УИД№ 03RS0007-01-2023-007782-87
Дело № 12-17/2024
РЕШЕНИЕ
4 марта 2024 г. г. Уфа
Судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Егорова Ю.С.,
рассмотрев жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Арсланбекова И. Б. ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан (далее по тексту – МО СП по ИОИП Главного Управления ФССП России по РБ) Арсланбекова И.Б. ... от < дата > юридическое лицо – Министерство здравоохранения Республики Башкортостан признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
На указанное постановление Министерством здравоохранения Республики Башкортостан принесена жалоба с просьбой об отмене решения должностного лица, прекращении производства по делу.
Требования мотивированы тем, что < дата > на основании исполнительного листа ФС ... от < дата >, выданного Кировским районным судом г.Уфы Республики Башкортостан по делу ... о необходимости бесперебойно обеспечивать Р.А.Ф. лекарственным препаратом МНН «...» (ТН «...») за счет средств бюджета РБ в назначенном ему объеме, возбуждено исполнительное производство ...-ИП. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до < дата > < дата > составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Минздрав Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан. Заявитель выполняет все действия, направленные на обеспечение пациентов необходимыми лекарственными препаратами, в связи с чем, полагает, что данные обстоятельства являются основанием для отмены постановления судебного пристава и прекращения производства по делу.
Жалоба подана в Советский районный суд ... < дата >, то есть в предусмотренные законом сроки.
Должностное лицо МОСП по ИОИП ГУФССП России по Республике Башкортостан, вынесшее постановление об административном правонарушении, его представитель, защитник Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, потерпевший Р.А.Ф., представитель прокуратуры Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
В силу ч.2 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело может быть рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от < дата > № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находится в открытом доступе в сети Интернет.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от < дата > N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (ч.2 ст.105 Закона об исполнительном производстве).
Как усматривается из материалов дела, решением Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от < дата > исковые требования прокурора Кировского района г.Уфы Республики Башкортостан, в интересах Р.А.Ф., удовлетворены. На Министерство здравоохранения Республики Башкортостан возложена обязанность по своевременному и бесперебойному обеспечению Р.А.Ф. лекарственным препаратом МНН «...» (ТН «...») за счет средств бюджета РБ в назначенном ему объеме (л.д.32-33).
< дата > ведущим судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП ГУФССП России по Республике Башкортостан возбуждено исполнительное производство ...-ИП на основании исполнительного листа ФС ... от < дата > Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником < дата > (л.д.29-30).
Требования по исполнительному документу подлежат немедленному исполнению - в течение суток с момента получения должником копии вышеуказанного постановления.
Поскольку требования исполнительного документа исполнены не были, ведущим судебным приставом-исполнителем в отношении министерства < дата > вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Указанное постановление получено министерством < дата > (л.д.28).
< дата > в отношении министерства вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до < дата > Постановление о назначении нового срока исполнения получено министерством < дата > (л.д.22).
Между тем, в срок, установленный должностным лицом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан требования исполнительного документа не исполнило.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения министерства к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Министерством здравоохранения Республики Башкортостан административного правонарушения подтвержден следующими доказательствами:
- копией исполнительного листа ФС ... от < дата > (л.д.32-33);
- постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП Главного управления ФССП России по РБ от < дата > о возбуждении исполнительного производства (л.д.29-30);
- постановлением от < дата > о взыскании исполнительского сбора (л.д.28);
- постановлением от < дата > о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до < дата > (л.д.22);
- протоколом об административном правонарушении ... от < дата > (л.д.18-19).
- обращением Р.А.Ф., согласно которому лекарственным препаратом МНН «...» (ТН «...») он не обеспечен (л.д.24-25).
В соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Действия Министерства здравоохранения Республики Башкортостан правильно квалифицированы по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Непризнание Министерством здравоохранения Республики Башкортостан своей вины в совершении административного правонарушения не может расцениваться как доказательство невиновности, а является способом защиты.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В силу ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указано выше, министерство привлечено к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, за неисполнение содержащегося в исполнительном листе требования обеспечить Р.А.Ф. лекарственным препаратом до < дата > - срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа.
Вопрос о действиях министерства с точки зрения ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет в рассматриваемом случае правовое значение для установления виновности министерства в совершении вмененного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.15 Закона об исполнительном производстве сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.
В соответствии п.1 ч.5 ст.16 Закона об исполнительном производстве срок, определенный в исполнительном документе календарной датой, оканчивается в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если исполнительным документом предписано совершить определенные действия до этой даты.
Учитывая, что сроки исполнения и порядок исчисления указанных сроков прямо установлен законом об исполнительном производстве, то исходя их буквального толкования п.1 ч.5 ст.16 вышеуказанного Закона указание судебным приставом-исполнителем срока исполнения решения суда «до < дата >» означает, что требование судебного пристава-исполнителя должно быть исполнено в предшествующий указанной в исполнительном документе дате, то есть до двадцати четырех часов < дата >
Следовательно, событие административного правонарушения наступило < дата >
Довод стороны защиты о надлежащем исполнении Министерством здравоохранения Республики Башкортостан судебного акта опровергается материалами дела.
Согласно представленным документам закупка лекарственного препарата МНН «...» (ТН «...») была произведена на основании контракта от < дата > < дата > товар поступил на склад БФ (л.д.72).
Как следует из письма ... ... ... ... от < дата > Р.А.Ф. с января по < дата > лекарственным препаратом МНН «...» (ТН «...») не обеспечен (л.д.50).
Из указанного письма также следует, что Р.А.Ф. обеспечен лекарственным препаратом МНН «...» (ТН «...») < дата > и < дата >, потребность закрыта до < дата > (л.д.50).
Доводы стороны защиты о том, что Р.А.Ф. на основании заключения генетика ... от < дата > принято решение врачебной комиссией организовать обеспечение лекарственным препаратом МНН «...» (ТН «...», «...», «... ...», «...», «...», «...», «...») и Р.А.Ф. по состоянию на < дата > был обеспечен лекарственным препаратом МНН «...» (ТН «...»), являются несостоятельными, поскольку согласно протоколу врачебной комиссии решение было принято лишь < дата > (л.д.73).
Кроме того, из заключения генетика ... от < дата > следует, что Р.А.Ф. рекомендован прием лекарственного препарата МНН «...» (ТН «...»), то есть замена препарата на иные не производилась (л.д.100).
Более того, из представленных документов следует, что прием лекарственного препарата МНН «...» (ТН «...») негативно сказывается на состоянии здоровья Р.А.Ф. (л.д.95-96).
Следовательно, по состоянию на < дата > Р.А.Ф. жизненно-важным лекарственным препаратом МНН «...» (ТН «...») не обеспечен, решение Кировского районного суда ... Республики Башкортостан от < дата > не исполнено.
Активных действий по исполнению решения суда в части обеспечения пациента медицинским изделием Министерством здравоохранения Республики Башкортостан не предпринималось, материалы дела доказательств, подтверждающих доводы стороны защиты, не содержат.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что Министерством Здравоохранения Республики Башкортостан не приняты все меры для обеспечения Р.А.Ф. лекарственным препаратом.
Министерством не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах бездействия.
Из доводов жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения организации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Министерству Здравоохранения Республики Башкортостан в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МО СП по ИОИП Главного Управления ФССП России по РБ Арсланбекова И.Б. ... от < дата > является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Арсланбекова И. Б. ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан оставить без изменения, а жалобу Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.С. Егорова