта коммуникаций в их доме, объясним и заслуживает всяческого уважения. Однако ими в данном случае избран ненадлежащий способ защиты права. Расторжение уже заключённого договора подряда никак не будет способствовать достижению этой цели. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания своего имущества. Следовательно, истицы и другие собственники помещений в этом доме обязаны самостоятельно финансировать его ремонт. Если собственники полагают, что ответчик не может обеспечить надлежащую организацию ремонта, они вправе отказаться от посреднической функции ответчика, открыть специальный счёт, перевести на него собранные с них ответчиком в виде взносов на проведение капитального ремонта средства, провести, при необходимости, дополнительный сбор средств и самостоятельно заключить договор с тем подрядчиком, которому они доверяют, и на тех условиях, которые считают правильными.

Следует также отметить, что удовлетворение требований истиц сделало бы, по сути, невозможным исполнение решения Ленинского районного суда г. Самары от 26.12.2022 г. (л.д. 101-107) по иску Монтиной В.А. к НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта»» об обязании провести капитальный ремонт коммуникаций в течение полугода, которое в настоящее время уже вступило в законную силу, истицами по настоящему делу это решение не обжаловалось.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 9.02.2023 г.

Судья            (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2-404/2023 (2-5771/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степанова Светлана Александровна
Шалева Ирина Владимировна
Ответчики
НО "ФКР"
Другие
Монтина Вера Александровна
ООО "Акватехника"
Суд
Ленинский районный суд г. Самара
Судья
Болочагин Владимир Юрьевич
Дело на сайте суда
leninsky.sam.sudrf.ru
20.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2022Передача материалов судье
27.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.12.2022Предварительное судебное заседание
15.12.2022Предварительное судебное заседание
19.12.2022Предварительное судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее