
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Новиковой О.Н,
с участием представителя Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Косолапова В. Н. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Косолапов В.Н. обратился в суд с иском к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении ему социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого, ссылаясь на наличие у него права на выделение социальной выплаты. В заявлении истец указал, что на момент ликвидации шахты имени Ленина он и <...> -ФИО1 проживали и были зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес>. Собственником вышеназванного дома по праву наследования является ФИО1 В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 была предоставлена квартира по адресу: <адрес> и она снялась с регистрационного учета. Жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности, в настоящее время проживать в нем невозможно, физический износ дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил №%. Указанное жилое помещение является для него единственным местом для проживания, другого жилья он не имеет. Считает, что он имеет право на получение социальной выплаты для приобретения другого жилого помещения.
В судебное заседание истец не явился по неизвестной суду причине. О явке извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, имеется расписка. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии истца, поскольку доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представлены.
Представитель Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. иск не признала, право истца на получение социальной выплаты оспаривает, указав, что истец в ДД.ММ.ГГГГ году был обеспечен другим жилым помещением, что подтверждает ордер на занятие жилого помещения по адресу: <адрес>. Истец также не является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, являлся членом семьи собственника дома -ФИО1
Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, в адрес суда направил письменный отзыв, из которого следует, что с составе проекта ликвидации шахты имени Ленина имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке дом № № по <адрес> не значится. В соответствии с Правилами получателями средств федерального бюджета по направлениям финансирования « Снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных ( сланцеввых) шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности»; « Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении ( строительстве жилья взамен сносимого» являются органы местного самоуправления.
Формирование списков и установление очередности предоставления социальных выплат являются исключительным правом органа местного самоуправления-получателя бюджетных средств, то есть администрация Кизеловского муниципального района.
Третье лицо по делу ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:.
Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации социальные выплаты устанавливаются законом, то есть находятся в компетенции органов законодательной власти.
Основы государственной политики в области добычи ( переработки) и использования угля
( горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении и деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности от 20.06.1996 года № 81-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона « О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 " О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона " О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности " утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 ( с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты
( разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов
( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В материалах проекта ликвидации шахты на каждый ветхий дом, непригодный для проживания по критериям безопасности и находящийся в зоне влияния горных работ ликвидируемой шахты должны быть приведены:
-планы горных работ с нанесением всех жилых домов попавших в зоны подработки, в том числе выделены ветхие дома, непригодные для проживания по критериям безопасности;
-подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ;
-заключение Бюро технической инвентаризации, подтверждающий технический износ дома ;
-заключение ВНИМИ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения ( строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника
( нанимателя).
Комплексом мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах, утвержденных приказом № 177 Минэнерго России от 27 июля 2006 года, предусмотрело переселение только включенных в действующий список переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденного проекта ликвидации шахт ОАО « Кизелуголь».
Как было установлено судом и следует из материалов дела : шахта имени Ленина ОАО
« Кизелуголь» ликвидирована с 16.06. 1997 года, что подтверждается приказом № 157 от 13.06.1997 года ( л.д.28). Согласно свидетельства о праве на наследство ( л.д.7) собственником жилого дома по адресу: <адрес> по праву наследования является ФИО1 Из сведений о регистрации ( л.д. 6, 10, 13-19, 26 ) истец значится в регистрации в жилом доме по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ собственник указанного жилого дома-ФИО1 снята с регистрационного учета и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Согласно справки Кизеловского отдела Александровского филиала ГУП « Центр технической инвентаризации Пермского края» физический износ жилого дома по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года постройки, на дату последнего обследования ДД.ММ.ГГГГ, составляет №%, истец приватизированного жилья в г. Кизеле Пермского края не имеет ( л.д. 9, 12).
Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты имени Ленина, в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в ветхость и непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ( л.д.9).
Судом также с достоверностью установлено, что Администрацией города Кизела ДД.ММ.ГГГГ ( ордер № серии №) ФИО1 предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. В состав семьи включены: ФИО1; <...> - Косолапов В.Н., <...> - ФИО2 ( л.д.39). Из представленного в дело договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанная выше квартира ФИО1, являющейся ее собственником на основании договора на передачу квартир в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, продана в равнодолевую собственность ФИО2 ( л.д.27).
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец не может быть отнесен к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В результате анализа приведенных выше правовых норм, суд считает, что меры социальной защиты носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в таком жилье, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Моментом возникновения права на получение социальной выплаты признается дата закрытия угольной шахты. Основанием для включения в Списки и предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированных на данной площади гражданина и членов его семьи, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. При этом дом, в котором находится жилое помещение, должен быть признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения ОАО « ВНИМИ».
Судом было установлено, что истец не отвечает условиям, которые необходимы для признания его нуждающимся в переселении за счет средств федерального бюджета,поскольку как установлено в судебном заседании собственником жилого дома, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности является ФИО1, которой ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ликвидации шахты имени Ленина, была предоставлена благоустроенная квартира по адресу: <адрес>, в том числе предоставлена и на внука Косолапова В.Н. Впоследствии ФИО1 в 1999 году данную квартиру приватизировала и в ДД.ММ.ГГГГ году ее продала своему внуку ФИО2
Таким образом, истец в ДД.ММ.ГГГГ году был обеспечен жилым помещением и своей частью жилого помещения распорядился. При таких обстоятельствах полагать, что жилой дом по адресу: <адрес> является единственным и постоянным местом для проживания истца, у суда оснований не имеется.
Поскольку в 1997 году истец был обеспечен жилым помещением в составе семьи своей бабушки- ФИО1, то суд считает, что истец не является нуждающимся в финансовой помощи государства.
То обстоятельство, что квартирой по адресу: <адрес> данные лица распорядились, не имеет юридического значения для признания Косолапова В.Н. нуждающимся в получении социальной выплаты.
Таким образом, суд считает, что требования истца не подлежат удовлетворению, в предоставлении социальной выплаты Косолапову В.Н. следует отказать.
. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В иске Косолапову В. Н. к Администрации Кизеловского муниципального района о включении в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: подпись
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: О.Н. Новикова